Сбербанк России
Сберба́нк Росси́и (публичное акционерное общество «Сбербанк России», ПАО «Сбербанк», «Сбербанк», «Сбер»), российское банковское учреждение. Штаб-квартира расположена в Москве.
История развития
Сбербанк ведёт свою историю с указа Николая I от 31 октября (12 ноября) 1841 г. об учреждении в Российской империи сберегательных учреждений. К 1917 г. сберегательная система страны насчитывала свыше 14 тыс. сберкасс – по темпам развития сберегательного дела Россия была в числе мировых лидеров.
В 1923 г. сберегательные учреждения были переименованы в государственные трудовые сберкассы. В советские годы сберкассы появились в самых удалённых частях страны и стали важным источником средств для индустриализации в 1930-е гг., а затем – для победы в Великой Отечественной войне и дальнейшего развития экономики страны.
Современная история Сбербанка началась в 1987 г., когда Гострудсберкассы СССР были реорганизованы в Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР), председателем которого стал А. С. Бурков (род. 1932). В 1988 г. был установлен первый банкомат Сбербанка. Тогда же банк впервые начал совершать операции по обмену валюты.
22 марта 1991 г. состоялось собрание акционеров, на котором был учреждён ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательного банк Российской Федерации» («Сбербанк России» АО). Его первым председателем стал П. И. Жихарев (1930–2011). В 1993 г. Жихарева на посту председателя Сбербанка сменил О. В. Яшин (род. 1952). В 1995 г. был создан негосударственный пенсионный фонд Сбербанка. В 1996 г. председателем правления Сберегательного банка России стал А. И. Казьмин (род. 1958). В 1997 г. международные рейтинговые агентства Fitch IBCA и Thomson Bank Watch присвоили Сбербанку кредитный рейтинг BB+, равный рейтингу РФ.
В 2000 г. журнал The Banker поместил Сбербанк на 388-е место в мировом банковском секторе (по величине капитала). В 2001 г. банк провёл дополнительную эмиссию акций, в результате чего его капитал вырос на 36 % и достиг 1 млрд руб. К 2002 г. на долю Сбербанка приходился 71 % рынка вкладов, 46 % рынка кредитования населения и 27 % активов банковской системы страны. В 2002 г. банк стал генеральным спонсором фестиваля и национальной театральной премии «Золотая маска» (и является им по состоянию на 2023).
В 2004 г. журнал Forbes поставил Сбербанк на 381-е место (по капитализации) в списке 2 тыс. крупнейших компаний мира. В 2006 г. среди крупнейших по капитализации банков мира по версии Financial Times Сбербанк занял 43-е место. Объём кредитного портфеля корпоративных клиентов составил 2 трлн руб. По итогам 2007 г. Сбербанк заработал более 30 % совокупной прибыли российской банковской системы.
В ноябре 2007 г. председателем правления Сбербанка был утверждён Г. О. Греф (род. 1964). В 2008 г. банк приступил к организационным и технологическим реформам, сконцентрировавшись на таких задачах, как сокращение очередей, повышение качества обслуживания, развитие дистанционных услуг и расширение спектра деятельности.
В 2008 г. была утверждена стратегия развития Сбербанка до 2014 г. Основные направления преобразований – ориентация на клиента, комплексная перестройка процессов и систем для повышения их эффективности. Была сформулирована и миссия Сбербанка: «Мы даём людям уверенность и надёжность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты. Миссия банка также устанавливает амбициозную цель наших устремлений – в составе группы Сбербанка стать одной из лучших финансовых компаний мира – и подчёркивает, насколько важны для группы Сбербанка его сотрудники и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей».
В 2009 г. начался ребрендинг Сбербанка: в соответствии с новой философией банка он меняется, чтобы стать клиентоориентированной компанией, выстраивающей долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами. По итогам года банк занял 19-е место в мире по капитализации среди финансовых институтов.
