Nestlé
Nestlé, транснациональная корпорация, специализирующаяся на производстве и продаже продуктов питания и напитков под более чем 2 тыс. торговых марок в 186 странах. Ассортимент продукции включает напитки, в том числе растворимые (сублимированные), воду, молочные продукты и мороженое, фармацевтические и офтальмологические товары, детское питание, приправы, готовые завтраки, заменители рыбы и мяса на растительной основе, кондитерские изделия и средства по уходу за домашними животными. Штаб-квартира расположена в Веве (Швейцария).
История Nestlé началась в 1866 г. в Швейцарии с создания братьями Ч. Пейджем и Дж. Пейджем компании Anglo-Swiss по производству сгущённого молока под брендом Milkmaid. В то же время в Швейцарии немецкий фармацевт А. Нестле (1814–1890) разработал детскую смесь Farine Lactée («мука с молоком»), для её продаж использовался логотип Nest. В 1904 г. компания А. Нестле запустила производство шоколада, а спустя год объединилась с Anglo-Swiss. Новой компании Nestlé & Anglo-Swiss на момент создания принадлежало более 20 заводов. В течение нескольких следующих лет Nestlé & Anglo-Swiss расширила свою деятельность за счёт производства несладкого сгущённого и стерилизованного молока, а также вышла на международный рынок. Успеху компании во многом способствовал высокий спрос на сгущённое молоко и шоколад в период Первой мировой войны. Из-за длительного срока хранения и отсутствия проблем с транспортировкой продукция Nestlé & Anglo-Swiss входила в состав армейских сухих пайков. Чтобы удовлетворить потребности армии, компания приобрела ряд производственно-технологических объектов в США, Австралии, Норвегии. Дальнейшее развитие компании происходило в основном за счёт приобретения активов на отраслевом рынке. В 1927–1929 гг. Nestlé & Anglo-Swiss дополнила свой бизнес производством сыра, а в 1938 г. запустила продажу сублимированного растворимого кофе под брендом Nescafé.
Во время Второй мировой войны Nestlé & Anglo-Swiss осуществляла поставки продуктов питания гражданскому населению и вооружённым силам в рамках контрактов с Правительством США. Растворимый кофе Nescafé, шоколад и какао Nestlé были также включены в состав гуманитарной помощи населению ряда европейских стран. В 1947 г. она объединилась с основанной в 1884 г. швейцарской корпорацией Alimentana, производящей супы, бульоны и приправы под брендом Maggi. Новая компания получила название Nestlé Alimentana. В 1948 г. на рынке был представлен растворимый чай Nestea, какао Nesquik и детские хлопья, спустя 6 лет получившие название Cerelac. В 1960–1970-е гг. компания произвела диверсификацию бизнеса, выйдя на рынок консервов, замороженных продуктов, минеральной воды, лекарственных препаратов и косметических изделий. В 1974 г. дочерняя компания Nestlé стала миноритарным акционером (не участвующим напрямую в управлении компанией) косметической корпорации L'Oréal. В 2001 г. Nestlé создала бренд по уходу за домашними животными Nestlé Purina Petcare.
Компания Nestlé присутствует в России с 1871 г., когда петербургский торговец А. Венцель и А. Нестле договорились об импорте детского питания в Российскую империю. В 1941–1945 гг. шоколад и какао Nestlé поставлялись на территорию СССР вместе с гуманитарной помощью из США. В апреле 1995 г. Nestlé открыла представительство в Москве, а спустя год «Нестле Фуд» (с 2007 – «Нестле Россия») стала полноценной российской компанией с собственной сетью складов и системой продаж. В 1995 г. Nestlé стала держателем контрольного пакета акций кондитерской фабрики «Россия» (Самара), где производится продукция Nestlé под брендами Nesquik и Nuts. В 1998 г. в состав группы компаний Nestlé вошла российская фабрика «Камская» (Пермь), где производятся жевательный мармелад «Бон Пари» и батончики Kitkat. В 2001 г. открылось предприятие по производству готовых завтраков под торговыми марками Nesquik, Nestle Kosmostars, Nestle Gold, Nestle Fitness, «Хрутка» в г. Пермь. В 2003 г. запущено производство детского питания в г. Вологда, в 2005 г. – натурального растворимого кофе в г. Тимашёвск. В 2007 г. открыта фабрика по производству кормов для домашних животных «Нестле Пурина ПетКер» в селе Ворсино. В 2012 г. началось производство бульона и приправ под брендом Maggi в г. Вязники. Весной 2022 г. в рамках санкций, введённых странами Запада в связи с проведением Россией специальной военной операции на Украине, Nestlé решила приостановить импорт, инвестиционную и рекламную деятельность в России, а также производство всей своей продукции на территории РФ (в том числе батончиков KitKat и Nesquik), кроме товаров первой необходимости (детское, медицинское и больничное питание).
В 2021 г. компания заняла 26-е место в рейтинге Forbes Global 2000 по капитализации – 333,2 млрд долл. США. В 2022 г. Nestlé поднялась на 19-ю строчку рейтинга по аналогичному показателю, который достиг 360,0 млрд долл. США. По состоянию на март 2022 г. в обращении находится 2,76 млрд акций компании.
По итогам 2021 г. выручка составила 95,3 млрд долл. США, чистая прибыль – 18,5 млрд долл. США, совокупные активы – 152,7 млрд долл. США. На Россию пришлось 1,97 % совокупной выручки компании. В целом на конец 2021 г. географическое распределение результатов деятельности компании выглядит следующим образом: страны Европы, Ближнего Востока и Северной Африки – 24,2 % выручки, Америки – 38,8 %, Азии, Океании и Африки к югу от Сахары – 23,8 %.