Британская Индия
Брита́нская И́ндия (англ. British India), устоявшееся в мировой политической практике и историографии название материковых территорий Южной Азии, находившихся под прямым колониальным контролем Великобритании. К середине 19 в. большинство территорий Индостана потеряли независимость и были подчинены британской Ост-Индской компании, а затем в ходе реформ, произведённых в 1860–1870-х гг. после подавления Сипайского восстания 1857–1859 гг., перешли под власть британской короны. Понятие «Британская Индия» окончательно оформилось во времена королевы Великобритании Виктории (1837–1901), императрицы Индии с 1876 г. (провозглашение в Индии – 1 января 1877), и было упразднено в процессе обретения независимости в 1947 г.
Британская Индия в 19 – начале 20 вв.
Викторианская эпоха, продлившаяся до начала 20 в., ознаменовалась рядом реформ в социально-экономической сфере, стала временем «классической модели» взаимодействия двух политических систем – британской и традиционной индийской, отличавшихся как стадиальными, так и цивилизационными характеристиками. Британские монархи, начиная с Виктории, санкционировали власть Британской империи над Индией (в последующий период её правителями считались преемники королевы: в 1901–1910 – Эдуард VII, в 1910–1936 – Георг V, в 1936–1947 – Георг VI).
20 в. стал временем политических реформ, а Британская Индия – ареной борьбы различных партийно-политических сил в британском парламенте (консерваторов, либералов, лейбористов).
К началу 20 в. территория Индостана распадалась на две крупные составляющие: собственно Британскую Индию, делившуюся на провинции, под прямым управлением Великобритании и «туземную», или «индийскую», Индию, включавшую в себя многочисленные княжества (около 600), под косвенным управлением англичан. Расположенные у южной оконечности Индостана островные государства – Цейлон (с 1972 Шри-Ланка) и Мальдивы – также находились под британской юрисдикцией: первое являлось самостоятельной британской королевской колонией, второе – протекторатом. Примыкавшие к Британской Индии с севера Непал, Бутан и Сикким представляли собой контролируемые англичанами территории.
Британская Индия, занимавшая бо́льшую часть территории Южной Азии, была центром общественно-политической и экономической жизни Индостана. Во 2-й половине 19 в. здесь сложились основы централизованного колониального аппарата управления, включая государственную бюрократию – Индийскую гражданскую службу, комплектовавшуюся выходцами из метрополии, и колониальную англо-сипайскую армию, были введены многие процессуальные юридические нормы, принятые в Великобритании. Британская Индия представляла собой колониальную автократию, управляемую чиновниками, назначавшимися из метрополии. В состав английского правительства был включён министр, именовавшийся государственным секретарём по делам Индии и Бирмы (последняя входила в состав Британской Индии до 1937). Во главе государственно-колониального аппарата стоял генерал-губернатор, носивший титул вице-короля. Вице-король подчинялся непосредственно министру по делам Индии, неся ответственность перед английским правительством и парламентом.
Британская Индия состояла из губернаторских (Бенгалия, Мадрас, Бомбей, Бихар, Орисса, Ассам, Панджаб, Бирма, Центральные провинции, Соединённые провинции) и комиссарских (Северо-Западная пограничная провинция, Дели, Аджмер, Мервара, Белуджистан, Кург, Андаманские и Никобарские о-ва) провинций. Губернаторы провинций назначались министром по делам Индии или вице-королём. Комиссарские провинции находились под непосредственным управлением генерал-губернатора. В княжествах англичане применяли систему косвенного управления, предоставив значительную автономию во внутренних делах индийским князьям - махараджам и навабам.
Со временем приверженность властей автократическим методам правления уступала место использованию более гибких форм господства. В 1910-е гг. управление огромной полиэтнической и поликонфессиональной страной (население которой составляло около 300 млн человек), где набирали мощь движения социального и политического протеста, методами прямого военно-политического диктата становилось, с точки зрения наиболее дальновидных политических деятелей метрополии, нецелесообразным и малоэффективным.
Британская Индия в 1-й половине 20 в.
В первые два десятилетия 20 в. колониальная политика формировалась двумя силами в метрополии – консерваторами и либералами. Курс на политический компромисс проводился достаточно последовательно либеральными и либерально-коалиционными правительствами Д. Ллойд Джорджа, в то время как ужесточение колониального режима, вплоть до репрессивного подавления антианглийских выступлений, было характерно для консерваторов во главе с Дж. Чемберленом. Так, агрессивная жёсткая линия, начатая вице-королём Индии лордом Кёрзоном (1899–1905), была смягчена принятием в 1909–1910 гг. подготовленного вице-королём Г. Дж. Минто и министром по делам Индии Дж. Морли Закона об индийских советах, получившего название реформы Морли – Минто. Увеличение до половины числа выборных членов Законодательного совета при вице-короле и создание выборного большинства в Законодательных советах при губернаторах крупнейших провинций, предусмотренные законом, расширяли участие местных имущих слоёв в законодательных органах власти, официально санкционировали избирательный процесс как средство политической активности элитарных групп. Закрепление системы выборов по куриям и введение особой избирательной курии для мусульман предопределяло соединение политики с общинным сознанием.