В 2009 г. банк начал реализацию проекта «Кредитная фабрика», в результате чего сроки принятия решений по кредитным заявкам граждан сократились до 1–2 дней, а уровень просроченной задолженности снизился. В апреле 2009 г. Сбербанк стал
генеральным партнёром Оргкомитета «Сочи-2014». К Олимпиаде-2014 банк выпустил 46 видов памятных и инвестиционных монет. При финансовой поддержке банка был возведён комплекс трамплинов, медиадеревня и всесезонный курорт «Горки Город». В этом же году была принята корпоративная благотворительная программа поддержки детских домов. Заработала «Биржа идей» – краудсорсинговая площадка, где сотрудники банка могли внести предложения по оптимизации процессов. Стартовал проект «Библиотека Сбербанка» – серия книг о личной и корпоративной эффективности, отобранных Г. О. Грефом. По состоянию на 2023 г. в рамках проекта выпущено более 115 книг.
Кроме того, в 2009 г. началась разработка «Системы интернет-банка для юридических лиц». В дальнейшем она стала называться «Сбербанк Бизнес Онлайн» (СББОЛ), а после сменила название на текущее – «СберБизнес». Одноимённое мобильное приложение для предпринимателей на смартфонах и планшетах было представлено в 2014 г.
В 2010 г. Сбербанку удалось сократить время ожидания клиентов в очереди на 40 %. Банк выпустил 50 млн банковских карт, что сделало его эмитентом № 1 в Европе.
В 2011 г. появилась первая версия приложения «СберБанк Онлайн» для смартфонов. Она позволяет клиентам управлять своими финансами из любой точки мира в любое время. Аналогичная по замыслу система – «СберБанк Бизнес Онлайн» (ныне «СберБизнес») – была создана и для юридических лиц. В этом же году Сбербанк приобрёл инвестиционную компанию «Тройка Диалог», расширив спектр доступных его клиентам финансовых инструментов и инвестиционных стратегий. Кроме того, в 2011 г. стартовала программа лояльности «Спасибо от Сбербанка» (ныне «СберСпасибо»), которая предусматривает кешбэк в виде бонусов «Спасибо» за оплату покупок картами Сбербанка.
В 2012 г. банк организовал первый «Зелёный марафон» – забег на дистанцию 4,2 км (⅒ марафона) в сочетании с благотворительными и экологическими инициативами. Мероприятие стало ежегодным. Для кадрового обеспечения цифровой трансформации с 2012 г. работает корпоративный университет Сбербанка (на 2023 «СберУниверситет»), где свои навыки повышают также сотрудники компаний-партнёров и представители органов власти. В 2023 г. в портфеле «СберУниверситета» существует более 500 образовательных решений для развития прикладных, цифровых и когнитивных навыков обучающихся. Ещё одна образовательная инициатива Сбербанка в 2012 г. – создание компании, нацеленной на развитие отечественного предпринимательства.
В 2013 г. Сбербанк приобрёл 75 % акций компании «Яндекс.Деньги» (на 2023 ЮMoney) – универсального решения для интернет-платежей.
В 2015 г. банк создал благотворительный фонд «Вклад в будущее» для содействия развитию и системной поддержки социальной сферы страны.
В 2016 г. заработал онлайн-сервис «ДомКлик», на котором можно получить комплекс услуг, связанных с выбором, приобретением и государственной регистрацией сделок с недвижимостью. В том же году Сбербанк начал свою Agile-трансформацию.
Современное состояние
В 2017 г. Сбербанк запустил цифровизацию услуг, в 2020 г. проведён ребрендинг. Теперь универсальная технологическая компания под брендом «Сбер» предоставляет (собственные и компаний-партнёров) финансовые и нефинансовые услуги для широкого круга клиентов, обеспечивая «бесшовный клиентский путь».
Сервисы Сбера и компаний-партнёров включают доставку продуктов питания и посылок, услуги сотовой связи, подбор исполнителей для ремонта в квартире, торговую площадку для продажи товаров других фирм (маркетплейс), прокат автомобилей (каршеринг), аудио- и видеостриминг (видеотрансляция), статьи и новости, онлайн-покупку автомобилей и их аренду, поиск работы, сервис видеоконференций, юридические услуги, безналичные чаевые и др.
