«Театр в театре»
«Теа́тр в теа́тре», приём в театральной драматургии. В сценическое действие вводится спектакль второго плана («спектакль в спектакле»), в котором так или иначе участвуют действующие лица основного спектакля. Как правило, это вставная сцена, содержание которой перекликается с главной сюжетной линией. Образцы – у У. Шекспира (в 3 акте трагедии «Гамлет», 1600–1601, странствующие актёры разыгрывают сцену убийства короля; в 3 и 5 актах комедии «Сон в летнюю ночь», 1595, афинские ремесленники-актёры репетируют, а затем разыгрывают пьесу), П. Корнеля (в пьесе «Комическая иллюзия», поставлена в 1635, приём использован для описания жизни актёров) и других европейских драматургов. У Мольера это балетная сцена (комедия-балет «Мещанин во дворянстве», создана в сотрудничестве с Ж.-Б. Люлли, 1670; комедия-балет с пением «Мнимый больной», в сотрудничестве с М.-А. Шарпантье, 1673). В числе наиболее известных образцов более поздней драматургии – пьесы «Чайка» (1896) А. П. Чехова, «Шесть персонажей в поисках автора» (1921) Л. Пиранделло, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1966) Т. Стоппарда.
Хрестоматийные образцы приёма в оперном театре – «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1890), где участники действия разыгрывают стилизованную пастораль, и «Паяцы» Р. Леонкавалло (поставлена в 1892), где любовная драма разыгрывается не только «в жизни» (1-е действие), но и в представленной её участниками комедии масок (2-е действие). В начале 20 в. со сменой театральной стилистики строгое следование приёму прекращается. В опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1907) «первый» план обозначен лишь Введением и Заключением, в которых используется лейтмотив Звездочёта. В балете «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1911) кукольная комедия, представленная в балагане фокусника, перерастает в «настоящую» драму.