Инфляционное таргетирование
Инфляцио́нное таргети́рование (англ. inflation targeting, IT; таргетирование инфляции, ИТ), режим денежно-кредитной политики, характеризующийся установлением конкретного числового показателя инфляции и определённым набором инструментов денежно-кредитной политики, основой которого является использование процентной ставки, а также прогнозирование инфляции и коммуникация с экономическими агентами. Использование этих инструментов, а также высокая степень независимости и прозрачности действий центрального банка, как правило, позволяют достигать установленного целевого ориентира по инфляции (таргета).
Впервые инфляционное таргетирование как режим денежно-кредитной политики начало использоваться в Новой Зеландии в 1990 г. В 1990-х гг. политику инфляционного таргетирования стали применять центральные банки Канады, Великобритании и Швеции, а на рубеже 20–21 вв. многие развитые и развивающиеся страны перешли к этому режиму денежно-кредитной политики (Чили в 1990, Бразилия в конце 1999, Мексика и Норвегия в начале 2001 и т. д.). Центральный банк Российской Федерации перешёл к режиму таргетирования инфляции в конце 2014 г. и установил цель по инфляции на уровне 4 % годовых. Целевой показатель инфляции, устанавливаемый центральными банками, варьируется между развитыми и развивающимися странами. В первой группе стран распространён целевой показатель 1–3 %, в то время как в развивающихся странах целевой показатель выбирается заметно выше, вплоть до 6 %. Установление более высокого таргета в странах с формирующимися рынками связано с недостаточной развитостью в них рыночных механизмов, низкой отраслевой диверсификацией их экономик, опасениями возникновения дефляции на рынках отдельных товаров.
Для успешного использования режима инфляционного таргетирования центральный банк должен обладать мандатом на поддержание ценовой стабильности, быть независимым от органов исполнительной власти и быть подотчётным (анонсировать цель по инфляции публично и нести ответственность за достижение этой цели). Большинство центральных банков, таргетирующих инфляцию, удовлетворяет данным характеристикам, за исключением Банка Норвегии, который формально не является независимым.
Центральные банки обычно уделяют особое внимание тому, как экономические агенты воспринимают проводимую политику инфляционного таргетирования. Поэтому монетарные власти не только стремятся к достижению объявленной цели, используя доступные инструменты, но и проводят пресс-конференции, на которых разъясняют причины и логику принятых решений. Помимо этого, проводятся регулярные встречи представителей центрального банка с аналитиками и участниками финансового рынка. Целью этих мероприятий является обеспечение прозрачности действий центрального банка в области денежно-кредитной политики путём раскрытия информации, на основе которой принималось определённое решение. Также центральные банки по результатам заседаний, посвящённых решениям в области денежно-кредитной политики, публикуют доклады о денежно-кредитной политике, в которых детально описывают текущую и прогнозируемую экономическую ситуацию. Публикация кратко- и среднесрочного прогноза – это также один из инструментов коммуникации центрального банка с рынком. Некоторые центральные банки включают в среднесрочный прогноз ожидаемый диапазон ставки монетарной политики.
Перечисленные элементы коммуникации важны для успешной реализации режима инфляционного таргетирования, т. к. центральным банкам необходимо не только управлять текущими экономическими переменными в экономике, но также и формировать у экономических агентов определённые ожидания.
За время своего использования режим инфляционного таргетирования показал высокую эффективность. Например, авторы исследования (Brandao-Marques et al, 2021) показывают, что трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики успешно функционирует не только в развитых, но и в развивающихся странах: в ответ на сдерживающую денежно-кредитную политику (рост процентной ставки на 1 процентный пункт) в среднем в странах с формирующимися рынками выпуск снижается на 1,1 %, а цены на 0,3 %. Авторы отмечают, что валютный канал трансмиссионного механизма является одним из наиболее важных в развивающихся странах. Другой значимый результат заключается в том, что выбор режима денежно-кредитной политики имеет бо́льшее значение для динамики инфляции и выпуска, чем другие структурные характеристики страны, включая уровень финансового развития. Оценки авторов показывают, что реакция выпуска и инфляции на шоки денежно-кредитной политики сильнее в странах, которые используют режим инфляционного таргетирования, и где центральный банк более независим, а его решения характеризуются большей прозрачностью.
Для таргетирования инфляции также важно то, каким образом установлен целевой ориентир по инфляции. Это может быть определённое (точечное) значение инфляции (например, как у Банка России – 4 %) или целевой диапазон с нижней и верхней границами. В статье (Grosse-Steffen. 2021) авторы отвечают на вопрос, как различные способы задания цели центрального банка влияют на эффективность инфляционного таргетирования. Авторы показывают, что точечная формулировка цели статистически значимо увеличивает эффективность трансмиссии денежно-кредитной политики на горизонте прогноза от двух до шести лет, т. к. позволяет улучшить информативность канала ожиданий и снизить риск отклонения инфляционных ожиданий от цели по инфляции в периоды, когда фактические темпы роста цен устойчиво отклоняются от таргета.