Сбербанк России выступает бизнес-партнёром и технологическим советником для предпринимателей на всех стадиях ведения бизнеса – от стартапа до корпорации. Ядром, обеспечивающим комплекс услуг банка для бизнеса, является интернет-банкинг Сбера. Он представлен веб-версией и мобильным приложением «СберБизнес», системой «СберПро» (устанавливается на компьютеры клиента) и решениями прямой интеграции SberBusiness API. В совокупности аудитория систем бизнеса для Сбера насчитывает 2,7 млн пользователей. В 2022 г. системы «СберБизнес» и «СберПро» получили сертификаты соответствия импортозамещающей ОС Astra Linux, а в 2023 г. были внесены в реестр отечественного ПО Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Интернет-банкинг «СберБизнес» предлагает клиентам широкий выбор возможностей – от классических банковских операций (платёжные поручения в рублях и иностранной валюте, реестры на выплату заработной платы, платежи в бюджет и контрагентам и др.) до услуг для ведения и развития бизнеса: электронный документооборот, аутсорсинг бухгалтерии, проверка контрагентов и управление бизнес-картами, выставление счетов.
Решать рутинные вопросы, сокращать расходы и увеличивать доходы, находить новые возможности и рыночные ниши бизнесу помогают различные сервисы Сбера и его партнёров, такие как «умные кассы» и программное обеспечение (софт) для них, сервисный ИТ-интегратор, комплексная эксплуатация объектов недвижимости, безналичные транспортные решения для всей страны, цифровизация бизнес-процессов, аутсорсинг бизнес-процессов, электронная торговая площадка, аналитика на основе больших данных и др.
Сбербанк также разработал сервис «Своё дело», который помогает самозанятым платить сниженный налог на профессиональный доход и оказывать услуги своим клиентам.
Инвестиционным, депозитарным, страховым и пенсионным бизнесом Сбера занимается специальный блок «Управление благосостоянием».
Вклад Сбера в развитие российской стартап-культуры включает такие проекты, как международный акселератор Sber500, акселератор для сотрудников банка SberUp, школьный и студенческий акселераторы для тех, кто хочет развивать собственные идеи.
В 2018 г. для подготовки высококвалифицированных ИТ-специалистов была основана школа программирования – «Школа 21». Она даёт возможность кандидатам (старше 18 лет), успешно прошедшим отборочные этапы, бесплатно получить востребованную профессию в сфере ИТ. Для обучения применяется методика «равный равному»: без менторов, лекций и оценок, только индивидуальная или коллективная работа над проектами, которая проводится на собственной цифровой образовательной платформе. Обучение проходит в кампусах школы. Срок обучения зависит от самого участника – от 1,5 до 3 лет.
Кроме того, в «Сбере» разрабатываются цифровые сервисы для обучения населения на каждом этапе жизни и повышения качества образовательных решений. В рамках социальной миссии банк делится технологической экспертизой и развивает цифровую, финансовую и технологическую грамотность среди жителей России. Так, в 2019 г. была создана цифровая образовательная платформа для детей, а в 2022 г. было запущено образовательное решение для взрослых.
В 2020 г. ИТ-компания SberDevices представила умные устройства Sber: ТВ-приставку SberBox и смарт-дисплей SberPortal, позднее линейка дополнилась медиаколонкой SberBox Time, медиацентром SberBox Top, телевизорами под управлением операционной системы «Салют ТВ», устройствами умного дома, а также колонками SberBoom и SberBoom Mini. Управление устройствами осуществляется с помощью виртуального ассистента «Салют», который распознаёт голосовые команды.
Коммерческие предложения банка, реализованные на платформе SberDevices, подходят для индивидуального и корпоративного использования. У компании есть линейка В2В-продуктов – от речевых сервисов до видеоконференцсвязи. Все они направлены на автоматизацию бизнес-процессов и увеличение прибыли компаний-заказчиков. Флагманские В2В-решения SberDevices: сервис видеоконференций SberJazz, платформа синтеза и распознавания речи SaluteSpeech, платформа для автоматизации цифровых каналов взаимодействия с клиентом SaluteBot.
В системе банка разрабатываются высокотехнологичные приборы и гаджеты (электронные устройства), в том числе с использованием искусственного интеллекта, а также разрабатываются программы, ориентированные на индивидуальный подход к человеку.