Выразителем политических интересов образованной верхушки индийского общества был с последней четверти 19 в. Индийский национальный конгресс (ИНК), выступавший под лозунгами секуляризма. Наряду со светской политической деятельностью в начале 20 в. возникли организации, отстаивавшие интересы религиозных общин индусов, мусульман, сикхов, христиан и др. Наибольшее значение имели политические организации индусов, составлявших абсолютное большинство населения, и мусульман, наиболее многочисленного меньшинства, – «Хинду Махасабха» (Великий союз индусов) и Мусульманская лига.
В 1911 г. английский король Георг V был коронован в качестве императора Индии, столица Британской Индии была перенесена из Калькутты в Дели. Перенос столицы послужил началом бурного строительства нового административно-политического, делового и культурного имперского центра. Период возведения грандиозного правительственного комплекса Нью-Дели (1911–1931) стал временем крупных перемен в политической жизни Британской Индии.
Изменение международной обстановки после окончания Первой мировой войны, создание Лиги Наций способствовали дальнейшему отходу от силовых методов управления колониями и поиску политического компромисса с элитами колониальных обществ. В 1919 г. английским парламентом был принят Закон об управлении Индией (реформа Монтегю – Челмсфорда). Реформа изменяла характер государственной власти в Британской Индии: на смену полной автократии пришла структура власти, в которой полномочия вице-короля и губернаторов провинций сочетались с выборным началом и ограниченной ответственностью министров-индийцев. Она получила название «диархия» (двойственное управление). Положение реформы о порядке выборов в Законодательное собрание предусматривало раздельное голосование индусов и мусульман: противопоставление двух общин получило своё законодательное закрепление.
Со 2-й половины 1920-х гг. изменилась концепция колониальной политики Великобритании в Британской Индии в связи с переменами в политической жизни метрополии: приходом к власти лейбористов, потеснивших либералов и консерваторов. Концепция лейбористов в колониальном вопросе заключалась в идее постепенной трансформации империи в Британское содружество наций, представляющее собой объединение суверенных народов на правах равного экономического и политического партнёрства. Главным методом колониальной политики 1-го и 2-го лейбористских правительств Р. Макдоналда середины 1920-х – начала 1930-х гг. стала концепция Содружества наций, реализуемая в серии конституционных реформ. Венцом деятельности лейбористов явился Вестминстерский статут 1931 г., который провозгласил юридическое равноправие доминионов и метрополии и стал официальным признанием их самостоятельности во внутренних делах. Статус доминиона был обещан в будущем и Британской Индии.
В августе 1935 г. английский парламент принял новый Закон об управлении Индией, созданный на основе рекомендаций Комиссии Саймона и трёх конференций круглого стола в Лондоне с участием ведущих политических партий Британской Индии, вошедший в историю как Конституция 1935 г. После проведённых на основании Конституции выборов в 1937 г. победивший в большинстве избирательных округов ИНК сформировал провинциальные правительства, которые приступили к осуществлению аграрных преобразований и созданию национальной промышленности.
В августе 1939 г., в преддверии Второй мировой войны, метрополия объявила Британскую Индию воюющей стороной. Британские власти обязались предоставить своей колонии статус доминиона сразу же после окончания войны. Последующие 1945–1947 гг. явились периодом переговорного процесса между ведущими политическими силами Индии и британской стороной, в ходе которого вырабатывались принципы будущего развития территорий, входивших в Британскую Индию, после предоставления ей независимости. Переговоры носили многоступенчатый характер и обнажили существенные различия в позициях сторон. В 1942 г. начала свою работу миссия С. Криппса. В 1945 г. в Британскую Индию была направлена английская правительственная делегация во главе с министром по делам Индии Петик-Лоуренсом для разработки конституционного механизма передачи власти.
После победы на выборах в Великобритании в 1945 г. лейбористов и формирования правительства во главе с К. Эттли, сменившего у власти консерваторов во главе с У. Черчиллем, не стремившимся форсировать процесс передачи власти индийцам, были последовательно провозглашены три декларации лейбористского правительства о порядке и сроках передачи власти, в последней из которых было заявлено об окончательном уходе англичан из Индии не позднее июля 1948 г.
В 1940-е гг. колониальный аппарат претерпел значительные преобразования. «Индианизация» бюрократических служб изменила соотношение британских чиновников и индийцев, многие представители британской администрации считали дальнейшее пребывание в колонии бесперспективным в связи с растущими затратами на развитие аппарата подавления антибританских движений. Вторая мировая война привела к углублению кризиса колониальной системы, дискредитации идеологии и практики колониализма в странах антифашистской коалиции. Общие процессы демократизации в послевоенном мире, создание ООН, наряду с новыми явлениями в развитии мировой капиталистической системы, изменяли традиционное значение колоний для метрополий.
Раздел Британской Индии
Завершающий этап существования Британской Индии поставил две проблемы – вопрос о целесообразности сохранения единства территорий бывшей колонии или её раздела на два доминиона по религиозному принципу и вопрос о будущем статусе княжеств. В августе 1947 г. английский парламент утвердил «План Маунтбеттена», последнего вице-короля Британской Индии, содержащий рекомендации относительно предстоящего раздела последней. 15 августа 1947 г. Закон о независимости Британской Индии вступил в силу. Бывшая «жемчужина в короне империи» была поделена на два доминиона – Индийский Союз и Пакистан: на месте единой колонии в ночь с 14 на 15 августа возникли два самоуправляющихся доминиона. 14 августа стал Днём независимости Пакистана, 15 августа – Индии. Оба доминиона стали членами Британского содружества наций, переименованного в 1949 г. в Содружество наций. Княжества были интегрированы в состав доминионов.