Формирование института деволюции в британской политике
Формирование института деволюции в британской политике. Впервые термин «деволюция» употребил лидер ирландских националистов Дж. Редмонд в конце 19 в. Во 2-й половине 1970-х гг. его использовали в политических дискуссиях, когда в Шотландии и Уэльсе стал наблюдаться рост общественной поддержки идеи самоуправления [Шеин С. А. «Деволюция – это процесс, а не событие». Деволюционная динамика в Шотландии и Уэльсе (1998–2018) // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2018. Т. 2, № 2. С. 195]. В конце 20 в. деволюция получила новое развитие, когда Лондон согласился передать часть своих полномочий Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии.
Исторически деволюция считалась механизмом решения двух назревших к концу 19 – началу 20 вв. проблем: ирландского вопроса и неспособности бюрократии быстро и эффективно принимать политические решения. Ирландский вопрос состоял в необходимости формирования государственного учреждения, которое бы отвечало за управление Ирландией. Бюрократическая проблема была порождена постоянно возрастающей нагрузкой «на центральные органы власти, в первую очередь, на парламент» (Молчаков Н. Ю. Доктринальные подходы к определению Деволюции в британском государствоведении // Право – явление цивилизации и культуры. Вып. 2. Москва, 2020. С. 291), который разрабатывал и принимал законодательство не только для Соединённого Королевства, но и для всей Британской империи.
С 1870-х по 1920-е гг. на территории британской Ирландии действовало политическое движение «Гомруль», ставившее целью получение островом самоуправления (автономии), а также создание собственного парламента и органов местной исполнительной власти. Движение просуществовало до конца Первой мировой войны, ему на смену пришли сторонники независимости. Ко 2-й половине 20 в. ирландский вопрос и бюрократическая проблема ушли с повестки дня из-за получения Северной Ирландией независимости и введения в Великобритании делегированного законодательства (необходимо отметить, что, с одной стороны, ирландские националисты не признают окончательного разрешения ирландского вопроса, т. к. Северная Ирландия находится в составе Великобритании, а не Республики Ирландия, с другой – ольстерские националисты выступают за независимость Северной Ирландии и от Великобритании, и от Ирландии). Поэтому уже к 1960-м гг. в британской публичной политике деволюция стала рассматриваться в качестве инструмента для нивелирования межнациональной напряжённости на территории Соединённого Королевства.
Деволюция начала трансформироваться из теории в практику после того, как в 1997 г. Лейбористская партия выиграла парламентские выборы и через 2 года предложила соответствующий деволюционный законопроект. В 1998 г. был принят Акт о Шотландии, который формализовал политико-юридические основы для создания парламента Шотландии. Согласно деволюционной реформе 1999 г., Шотландия получила право на формирование парламента с «достаточно широким кругом полномочий в финансово-экономической, административно-политической и социальной сферах» (Перегудов С. П. Глава 3. Конституционные реформы 1997–2012 гг. // Дилеммы Британии. Поиск путей развития. Москва, 2014. С. 60), а Уэльс мог создать Ассамблею, которая имела широкие полномочия, но несколько меньшие, чем шотландский парламент. Северная Ирландия получила право на создание Ассамблеи годом ранее на основании Белфастского соглашения между католиками и протестантами Северной Ирландии.