Медицинский онлайн-сервис «СберЗдоровье» предлагает возможности записи к врачу онлайн, телемедицины, дистанционного мониторинга пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ) и корпоративного медицинского обслуживания. На 2023 г. записаться на очные приёмы через сервис можно к более 7 тыс. врачам по всей России, а проконсультироваться онлайн из любого региона страны с врачами более 25 специализаций.
В СБЕР ЕАПТЕКЕ можно заказать доставку лекарств и товаров для здоровья и красоты. Компания СберМедИИ разрабатывает и внедряет решения для сферы здравоохранения на базе искусственного интеллекта.
Также Сбербанк России разработал многофункциональный портал финансовой грамотности «СберСова» и библиотеку знаний по кибербезопасности «Кибрарий».
Цифровая трансформация затронула и классические банковские продукты Сбера – услуги банка стали доступны его клиентам в режиме онлайн. Приложением и веб-версией «СберБанк Онлайн» хотя бы раз в месяц пользуются более 79 млн человек (на 2023).
Для сопровождения своей деятельности Сбербанк построил центры обработки данных (ЦОД) в Москве.
За НИОКР в Сбербанке отвечают 10 специализированных лабораторий: нейронаук и поведения человека, по искусственному интеллекту, виртуальной и дополненной реальности, робототехники, новых технологических решений, клиентского опыта и новых способов продаж, блокчейн, кибербезопасности, геймификации, интернета вещей. Специалисты лабораторий самостоятельно и в сотрудничестве с ведущими вузами выполняют наукоёмкие проекты и прикладные исследования.
Достижения банка во многом основаны на технологиях искусственного интеллекта. Банк проводит ежегодную конференцию Artificial Intelligence Journey и способствует созданию и реализации основополагающих документов и планов мероприятий, таких как Национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 г., федеральный проект «Искусственный интеллект», Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта и др. По инициативе Сбера создан Альянс в сфере искусственного интеллекта, в который вошли ведущие технологические компании страны.
Искусственный интеллект обучается на суперкомпьютерах Сбера – Christofari и Christofari Neo (названы в честь первого клиента Сберегательной кассы Н. Кристофари). На искусственном интеллекте основана деятельность таких компаний, как SberAutoTech (беспилотные автомобили) и Cognitive Technologies (беспилотная агротехника).
В 2023 г. Сбербанк России запустил обновлённую диффузионную модель генерации изображений по тексту Kandinsky 2.1, которая способна за несколько секунд создавать, смешивать и дополнять изображения по текстовому описанию. На май 2023 г. число уникальных пользователей сервиса превысило 5 млн человек. Модель дополнительно обучена на 170 млн пар «текст-изображение» и использует 3,3 млрд параметров.
Также в апреле 2023 г. Сбербанк России выпустил собственную версию мультимодальной нейросети GigaChat. Она умеет отвечать на вопросы пользователей, поддерживать диалог, писать программный код и создавать изображения.
Искусственный интеллект лежит в основе ещё одного ключевого для Сбера направления – кибербезопасности и защиты персональных данных клиентов. Центр киберзащиты банка в автоматическом режиме ежедневно обрабатывает более 400 млрд событий и отражает кибератаки на инфраструктуру Сбера. Банк регулярно проводит онлайн-тренинг по кибербезопасности (англ. Cyber Polygon), участвует в российских и международных профильных форумах и иных мероприятиях.
Штат Сбера состоит из почти 281 тыс. сотрудников (на конец 2022). В 2022 и 2023 гг. Сбербанк России был признан лучшим работодателем России по версии сервиса HeadHunter. Для эффективного управления коллективом и помощи в развитии каждому сотруднику банк разработал автоматизированную HR-платформу «Пульс», которая впоследствии вышла на внешний рынок и стала эффективным HR-инструментом и в других крупных компаниях.
Одна из задач Сбера – формирование культуры благотворительности и волонтёрства в России. Онлайн-платформа «СберВместе» позволяет клиентам банка подключить ежемесячные автоплатежи в пользу проверенных банком благотворительных фондов, а также переводить средства на конкретные добрые дела. Сотрудники банка в свободное от работы время решают волонтёрские задачи – помогают детям, оставшимся без попечения родителей, людям с особыми потребностями и ветеранам, заботятся об окружающей среде.
