Великобритания. История. История Великобритании с 1918
Исто́рия Великобрита́нии с 1918, история Великобритании, государства в Западной Европе, после окончания Первой мировой войны 1914–1918 гг.
Великобритания в межвоенный период
На протяжении четырёх военных лет в Великобритании произошла заметная трансформация государственных и общественных институтов, возник механизм правительственного и коллективистского контроля, изменилось большинство культурных ориентиров британцев. Настоятельные потребности военного времени привели к гораздо более радикальным реформам, чем предыдущая борьба прогрессивных интеллектуалов за предвоенные полвека. Одним из значимых изменений явилось предоставление избирательного права женщинам, которые впервые наравне с мужчинами смогли голосовать на всеобщих выборах в декабре 1918 г.
Окончательное закрепление итогов войны в результате Парижской мирной конференции 1919–1920 гг. и серии последующих межгосударственных политических и экономических форумов привело к возникновению Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
Несмотря на создание Лиги Наций, призванной обеспечить безопасность и сохранить мир, именно Британская империя, с точки зрения её правящих кругов, была призвана играть доминирующую роль на международной арене. Этому должны были способствовать внушительный промышленный потенциал, сохранение значения Лондона как финансового и торгового центра, наибольшие территориальные владения и самый мощный военно-морской флот. Однако буквально с первых месяцев своего существования новая международно-правовая система в целом и Великобритания как её гарант в частности столкнулись с целым комплексом беспрецедентных вызовов: угрозой распространения большевизма из Советской России, серьёзными социальными выступлениями трудящихся в индустриально развитых государствах, подъёмом национально-освободительных движений в колониальных и зависимых странах. В 1921 г. по результатам англо-ирландской войны Ирландия получила права доминиона в Британском Содружестве наций. Далёкой от разрешения в благоприятном для Великобритании ключе оставалась также проблема выплаты германских репараций и погашения долгов. Серьёзно беспокоила Лондон возобновившаяся гонка вооружений, остановить которую не смогли ни Лига Наций, ни двусторонние соглашения между Великобританией и другими крупнейшими международными игроками, ни постепенно набиравшие силу организации пацифистов.
Внутриполитическое развитие Великобритании на протяжении первого послевоенного десятилетия характеризовалось резким ослаблением позиций Либеральной партии, несмотря на то что один из её признанных лидеров – Д. Ллойд Джордж – продолжал занимать кресло премьер-министра коалиционного правительства вплоть до осени 1922 г. Раскол Либеральной партии, который заставил её уступить место лейбористам в качестве главных оппонентов консерваторов, стал свершившимся фактом в результате парламентских выборов конца 1923 г. Первое рабочее правительство возглавил многолетний лидер лейбористов Дж. Р. Макдональд.
Правительство Рамсея Макдональда. 1924. Фото: Elliott & Fry. Национальная портретная галерея, Лондон. Хотя оно просуществовало только с января по ноябрь 1924 г., само это событие означало становление новой двухпартийной системы, в рамках которой право на формирование высших исполнительных органов государства теперь оспаривали консерваторы и лейбористы вместо либералов. 1 февраля 1924 г. лейбористский кабинет де-юре признал СССР. В мае 1926 г. очередной консервативный кабинет под председательством С. Болдуина столкнулся с мощным антиправительственным выступлением рабочих крупных промышленных центров – всеобщей забастовкой. Прекращение самой значительной стачки в индустриальной истории Великобритании сопровождалось массовыми увольнениями, которые способствовали высокому уровню безработицы. Закон 1927 г. существенно сократил возможности тред-юнионов по коллективному отстаиванию интересов наёмных работников.
Восстановление производства основных видов продукции наряду с развитием новых отраслей проходило невысокими темпами. Даже в 1925 г. Великобритания экспортировала продукции на 25 % меньше и ввозила на 10 % больше (в основном сырья), чем в 1913 г. Только к 1929 г. объём валового национального дохода достиг довоенного уровня, что не помогло консерваторам победить на парламентских выборах, состоявшихся 30 мая того же года. Они упрочили положение лейбористов, получивших право во второй раз сформировать правительство под председательством Дж. Макдональда. На международной арене были достигнуты определённые успехи благодаря подписанию Локарнских договоров 1925 г. и поддержке антивоенного пакта Келлога – Бриана 1928 г.
