Закон об управлении Индией 1935
Зако́н об управле́нии И́ндией 1935, законодательный акт, принятый британским парламентом в августе 1935 г. на основе рекомендаций комиссии Саймона и конференций «круглого стола». Называется также Конституцией 1935 г. Согласно закону, Индия преобразовывалась в федерацию провинций Британской Индии и вассальных индийских княжеств. Членство в федерации было обязательным для провинций, княжествам предоставлялось право примкнуть к «федеральной схеме» либо установить прямые отношения с метрополией. Представители провинций в Центральном законодательном собрании подлежали избранию, делегаты княжеств назначались их правителями. Устанавливались пропорции представительства княжеств и провинций в Государственном совете и Законодательном собрании. «Федеральная схема» не была введена в действие из-за отказа большинства правителей княжеств примкнуть к федерации. Вся полнота власти осталась в руках генерал-губернатора, который назначался британским монархом и являлся его полномочным представителем в Индии. Сформулированный в Законе об управлении Индией принцип развития «провинциальной автономии» предусматривал разделение власти между центром и провинциями и расширение прерогатив провинциальных законодательных собраний, которые делились на двухпалатные [в Мадрасе (ныне Тамилнад), Бомбее (ныне территория штатов Гуджарат и Махараштра), Бенгалии, Бихаре, Соединённых провинциях (ныне Уттар-Прадеш), Ассаме] и однопалатные [в Панджабе (Пенджабе), Синде, Северо-Западной пограничной провинции, Ориссе (ныне Одиша) и Центральных провинциях]. «Провинциальная автономия» была введена в действие 1 апреля 1937 г. В том же году состоялись выборы в центральные и провинциальные легислатуры, которые проводились по куриальной системе (12 курий – для индусов, мусульман, сикхов, христиан, различных социальных прослоек, а также для «неприкасаемых»; право голоса получили около 12 % взрослого населения Индии). Будущий политический статус Индии в Законе об управлении Индией не был определён, а принцип самоуправления в рамках Британского Содружества наций не оговаривался. Политические силы Индии были разочарованы умеренным характером Закона об управлении Индией и называли его «рабской конституцией». Дж. Неру считал, что формирование избирательных курий создаёт политические барьеры между религиозными общинами. Тем не менее закон оказал позитивное влияние на развитие Индии: способствовал становлению институтов парламентской демократии, формированию центральных и провинциальных легислатур, открыл доступ к власти (хотя и в ограниченном размере) представителям местных имущих слоёв. Принятие закона способствовало усилению позиций в индийском национально-освободительном движении групп, ориентировавшихся на использование конституционных форм борьбы за суверенитет.