В состав Сбера входит подразделение «особенный банк», цель которого – обеспечить равный доступ к услугам для всех клиентов, независимо от особенностей их здоровья. Сбербанк России обеспечивает доступность сервисов банка для людей с инвалидностью – тех, кто не видит, не слышит, передвигается на коляске или имеет ментальные особенности и пр. Для удобства различных категорий в офисах Сбера предусмотрены пандусы, перевод на русский жестовый язык как в офисах банка, так и в приложении «СберБанк Онлайн», специальный текстовый чат со специалистами банка, аудиосценарии в банкоматах (незрячий клиент банка может вставить проводные наушники в разъём и следовать инструкциям, чтобы самостоятельно снять или внести деньги), обеспечена доступность сайтов и мобильных приложений Сбера для незрячих, чтобы ими можно было пользоваться на слух. Также «особенный банк» разрабатывает бесплатные и общедоступные руководства по созданию доступных услуг и обучающие курсы.
В 2021–2022 гг. Сбербанк России утвердил свою политику в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития, а также климатическую стратегию, кодекс корпоративной этики и делового поведения, кодекс корпоративного управления и ряд других основополагающих документов в этой сфере. В основе деятельности Сбера лежит ESG-парадигма, подразумевающая, что любой процесс не должен наносить ущерба окружающей среде и людям. Банк поставил перед собой задачу достичь климатической нейтральности от своей деятельности к 2030 г.
Сбербанк России помогает частным и корпоративным клиентам в стремлении развивать ESG-повестку: Сбером был учреждён национальный ESG-Альянс, в который вошли компании – лидеры ESG-трансформации страны. Портал «Сберегаем вместе» позволяет россиянам приобретать полезные привычки, узнавать больше о защите окружающей среды и заботиться о тех, кому нужна помощь. Специальные решения для бизнеса, например «ESG-самодиагностика» и «Зелёная цепочка поставок», помогают предприятиям на пути к устойчивому развитию. В 2022 г. на средства банка было высажено 400 тыс. деревьев, а по итогам 2023 г. их число планируется довести до 1 млн. Всего на благотворительность банком в 2022 г. было направлено 6,8 млрд руб.
Штаб-квартира Сбера в Москве (Кутузовский проспект, 32) становилась лауреатом премий International Property Awards, Best Office Awards, A’Design Awards and Competition.
В региональную сеть Сбера входят 11 территориальных банков (Байкальский банк, Волго-Вятский банк, Дальневосточный банк, Московский банк, Поволжский банк, Северо-Западный банк, Сибирский банк, Среднерусский банк, Уральский банк, Центрально-Чернозёмный банк, Юго-Западный банк).
Сбербанк России располагает крупнейшей сетью офисов и банкоматов в России. В отделениях Сбера можно оформить банковские и финансовые продукты, а также отправить и получить посылку, распечатать и скопировать документы, приобрести умные устройства SberDevices, выпить кофе и др.
Доступность банкоматов Сбера для клиентов превышает 95 % (исключения составляют короткие периоды инкассации и технического обслуживания). В 2022 г. Сбербанк России перевёл 80 % программного обеспечения банкоматов под управление собственного ПО InterSphere и первым в России запустил банкомат на Linux. В 2023 г. Сбербанк России начал тестирование первого в России экспериментального банкомата, управляемого смартфоном, и вывел на рынок линейку услуг по управлению устройствами самообслуживания для других банков и организаций.
В 2023 г. Сбербанк России начал развитие сети отделений и банкоматов в Крыму. Первый офис открылся 6 мая 2023 г. в Ялте.
Международная деятельность
В 2006 г. банк приступил к экономической экспансии на международный рынок с приобретением 99,99 % акций дочернего банка Texakabank в Казахстане. В 2008 г. Сбербанк купил 100 % акций ЗАО «Банк НРБ», выйдя на рынок Украины. В 2009 г. Правительство Республики Беларусь и Сбербанк подписали соглашение о покупке Сбербанком 93,27 % акций ОАО «БПС-Банк».
В 2010 г. банк открыл филиал в Индии и представительство в Китае.