Первое послевоенное десятилетие вошло в историю Великобритании как период активного формирования и укрепления позиций среднего класса. Благодаря программе субсидирования жилищного строительства заметно выросло количество семей, проживавших в собственных домах или квартирах. К 1930 г. более 1 млн британцев являлись обладателями личных автомобилей. Многие жители Соединённого Королевства получили возможность приобретать новейшую бытовую технику и проводить свободное время, путешествуя по стране и за рубежом. Заметным явлением в сфере СМИ стала организация повсеместного радиовещания благодаря деятельности Британской радиовещательной корпорации, созданной в 1922 г. и национализированной спустя 5 лет. Наиболее массовым развлечением обывателей в этот период являлся просмотр кинофильмов, которые к началу 1930-х гг. получили звуковое, а вскоре и цветовое оформление. Помимо кинематографа, британцы уделяли значительную часть свободного времени спортивным состязаниям. Наибольшей популярностью пользовались крикет, футбол, регби, скачки и мотогонки.
Правительство Рамсея Макдональда. 1931. Фото: Press Association Photos. Национальная портретная галерея, Лондон. Двухлетнее правление второго лейбористского правительства под председательством Дж. Макдональда оказалось по-настоящему провальным из-за мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., охватившего все индустриальные государства мира. Неспособность Макдональда и членов его кабинета справиться с падением производства и невиданным ростом безработицы, охватившей к концу 1932 г. около 3 млн человек трудоспособного возраста, вызывала разочарование широких слоёв британцев, которые испытывали депрессию. С начала 1930-х гг. наблюдалось резкое сокращение объёмов инвестиций не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, а также в жилищном строительстве. Наибольший урон от кризиса понесли традиционные отрасли британской экономики, особенно судостроение: с 1929 по 1933 гг. тоннаж спускаемых на воду судов всех видов в стране сократился в 11 раз. Общий спад хозяйственной активности в стране за 4 года кризиса составил 18 %, а количество разорившихся предприятий превысило 20 тыс. Одновременно мировой финансовый кризис сократил доходы Великобритании как посредника в международных расчётах, подорвав позиции национальной валюты и вызвав дефицит платёжного баланса в 110 млн фунтов стерлингов. К середине 1930-х гг. каждый шестой британец оказался лишён источников существования, кроме государственных пособий.
Попытки лейбористского правительства справиться с экономическими проблемами путём увеличения социальных выплат, организации общественных работ или переселения безработных из депрессивных в экономически активные регионы страны ни к чему не привели. В августе 1931 г. раскол среди министров второго кабинета Макдональда по вопросу сокращения пособий и получения внешних займов привёл к его отставке и формированию национального правительства (из консерваторов, либералов и лейбористов). Деятельность нового правительства положила начало длительному существованию политических коалиций, основную роль в которых играли консерваторы, хотя по просьбе короля Георга V главой обновлённого кабинета вновь согласился стать Макдональд. Этот шаг стоил ему лидерства в Лейбористской партии, из которой он был немедленно исключён. Всеобщие выборы в октябре 1931 г. привели к убедительной победе сторонников национальной коалиции, среди которых более 80 % составляли консерваторы.
Национальное правительство оставалось у власти до июля 1945 г. (в годы Второй мировой войны 1939–1945 называлось военным кабинетом). Основное внимание коалиционный кабинет министров уделял экономическим проблемам, введя режим жёсткой экономии государственных расходов, включая затраты на вооружённые силы. При этом сокращению подверглись не только зарплаты служащих, включая полицейских и учителей, но и пособия по безработице. Кроме того, уже осенью 1931 г. казначейство отказалось от фиксированного золотого обеспечения фунта (золотого стандарта) и девальвировало национальную валюту, что повысило конкурентоспособность британских товаров на мировых рынках. С этой же целью Лондон создал международную валютную группировку, получившую название «стерлинговый блок», включивший те европейские, азиатские и латиноамериканские страны, которые наиболее активно торговали с Британской империей. Преодолению дефицита национального платёжного баланса способствовало получение Великобританией крупного займа у американских и французских банкиров.
Важнейшим решением парламента стало принятие Вестминстерского статута 1931 г. Этот документ позволил кабинету пересмотреть принципы таможенного регулирования торговли, обложив импортными пошлинами все поступавшие из-за рубежа товары, за исключением некоторых сельскохозяйственных продуктов и отдельных видов сырья в основном из пределов Британской империи. Протекционистские меры правительства Макдональда были дополнены 12 специальными соглашениями с доминионами, подписанными участниками конференции в Оттаве (июль – август 1932). Они фактически положили конец 80-летнему периоду свободной торговли Великобритании с другими странами.
Мировой экономический кризис создал условия для радикализации общественной жизни. Помимо образованной в Великобритании в 1920 г. Коммунистической партии, которая в период Великой депрессии расширила своё влияние, особенно среди трудящихся, лишившихся работы, и студенческой молодёжи, в 1932 г. возник ультраправый Британский союз фашистов. Угроза дестабилизации традиционных либеральных устоев страны заставила парламент принять в конце 1936 г. закон об общественном порядке.
