Серийная техника (в музыке)
Сери́йная те́хника (нем. Reihentechnik) в музыке, способы применения серии в музыкальном произведении.
Звуковысотная серия в четырёх вариантах движения – в прямом движении, инверсии (обращении), ракоходе и ракоходной инверсии и в 12 высотных позициях – по числу звуков хроматического звукоряда (т. е. всего 48 серийных рядов) – чаще реализуется путём непрерывного повторения. Серия может излагаться горизонтально (в виде мелодии-темы, звуки которой могут браться в любой октаве), вертикально (созвучиями) и одновременно по горизонтали и по вертикали («диагонально»). Ритмическое оформление серии постоянно варьируется (в отличие от сериализма).
Помимо обычной атональной реализации, встречаются необычные серийные техники, в которых сохраняется минимальная преемственность с музыкой прошлых эпох. В таких серийных техниках звуки серии объединяются, например, в квази-аккорды, вызывающие у слушателя ассоциации с тональностью (Концерт для скрипки А. Берга, терцовые ряды в Кантате № 1 А. Веберна); в «псевдобарочной» фортепианной сюите op. 25 А. Шёнберга 12-тоновая серия разбита на три четырёхзвучных сегмента, один из которых образует узнаваемый мотив B-A-C-H. Э. Кшенек в «Плаче пророка Иеремии» оформил серию как два шестизвучных комплекса («гексахорда»), каждый из которых по рельефу отчасти напоминает церковные лады; дальнейшую разработку этих гексахордов композитор реализовал по принципу ротации (вид серийной техники, основанный на перестановке звуков серии).