Пацифизм
Пацифи́зм (от лат. pacificus – миротворческий, умиротворяющий), идеология, политика и общественное движение, выступающие против войн и любого рода насилия. Термины «пацифизм» и «пацифист» (сторонник пацифизма) сформулированы в 1901 г. группой участников 10-го Всеобщего конгресса мира в Глазго и предложены президентом Лиги мира и свободы Э. Арно (1864–1921) для обозначения движения борцов за мир. Идеология пацифизма изложена Арно в трактате «Код мира» (1901).
Пацифизм основан на убеждении, что убийство человека человеком, как и в целом насилие в отношениях между людьми, есть нарушение мирового порядка, зло, пусть даже и вынужденное. Исторически это убеждение по преимуществу было связано с религиозным сознанием человека. Принцип отказа от причинения вреда всему живому (ахимса) широко представлен в индийской «практической философии», он получил развитие у адживиков, в буддизме, джайнизме и др. В христианском понимании причина насилия в мире заключается в отпадении человека от Бога, нарушении Его воли и тем самым в разрушении изначального порядка отношений Бога, человека и мира. Объективный характер пребывания мира в искажённом состоянии делает невозможным полное избавление от насилия до момента окончательного воссоединения творения с Богом. Вместе с тем на субъектном уровне преодоление насилия полагается возможным и даже обязательным. Эпоха Ветхого Завета была далека от идеала мирного сосуществования как народов, так и отдельных людей, тем не менее, наряду с принципом ограничения мести «око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:19–20), была дана заповедь «не убий» (Исх. 20:13). Ветхозаветное пророчество о временах, «когда не поднимет народ на народ меча» (Ис. 2:4), относится к перспективе за пределами исторического времени. Новый Завет исполнен призыва любви к врагам (Мф. 5:43–48, Лк. 6:27–28) и Божия благословения миротворцам (Мф. 5:9). Даже в условиях объективно существующего насилия в обществе, по христианскому учению, не следует воздавать «злом за зло», по возможности быть «в мире со всеми людьми» (Рим. 12:17–18). Последовательный и бескомпромиссный пацифизм характерен для некоторых еретических движений и христианских направлений: катары, адвентисты седьмого дня, швейцарские братья, моравские братья, гуттерское братство, квакеры, меннониты, духоборцы, молокане, пятидесятники, толстовцы и др.
Философское осмысление пацифизма имеет свои истоки в учении древнегреческих натурфилософов о космосе как мировом порядке, гармонии и равновесии. Пифагор учил жить в согласии, творить добро врагам, не убивать невинных животных, не наносить вреда растениям. Состояние мира в Римской империи воспевал Вергилий. В стоической традиции идеи пацифизма развивали Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, в поздней Античности – Макробий, Боэций. В Средние века на пацифистские теории определяющее влияние оказывало христианство. В эпоху Просвещения разрабатывалась идея «вечного мира» (М. де Бетюн Сюлли, Ш. Сен-Пьер, Ж.-Ж. Руссо) – соединение всех европейских государств, включая Россию, в единый союз. Среди мыслителей Нового и Новейшего времён, развивавших идеи пацифизма, – Эразм Роттердамский, Ф. Пасси, Л. Н. Толстой, Б. фон Зутнер, Махатма Ганди, М. Л. Кинг. Особой популярностью идеи пацифизма пользовались после Первой мировой войны, 1920-е гг. известны как «эра пацифизма» (создание Лиги Наций, пакт Келлога – Бриана 1928, движение за всеобщее разоружение и т. п.). Государственные и политические деятели (А. Бриан, П. Пенлеве во Франции, Р. Сесил, О. Чемберлен в Великобритании, Ф. Келлог, У. Бора в США и др.) активно использовали пацифистскую риторику для оправдания своих действий на международной арене (диктовались прежде всего интересами их собственных государств). В западноевропейских странах 1920–1930-х гг. апелляция к пацифистским настроениям населения была важным фактором и при проведении внутренней политики, для успеха на выборах в представительные органы власти.
В России в конце 19 – начале 20 вв. теоретическую базу пацифизма разрабатывали юристы и социологи М. А. Энгельгардт («Вечный мир и разоружение», 1899), Ф. Ф. Мартенс («Современное международное право цивилизованных народов», т. 1–2, 1882–1883), Л. А. Камаровский («Главные моменты идеи мира в истории», 1895), М. А. Таубе («Принципы мира и права в международных столкновениях средних веков», 1899), князь В. В. Тенишев («Вечный мир и международный третейский суд», 1909) и др. Российский пацифизм получил государственную поддержку в форме инициированной Россией Международной конференции по вопросу ограничения вооружений и учреждения международного арбитража (1899). В развитие этой инициативы на Гаагских конференциях мира 1899 г. и 1907 г. были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, ставшие неотъемлемой частью норм международного гуманитарного права. В начале 20 в. пацифизм принял в России форму антивоенного движения, он имел общественную поддержку прежде всего в интеллигентских кругах. Созданы Санкт-Петербургское и Московское общества мира, Киевское общество друзей мира (все в 1909) и др. Впервые делегация пацифистов из России приняла официальное участие в 18-м Всеобщем конгрессе мира в Стокгольме (1910), глава российской делегации Павел Дмитриевич Долгоруков был избран вице-президентом конгресса. В последующий исторический период до 1990-х гг. российский пацифизм как движение не имел достаточных политических условий для независимого развития, уступил место движению сторонников мира, направлявшемуся партийной и государственной властью.
В современном мире понятие «пацифизм» используется для обозначения мировоззренческой и нравственной позиции, идеологии общественного движения. В качестве мировоззренческой позиции пацифизм может не ограничиваться антивоенной установкой, но представлять различные доктрины ненасилия, пассивного сопротивления, морального совершенствования, нравственной чистоты. В качестве нравственной позиции пацифизм означает индивидуальный отказ от насилия и соучастия в нём, в частности отказ от службы в армии и от того, чтобы брать в руки оружие. В роли идеологии пацифизм обосновывает необходимость и возможность установления всеобщего мира, используя взаимосвязанные принципы: абсолютной недопустимости войны, абсолютного запрета насилия или применения силы и абсолютной неприемлемости убийства. Как общественное движение пацифизм предполагает широкую пропаганду миротворческих идей и ценностей, проведение манифестаций в защиту мира, осуждение гонки вооружений, призыв к снижению военной активности государств, ратование за мирное урегулирование международных и внутригосударственных конфликтов, осуждение международного терроризма. К современным пацифистским организациям относятся: Международное бюро мира (основано в 1891–1892), Всемирный совет мира (1949–1950), Пагуошское движение, Международная кризисная группа (основана в 1995) и др. Они тесно взаимодействуют с международными и межправительственными организациями [ООН, ЮНЕСКО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), Движение неприсоединения и др.].