Парламентские выборы 1935 г. не изменили расклада политических сил, сохранив у власти национальное правительство, главой которого до мая 1937 г. оставался С. Болдуин, а после его ухода в отставку по состоянию здоровья – Н. Чемберлен. Стабилизации внутриполитического положения, помимо замедленного, но неуклонного выхода страны из хозяйственного кризиса, также способствовало отречение симпатизировавшего Германии Эдуарда VIII и коронация его младшего брата Георга VI, занимавшего трон до 1952 г. Возрастание угрозы новой мировой войны, которую несла политика авторитарной Японии и тоталитарных держав – Германии и Италии, а также сохранявшиеся у властной элиты страны опасения по поводу распространения влияния коммунистической идеологии, проводником которой выступал СССР, поставили Лондон перед трудным выбором: поддержать проекты создания коллективной безопасности в Европе, либо приступить к реализации программ перевооружения армии и флота. Отражая пацифистские устремления значительной части британцев и стремясь выиграть время для подготовки к войне, национальное правительство фактически закрывало глаза на систематические нарушения устава Лиги Наций и международных договоров, которые легли в основу Версальско-Вашингтонской системы. Эта позиция невмешательства, а по факту попустительства государствам-агрессорам получила название политики умиротворения (одним из её основных проявлений послужило Мюнхенское соглашение 1938).
Попытка Лондона и Парижа подписать союзническую военную конвенцию с Москвой в августе 1939 г. окончилась неудачей, и СССР заключил пакт о ненападении с Германией. Рассчитывая на содействие доминионов и колоний в надвигавшемся глобальном конфликте, Лондон стремился предоставить им всё большие права во внешней и внутренней политике, что продемонстрировал, в частности, закон об управлении Индией 1935 г.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступает по радио BBC с речью «Кровь, пот и слёзы». 13 мая 1940. После нападения Германии на Польшу, положившего начало 2-й мировой войне, правительство Чемберлена 3 сентября 1939 г. объявило войну Германии, хотя активных боевых действий не проводилось вплоть до весны 1940 г. В отличие от августа 1914 г. настроение британского общества было значительно спокойнее, хотя, как и в период 1-й мировой войны, все политические партии заключили перемирие с целью консолидировать усилия метрополии, доминионов (кроме Ирландии, объявившей о нейтралитете) и колоний для достижения победы. Поставки сырьевых и продовольственных товаров, выполнение заказов на изготовление вооружения, пополнение имперских вооружённых сил сотнями тысяч солдат – все эти шаги Австралии, Новой Зеландии, Канады, Ньюфаундленда, Южно-Африканского Союза и Индии позволили Лондону выдержать воздушную Битву за Англию 1940–1941 гг. Важное значение в этой связи имела очередная реорганизация правительства. 10 мая 1940 г. Чемберлен уступил премьерское кресло У. Черчиллю, сумевшему в довольно сжатые сроки сформировать общенациональный консенсус, необходимый для успешного противодействия странам «Оси».
Созданный им малый военный кабинет, который включил нескольких ведущих политиков, носил коалиционный характер, напоминая аналогичную структуру высшей исполнительной власти королевства в 1917–1918 гг. Окончание «странной войны» и последовавшие ожесточённые воздушные бомбардировки германскими самолетами британских городов заставили Лондон подписать 2 сентября 1940 г. соглашение о военном сотрудничестве с США.
Принятие 11 марта 1941 г. американского закона о ленд-лизе открыло для правительства Черчилля возможность получать вооружение и стратегические материалы из-за океана на регулярной основе, что позволило населению выдержать не только массированные воздушные налеты, но и блокаду германскими субмаринами Британских островов. Несмотря на колоссальные потери британцев (43 тыс. убитых и 51 тыс. раненых), гитлеровским войскам не удалось добиться решительного перевеса. Германское командование было вынуждено отложить на неопределённое время операцию «Морской лев» – вторжение на территорию метрополии. Аналогичным образом итальянские воздушные и морские силы не смогли захватить Мальту – важнейшую крепость британцев на Средиземноморском театре, хотя просчёты Адмиралтейства облегчили немцам оккупацию Кипра в мае 1941 г. Провалом также завершились попытки итальянцев атаковать британские владения в Северной и Восточной Африке, причем последняя к весне 1941 г. полностью перешла под контроль имперских вооружённых сил. Стратегическая операция британских войск в Ливане, Сирии и Ираке весной – летом 1941 г. устранила опасность перехода этих стран под контроль держав «Оси».