В 2011 г. Сбербанк приобрёл австрийскую банковскую группу Volksbank International (VBI) со штаб-квартирой в Вене. На момент сделки VBI принадлежали также дочерние банки в Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине (и бизнес в Румынии, не вошедший в сделку). Банк VBI был переименован в Sberbank Europe, все дочерние компании группы также переименованы в Sberbank. В 2013 г. Sberbank Europe получил полную банковскую лицензию, ему был присвоен инвестиционный уровень BBB– от международного рейтингового агентства Fitch. В 2014 г. Sberbank Europe запустил розничный онлайн-банк Sberbank Direct в Германии. Также в 2011 г. Сбербанк завершил сделку по приобретению 99,145 % акций швейцарской банковской дочерней компании ЛУКОЙЛ (SLB Commercial Bank) и переименовал кредитную организацию в Sberbank (Switzerland) AG.
В сентябре 2012 г. Сбербанк приобрёл 99,85 % турецкого банка DenizBank совместно с бельгийской банковской группой Dexia.
В 2016 г. Sberbank Europe продал дочерний банк в Словакии. В 2017 г. агентство Fitch присвоило Sberbank Europe рейтинг BB+ с позитивным прогнозом. В 2019 г. Сбербанк России продал все свои 99,85 % акций банка DenizBank банку Emirates NBD Bank PJSC.
Осенью 2021 г. розничный филиал Sberbank Europe в Германии – Sberbank Direct, специализирующийся на привлечении депозитов физических лиц и выдаче потребительских кредитов онлайн, получил премию Banking Check Awards 2021 и был признан лучшим онлайн-банком Германии. Банк также получил награду Top-Kundendienst от журнала Focus как банк с лучшим клиентским обслуживанием. Кроме того, банк получил оценку Sehr Gut в категории «Потребительский кредит» от издания Handelsblatt.
В конце 2021 г. Sberbank Europe AG принял решение сократить своё присутствие в Центральной и Восточной Европе. В апреле 2022 г. в сложившихся геополитических обстоятельствах была запущена процедура добровольной ликвидации, в результате которой в декабре 2022 г. была сдана банковская лицензия холдинга Sberbank Europe AG в Австрии.
Регулирующие органы в ряде европейских стран присутствия холдинга без участия акционера, в одностороннем порядке приняли решение о принудительной продаже банков Sberbank Europe AG. Регуляторы Чехии и Венгрии отозвали у банков холдинга лицензии. В июне 2023 г. Сбербанк объявил о закрытии сделки по продаже 100 % акций Sberbank Europe AG австрийской компании, контролируемой Ш. Зочлингом. Таким образом, Сбербанк России полностью вышел с европейского банкового рынка.
Кроме того, в сентябре 2022 г. была закрыта сделка по продаже всего пакета акций «Сбербанка Казахстан» холдингу «Байтерек».
На индийском рынке «Сбер» работает более 12 лет. Филиал банка базируется и ведёт свою деятельность в Нью-Дели. Для расширения бизнеса в стране в конце 2022 г. банком было получено разрешение индийского монетарного регулятора на запуск второго офиса «Сбера», который будет открыт в Мумбаи.
Финансовое состояние
По итогам 2022 г. Сбербанк России выплатил своим акционерам рекордные дивиденды в размере 565 млрд 25 руб. на одну обыкновенную и привилегированную акцию. Половина этой суммы поступила в бюджет РФ. Остальные средства получили более 1,75 млн инвесторов Сбера.
По состоянию на 4-й квартал 2022 г. в обращении находилось 21,59 млрд обыкновенных акций Сбербанка номиналом 3 руб., 1 млрд привилегированных акций номиналом 3 руб. Основной акционер Сбербанка – Правительство Российской Федерации – с долей в капитале 50 % плюс 1 акция (52,32 % голосов).
В России на долю Сбера приходится около ⅓ всех активов банковского сектора. В 2021 г. чистая прибыль Сбербанка составила 1,2 трлн руб., в 2022 г. – 270,5 млрд руб., розничный кредитный портфель вырос на 12,2 % и превысил 12 трлн руб., корпоративный кредитный портфель увеличился на 11,4 %, составив 18,6 трлн руб.
По состоянию на июнь 2023 г. количество розничных клиентов Сбербанка достигло 106,9 млн человек, юридических лиц – 3,1 млн.