Кластер (в экономике)
Кла́стер в экономике, объединение предприятий по территориально-пространственному принципу. Представляя собой группы предприятий, расположенных на определённой местности, индустриальные кластеры возникли в ходе развития территориального разделения и комбинации труда и производства, территориальной интеграции. Образующие кластер предприятия могут быть связаны одной технологической цепочкой (вертикальная интеграция), могут производить однородную продукцию и пользоваться общей инфраструктурой, иметь доступ к технологическим инновациям (горизонтальная интеграция).
Термин «кластер» был предложен в 1990 г. американским экономистом М. Портером для обозначения групп конкурентоспособных смежных отраслей экономики страны. Для кластеров характерна тенденция к географической концентрации. В дальнейшем (1998) Портер внёс в термин дополнительную экономико-географическую составляющую: согласно его концепции, кластер – это также группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний, действующих в определённой отрасли экономики, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.
В условиях современной инновационной модели экономического роста кластеры получили широкое распространение в первую очередь в высокотехнологичных отраслях. Центром кластера инновационной активности служит инновационное ядро, базирующееся на новых знаниях и включающее исследовательские фирмы, в том числе малые. Вокруг него располагаются взаимосвязанные компании, специализированные поставщики, производители и потребители. В состав кластера могут входить связанные с деятельностью этих компаний различные организации: университеты, агентства по стандартизации, торговые сети, а также аналитические и консалтинговые службы, PR-агентства, лоббистские и другие структуры, представляющие интересы данной территории. Различается и масштаб бизнеса отдельных участников кластера. Субподрядчиками, а иногда и подрядчиками крупных компаний выступают средние и малые фирмы.
Такие кластеры перерастают рамки отдельных стран и становятся притягательными центрами как для прямых иностранных инвестиций, так и для иностранных учёных и специалистов. Примером таких кластеров служат «Силиконовое болото» в Кембридже (Великобритания), Силиконовая долина в Калифорнии (США).
Основанное на гибких связях взаимодействие поставщиков и производителей даёт синергетический эффект, превышающий сумму показателей отдельных составляющих кластер-бизнесов. Этот эффект обеспечивается преимуществами глубокой специализации предприятий, доступом к новым технологиям, возможностью использовать высококвалифицированных специалистов, экономией на трансакционных издержках. Процесс кластеризации в начале 21 в. охватил более 50 % экономик развитых стран.
Разновидностью индустриального кластера являются т. н. индустриальные округа – территориальные совокупности малых и средних предприятий, специализирующихся в большинстве случаев на производстве однотипной продукции. Здесь складываются особые взаимоотношения мелких и средних производителей, социокультурные связи, которые в сочетании с достаточно высоким техническим уровнем многих фирм позволяют им конкурировать с крупными компаниями за выход на внешние рынки. Классической страной распространения этого вида кластеров является Италия, где насчитывается около 200 таких кластеров, расположенных главным образом в центре и на северо-востоке страны.
Преимущества динамично развивающихся кластеров стремятся использовать национальные и иностранные инвесторы. На первом месте среди них транснациональные корпорации, кластерная политика которых на привлекающей их территории строится с учётом наличия развитой производственной и социальной инфраструктуры, инновационных ресурсов, близости к мегаполисам, в которых функционируют органы не только местной, но и центральной власти, определяющей экономическую стратегию страны.