Продолжение тотальной войны означало значительное расширение полномочий кабинета министров, который получил право издавать правительственные распоряжения без обязательного одобрения парламента. По инициативе Черчилля были созданы новые структуры исполнительной власти, такие как министерство военного производства. Бо́льшая часть хозяйственных ресурсов королевства контролировалась соответствующими ведомствами, например министерством труда.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль во время поездки в Нормандию. Слева – командующий 2-м канадским корпусом генерал-лейтенант Гай Симондс, справа – командующий 21-й группой армий генерал Бернард Монтгомери, на заднем плане – командующий 2-й полевой армией генерал-лейтенант Майлз Демпси. Кан. 22 июля 1944.Ситуация на фронтах претерпела кардинальное изменение после нападения Германии на СССР 22 июня 1941 г. Отныне Великобритания сражалась с государствами-агрессорами уже не в одиночку, а совместно с Красной Армией. Уже 12 июля 1941 г. в Москве было подписано англо-советское соглашение о совместных действиях против нацистской Германии. С сентября 1941 г. Лондон поставлял Москве вооружение по системе ленд-лиза, а разведывательные службы обменивались информацией о противнике. Во 2-й половине 1941–1942 гг. Великобритания выделила СССР кредиты на сумму 30 млн фунтов стерлингов. Решающее значение в налаживании двустороннего сотрудничества сыграл договор о военном союзе, подписанный 26 мая 1942 г. в Лондоне сроком на 20 лет. В соответствии с ним основной объём военных поставок пришёлся на 1943 г., хотя они продолжались вплоть до завершения военных действий по двум основным маршрутам: северному, через Мурманск, и южному, через Иран, территория которого с конца августа 1941 г. совместно контролировалась советскими и британскими войсками. Общая военная помощь СССР со стороны Великобритании за годы 2-й мировой войны составила 15 % от затрат Британской империи на её ведение. Принятие США и Великобританией Атлантической хартии 1941 г. и присоединение к ней СССР 24 января 1941 г. открыли возможность для создания антигитлеровской коалиции, участники которой подписали Вашингтонскую декларацию 1942 г. На Тегеранской конференции 1943 г., Ялтинской конференции 1945 г., Потсдамской конференции 1945 г. США, Великобритания и СССР согласовывали действия по скорейшему достижению победы и послевоенному устройству мира. Последовавшие десанты англо-американских сил сначала в Сицилии (9–10 июля 1943), а затем и в Нормандии (6 июня 1944) послужили разгрому Италии и Германии, хотя основную тяжесть ведения сухопутной войны на европейских театрах продолжал нести СССР. Одновременно в 1942–1943 гг. вооружённые силы Британской империи вместе с американскими союзниками смогли перехватить стратегическую инициативу в бассейне Тихого океана, положив тем самым начало освобождению обширных регионов Азии от оккупации войсками Японии. Сломив сопротивление японского флота в нескольких морских сражениях, англо-американские силы при поддержке австралийских и новозеландских войск вплотную приблизились к Японским островам летом 1945 г. Однако только после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, а главное – вступления в войну СССР (9 августа) Япония была вынуждена безоговорочно капитулировать 2 сентября 1945 г., что означало завершение 2-й мировой войны.
Уинстон Черчилль и члены королевской семьи во время празднования победы над Германией. Букингемский дворец, Лондон. 8 мая 1945.
2-я мировая война потребовала от Великобритании финансовых затрат объёмом 25 млрд фунтов стерлингов. В 1939–1945 гг. Британская империя как активный участник Антигитлеровской коалиции потеряла убитыми 265 тыс. военнослужащих и 60 тыс. мирных жителей. Более 30 % зданий на территории метрополии оказалось разрушено или повреждено в результате воздушных бомбардировок, 60 % британских торговых судов было потоплено силами противника.
Воздействие войны на внутреннюю жизнь королевства также было огромным. Введение обязательных удостоверений личности, нормирование продовольствия и товаров первой необходимости, соблюдение режима противовоздушной обороны, эвакуация детей и стариков из крупных городов в сельскую местность – все эти обязательные меры военного времени создали в обществе ощущение коллективной ответственности граждан, породив одновременно новые требования к политикам.
Великобритания во 2-й половине 20 в.
Завершение военных действий в Европе поставило перед правящими кругами Великобритании задачу проведения парламентских выборов, которые состоялись 5 июля 1945 г. Они привели к власти лейбористов, сумевших впервые в истории сформировать правительство большинства. Новый кабинет министров возглавил К. Эттли. Послевоенная реконверсия и восстановление экономики были ускорены присоединением Великобритании к плану Маршалла. Девальвация фунта стерлингов по отношению к доллару США в сентябре 1949 г. позволила стране значительно улучшить состояние национальных финансов, однако именно с этого времени доллар стал главной резервной мировой валютой. На фоне ускоренной трансформации Британской империи в Содружество наций во 2-й половине 1940-х – 1950-х гг. лейбористы национализировали ряд ключевых, но убыточных отраслей хозяйства, включая электроэнергетику, железнодорожный транспорт, угледобывающую промышленность, авиакомпании, радио- и телекоммуникации. Важным шагом правительства Эттли стала национализация Банка Англии. Все эти меры сопровождались выплатой бывшим владельцам стоимости предприятий в сумме, превышающей их рыночную цену. В итоге государственный сектор Великобритании охватил до 25 % экономики. В 1946 г. парламент принял закон о создании национальной системы здравоохранения с возможностью оказывать бесплатную медицинскую помощь населению. На следующий год был учреждён Консультативный совет государственного планирования и принята четырёхлетняя программа развития сельского хозяйства. В 1948 г. введена в действие система социального страхования, предусматривавшая выплату пособий по возрасту, нетрудоспособности и в связи с рождением ребёнка. Правительство вкладывало значительные средства в строительство муниципального жилья для более чем 800 тыс. семей. Тред-юнионам также удалось отменить репрессивный закон 1927 г. о трудовых спорах, а широкая общественность добилась глубокой реформы системы образования, в которой, помимо традиционных частных школ и университетов, право на полноценное обучение молодого поколения приобрели также аналогичные государственные структуры, субсидируемые из местных бюджетов.
Внешняя политика лейбористского правительства была направлена на решение трёх главных задач: тесную военно-политическую интеграцию с ближайшим союзником – США, непримиримую борьбу против международного коммунизма и сохранение влияния Лондона на колониальную периферию в Азии и Африке. В рамках первого направления Великобритания активно участвовала в подписании Брюссельского пакта 1948 г., создании НАТО и других военных блоков. В 1947 г. Великобритания заключила с Францией Дюнкеркский пакт. Наиболее заметными событиями в колониальной политике королевства стал уход британцев из Палестины и Юго-Восточной Азии, а также предоставление независимости Индии в 1947 г.
После поражения лейбористов на досрочных парламентских выборах 1951 г. партийно-политическая система Великобритания приобрела двухпартийную динамику, которая сохраняет своё значение вплоть до 21 в. При этом ни одно из влиятельных общественных движений не оспаривало прерогативы монархии, которая сумела сохранить своё место в государственном механизме после восшествия на престол Елизаветы II в феврале 1952 г. На протяжении всей 2-й половины 20 в. Консервативная и Лейбористская партии поочередно сменяли друг друга у власти, хотя вплоть до конца 1990-х гг. наиболее продолжительные периоды правления были связаны именно с кабинетами тори во главе с Черчиллем (1951–1955), Э. Иденом (1955–1957), Г. Макмилланом (1957–1963), А. Дугласом-Хьюмом (1963–1964) и Э. Хитом (1970–1974). Лидеры лейбористов Г. Вильсон и Дж. Каллагэн возглавляли правительство соответственно в 1964–1970 и в 1974–1979 гг.
Приоритетным направлением политики всех британских кабинетов являлось сохранение статуса великой державы путём наращивания военного потенциала. Свидетельством этому стали испытание ядерной (1952) и водородной (1957) бомб, конструирование ракетного оружия и строительство атомных подводных лодок в тесном сотрудничестве с США. Однако нехватка финансовых ресурсов заставила Лондон сократить в два раза численность постоянной армии, вывести свои войска из Германии и отменить воинскую повинность в начале 1960-х гг. В 1963 г. Лондон вместе с Вашингтоном и Москвой подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия.
На протяжении 2-го и 3-го послевоенных десятилетий общие контуры государства «всеобщего благосостояния» не претерпели серьёзных изменений, а ранее созданные системы образования, здравоохранения и социального обеспечения эволюционировали в сторону обеспечения интересов растущего среднего класса. Заметное влияние на развитие экономики оказала научно-техническая революция. В 1962 г. для регулирования хозяйственных процессов консервативное правительство Макмиллана учредило Национальный совет экономического развития, который занимался индикативным планированием. На протяжении 1960-х гг. по уровню концентрации промышленного производства Великобритания занимала первое место в Европе, а по количеству крупнейших монополистических объединений – второе место в мире. Стерлинговая валютная группировка во главе с Великобританией объединяла более 50 стран и зависимых территорий всех континентов. В 1960 г. по инициативе Великобритании была создана Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Однако попытки Лондона присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС) не встречали понимания его партнеров вплоть до 1973 г.
Середина 20 в. стала временем бурного развития молодёжной субкультуры Великобритании, которая оказала сильное влияние на формирование поп-арта – нового направления в искусстве для всех. Мощный протестный потенциал различных общественных движений – пацифистских, феминистских, антирасистских и т. д., в которых ключевую роль играла молодёжь, отразился в экспериментальных направлениях художественной жизни – рок-музыке, авангардистской графике и промышленном дизайне. Именно с 1960-х гг. Лондон, помимо традиционной роли крупнейшего международного финансового центра, приобрёл имидж центра мировой моды.
Указанные тенденции наряду с изменениями в британском обществе способствовали либерализации законодательства в сфере брачных отношений. 2-я половина 1960-х гг. ознаменовалась принятием законов о планировании семьи, процедуре развода и раздела имущества бывших супругов, легализации абортов и окончании уголовного преследования гомосексуалистов на территории Англии и Уэльса. Кроме того, в этом же году избирательный возраст британцев был снижен с 21 года до 18 лет. Вступление в силу законов о равной оплате труда и недопустимости гендерной дискриминации (1975) завершили формирование юридической основы индустриального общества Великобритании.
Острой проблемой королевства, грозившей его распадом, оставался вопрос о статусе и правах католического населения одной из административных областей – Северной Ирландии. На рубеже 1960–1970-х гг. Ирландская республиканская армия (ИРА), возрождённая экстремистами-католиками, стала активно использовать террористические методы борьбы не только против ультраправых военизированных протестантских группировок, но и сил правопорядка, направленных Лондоном в эту историческую часть королевства. Стремясь решить североирландскую проблему преимущественно репрессивными мерами, консервативное правительство Э. Хита в 1972 г. распустило местный парламент (стормонт) и ввело прямое правление из Лондона. Вместе с тем на референдуме 1973 г. большинство его участников (явка составляла около 59 % населения) высказалось за сохранение Северной Ирландии в составе Соединённого Королевства.
Начало перехода Великобритании к постиндустриальной экономике пришлось на рубеж 1970–1980-х гг., когда изменение социальной композиции, вызванное значительным увеличением численности среднего класса при неуклонным сокращении количества работников физического труда, а также постепенное старение населения и увеличение в нём доли иммигрантов из стран Содружества потребовали отказа от прямого государственного регулирования экономики и прежних имперских методов проведения внешней политики. Эти задачи во многом удалось решить консервативному правительству М. Тэтчер (1979–1990). Целями «железной леди», как современники называли Тэтчер, во внутренней политике стало создание условий для свободного занятия бизнесом любым частным собственником, а во внешней – восстановление роли Великобритании как державы, проводящей курс на обеспечение национальных интересов вне зависимости от позиции не только противников, но и ближайших союзников.
Президент США Рональд Рейган и премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Кэмп-Дэвид (штат Мэриленд, США). 22 декабря 1984. Национальное управление архивов и документации, Вашингтон.Достижению первой из этих целей были подчинены законы о значительном сокращении государственных расходов, реприватизации примерно 30 % крупнейших предприятий, предоставлении льгот малому бизнесу и увеличении инвестиций в экономику. К концу 1980-х гг. 64 % британцев стали собственниками жилья, а более 70 % обладали личным автомобилем. При этом около 24 % взрослого населения владели акциями. Успеху реформ способствовали возраставшие доходы от приватизации неэффективных государственных предприятий и экспорта нефти, добываемой на шельфе Северного моря.
В сфере внешней политики консервативным кабинетам под руководством Тэтчер удалось отстоять суверенитет над Фолклендскими островами в Южной Атлантике от посягательств Аргентины (1982), укрепить партнёрство с традиционным союзником – США, особенно в сфере ядерных вооружений, добиться сохранения особого статуса в рамках ЕЭС, поддержать престиж ведущей державы Содружества и нормализовать отношения с СССР во 2-й половине 1980-х гг. Последнему внешнеполитическому успеху Лондона содействовал диалог между Тэтчер и советским лидером М. С. Горбачёвым, позволивший британскому премьер-министру выполнять роль посредника между Западом и Востоком в период завершения «холодной войны» и краха биполярной системы международных отношений. Однако решение североирландской проблемы оказалось не под силу как правительству Тэтчер, так и сменившему её на посту премьера Дж. Мейджору (1990–1997).
Наиболее заметным отличием руководящего стиля нового главы правительства от его предшественницы стало возвращение к коллегиальности. Во внутренней политике Мейджор продолжил курс на денационализацию ключевых отраслей экономики и стимулирование малого бизнеса, усилив вместе с тем акцент на государственной поддержке научных центров и университетов. Изменения затронули политику деволюции в сфере предоставления Лондоном бóльших прав местным органам власти в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Сфера внешнеполитической деятельности правительства Мейджора охватывала развитие тесного партнёрства Лондона и Вашингтона в вооружённых операциях НАТО против Ирака (1991) и Югославии (1999). Важное место продолжал занимать вопрос о характере политической и экономической интеграции с другими европейскими государствами. Несмотря на то что в 1992 г. Лондон подписал Маастрихтский договор, Великобритания не поддержала создание валютно-финансового союза с переходом на общую денежную единицу Европейского союза (ЕС).
Позитивная тенденция наблюдалась в российско-британских отношениях, развитию которых способствовало вступление России в Совет Европы и присоединение к «Большой семёрке» ведущих мировых держав. Визит Елизаветы II в РФ (1994) – первое посещения России британским монархом за почти столетие – явился ещё одним свидетельством наметившегося двустороннего сближения.
Изменение устава и глубокая реорганизация Лейбористской партии, которую с середины 1994 г. возглавил молодой и амбициозный лидер Т. Блэр, диалог с третьей общенациональной партией – «Либеральными демократами», а также усталость британского общества от почти 20-летнего правления консервативных кабинетов позволили обновлённой рабочей партии одержать внушительную победу на очередных парламентских выборах 1997 г. Их особенностями стали избрание в нижнюю палату 120 женщин, из которых 101 являлась членом Лейбористской партии, а также значительный процент голосов, полученных национальными партиями Шотландии и Уэльса.
Великобритания в 1-й четверти 21 в.
Период правления лейбористских кабинетов Т. Блэра (1997–2007) и Г. Брауна (2007–2010) ознаменовался глубокими социально-политическими реформами, одним из важнейших направлений которых стало продолжение деволюции. Итоги референдумов среди шотландцев и валлийцев в 1997 г. по вопросу о самоуправлении послужили отправным пунктом для последующего избрания, соответственно, парламента и ассамблеи. Важнейшим успехом лейбористского правительства в области национальной политики стало подписание 10 апреля 1998 г. Белфастского соглашения, которое восстановило автономный статус Северной Ирландии. Концепция «третьего пути» развития Великобритании в 21 в., взятая на вооружение лейбористами, предполагала сочетание принципов государства «социальных гарантий» и постулатов консервативного индивидуализма с приверженностью традиционным институтам монархии, церкви и семьи. В этом плане показательна реформа палаты лордов, проводившаяся в два этапа с 1999 по 2007 гг. Она была направлена на её трансформацию из собрания аристократии в выборный законодательный орган, но не была доведена до конца, поскольку ни один из предложенных вариантов не был одобрен парламентом. Экономическая политика правительств Блэра и Брауна имела целью развитие постиндустриальной экономики, отличительными особенностями которой являлась компьютеризация бизнес-процессов, расширение сферы услуг, использование безотходных технологий, применение искусственного интеллекта и т. д. Решению этих задач помогало снижение налогов на крупные корпорации, установление контроля над инфляцией, увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, а также введение минимальной почасовой оплаты труда. В социальной области лейбористские кабинеты вынуждены были обратить серьёзное внимание на положение иммигрантских семей, имеющих детей, а также на усиление поддержки бездомных, трудоустройство выпускников школ и вузов, борьбу с этнической и подростковой преступностью, включая проблему наркомании.
Однако три последовательных победы обновлённой рабочей партии на всеобщих выборах не смогли предотвратить падение популярности Блэра среди избирателей, которые всё активнее выражали недовольство следованием Лондона в фарватере американской внешней политики на Ближнем и Среднем Востоке (участие в военных операциях в Афганистане и Ираке), а также ускорением деволюции (расширения автономии Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии), способной привести к распаду королевства.
Передача Блэром премьерских полномочий своему ближайшему соратнику по партии, министру финансов Г. Брауну в июне 2007 г. не смогла остановить снижение популярности лейбористов среди британцев. Внутрипартийное соперничество и мировой финансовый кризис 2008–2009 гг., а также энергичная деятельность нового лидера консерваторов Д. Кэмерона (занимал пост премьер-министра в 2010–2016) явились основными причинами поражения рабочей партии на парламентских выборах 2010 г. Большинство британцев оказались не готовы поддержать такие конституционные реформы лейбористов, как переход к выборности палаты лордов, введение пропорциональной избирательной системы вместо мажоритарной и снижение возраста голосования с 18 до 16 лет. Инициативы консерваторов в сфере государственного строительства, одной из которых стало их предложение муниципальных референдумов по вопросам местного самоуправления, привлекли симпатии избирателей. Очередное возвращение консерваторов к власти, первоначально в коалиции с «Либеральными демократами» во главе с Н. Клеггом, совпало по времени с новым раундом общественных дискуссий о продолжении деволюции и сохранении членства Великобритании в ЕС. Инициированный правительством в 2011 г. референдум о реформе избирательной системы не принёс победы сторонникам отказа от мажоритарной системы. Внутриполитическая ситуация обострилась в связи с волнениями молодёжи и этнических меньшинств, которые периодически охватывали окраины крупных британских городов на протяжении 2011–2012 гг. Однако ключевой для дальнейшего развития страны выступала альтернатива сохранения или выхода из ЕС.
Борис Джонсон.Одержав победу на выборах 2015 г. и сумев создать однопартийный кабинет, Кэмерон объявил о проведении общенационального референдума по указанной проблеме, который состоялся 23 июня 2016 г. По его итогам почти 52 % британцев высказались за то, чтобы королевство покинуло ЕС. Референдум также привёл к отставке Кэмерона, правительство возглавила Т. Мэй (2016–2019) – вторая после М. Тэтчер женщина на посту премьер-министра. Однако острые разногласия внутри Консервативной партии вынудили Мэй в июле 2019 г. уступить руководство кабинетом новому лидеру тори Б. Джонсону (2019–2022), который после победы на всеобщих выборах в декабре того же года сумел провести через парламент закон о выходе из ЕС. Это давно ожидаемое как сторонниками, так и противниками событие произошло 1 февраля 2020 г. по московскому времени (в 23:00 31 января по Гринвичу). Однако переговоры об условиях торгового соглашения продолжались ещё несколько месяцев (окончательно вступило в силу 1 мая 2021) на фоне пандемии COVID-19. Она нанесла колоссальный ущерб национальной экономике, вызвав более 19 млн подтверждённых случаев заражения, гибель более 180 тыс. человек (март 2022) и снижение ВВП в 2020 г. на 9,3 % (в 2021 вырос на 7,4 %, частично отыграв падение). Во внешней политике заметным событием стало заключение 15 сентября 2021 г. трёхстороннего соглашения по безопасности между Великобританией, Австралией и США (т. н. AUKUS).
Важнейшим событием политической жизни Соединённого Королевства явилась кончина 8 сентября 2022 г. Елизаветы II, которую сменил на престоле старший сын Карл III. Его коронация состоялась в Вестминстерском аббатстве 6 мая 2023 г. Уход королевы из жизни совпал с острым внутренним кризисом, вызванным серией скандалов в рядах Консервативной партии, которые привели к смене её лидера и, соответственно, премьер-министра страны. После пребывания на этих постах с 5 сентября по 25 октября 2022 г. Л. Трасс партию и правительство возглавил Р. Сунак – первый в истории королевства премьер-министр пенджабского происхождения и индуистского вероисповедания. Сложное экономическое положение Великобритании, обусловленное «Брекзитом», переходом к безуглеродной зелёной экономике, а также значительным сокращением объёма торговли с Россией из-за односторонних санкций, введённых Лондоном, снизили шансы консерваторов на очередных парламентских выборах. По мере снижения популярности тори среди населения Великобритании всё большим влиянием пользуется Лейбористская партия во главе с К. Стармером, который возглавил новое правительство после победы лейбористов на парламентских выборах, состоявшихся 4 июля 2024 г.
Российско-британские отношения
Первые контакты между Англией и Древнерусским государством относятся к 11–12 вв. При дворе великого князя Ярослава Владимировича Мудрого некоторое время жили сыновья англосаксонского короля Эдмунда Железнобокого; Гида, дочь последнего англосаксонского короля Гарольда II Годвинсона, была женой великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Торговые и дипломатические связи между Англией и Русским государством установились в середине 16 в., после экспедиции Р. Ченслера. Регулярные дипломатические отношения, существовавшие с начала 18 в., были прерваны после Октябрьской революции 1917 г. Великобритания признала СССР в феврале 1924 г., затем дипломатические отношения прерывались в 1927–1929 гг.
В начале 21 в. развитие двустороннего политического диалога шло по нарастающей. В 2003 г. президент РФ В. В. Путин посетил Великобританию и встретился с королевой Елизаветой II, герцогом Эдинбургским Филиппом и премьер-министром Т. Блэром, который также неоднократно совершал рабочие визиты в Москву. В сентябре 2011 г. и мае 2013 г. премьер-министр Д. Кэмерон посещал Россию. В июне 2013 г. в преддверии саммита «Группы восьми» (G-8) в Лох-Эрне (Великобритания) состоялись отдельные двусторонние переговоры В. В. Путина и Д. Кэмерона. В ноябре того же года в Москве прошла 10-я сессия российско-британского Межправительственного комитета по торговле и инвестициям. В 2014 г. был проведён ряд мероприятий в рамках российско-британского перекрёстного Года культуры.
После того как Великобритания, наряду с другими странами ЕС, в 2014 г. поддержала введение санкций против России, началось постепенное свёртывание двустороннего российско-британского политического диалога на государственном уровне и военно-технического сотрудничества. 22 декабря 2017 г. Москву с официальным визитом посетил министр иностранных дел Великобритании Б. Джонсон. После начала Специальной военной операции России на Украине в феврале 2022 г. российско-британские двусторонние контакты на высшем и высоком уровнях фактически прекратились, правительство Великобритании присоединилось к антироссийским санкциям. Совокупный товарооборот России и Великобритании в 2023 г. составил 2,3 млрд долл. США (уменьшился на 70,9 % по сравнению с 2022).