#Российские композиторыРоссийские композиторыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегРоссийские композиторыРоссийские композиторыНайденo 144 статьиМузыкантыМузыканты Мусоргский Модест ПетровичМу́соргский Моде́ст Петро́вич (1839–1881), российский композитор и пианист. Один из крупнейших композиторов 19 в.; его новаторские достижения в области музыкального театра, симфонической и камерной музыки во многом опередили своё время и оказали значительное влияние на русских и зарубежных композиторов конца 19 – 20 вв. Член «Могучей кучки». Автор опер (все – на собственное либретто): «Борис Годунов» (по одноимённой драме А. С. Пушкина; впервые поставлена целиком в 1874), «Хованщина» (на сюжет из истории стрелецких восстаний; создавалась в 1872–1881, автором не инструментована; впервые поставлена в редакции Н. А. Римского-Корсакова в 1886), «Сорочинская ярмарка» (по Н. В. Гоголю; создавалась в 1874–1880, поставлена в 1913 в редакции Ю. С. Сахновского; в 1916 завершена Ц. А. Кюи, поставлена в его редакции в 1917), а также ранних незавершённых опер «Саламбо» (по одноимённому роману Г. Флобера) и «Женитьба» (по одноимённой комедии Гоголя). Среди других сочинений: симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» (1867), «Иисус Навин» для смешанного хора, солистов и фортепиано (1877), вокальные циклы «Детская» (1870), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875–1877), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874).Музыканты Маурер Людвиг ВильгельмМа́урер Лю́двиг Ви́льгельм (1789–1878), немецкий и российский скрипач, дирижёр, композитор, педагог, музыкальный деятель, просветитель. Играл важную роль в музыкальной жизни Санкт-Петербурга и Москвы 1-й половины – середины 19 в. С 1835 г. капельмейстер оркестра Императорской французской труппы в Петербурге (выступала на сцене Михайловского театра), с 1841 г. также – «инспектор музыки» Дирекции Императорских театров. Впервые в России исполнил ряд произведений Л. ван Бетховена. Среди наиболее известных сочинений – двухактная опера «Алоиза» (премьера 1828, Ганновер) и Концертант для 4 скрипок и оркестра (1829). Как солист-виртуоз выступал преимущественно с авторским репертуаром. Почётный член Филармонического общества, почётный член Санкт-Петербургского общества камерной музыки.Музыканты Лодыженский Николай НиколаевичЛоды́женский Никола́й Никола́евич [1842 (1843) – 1916], российский композитор, дипломат, действительный статский советник (1899). Двоюродный племянник А. С. Даргомыжского. С 1866–1867 гг. в течение нескольких лет посещал собрания Балакиревского кружка. Изданы шесть его романсов (1873, издательство В. В. Бесселя); в рукописях существуют ещё пять. В 1869–1884, 1886–1908 гг. состоял на службе в Министерстве иностранных дел; с 1902 г. генеральный консул в Нью-Йорке. В 1912–1915 гг. уполномоченный от Тверского губернского дворянского собрания на съездах Объединённого дворянства.Музыканты Акимов Пётр ВасильевичАки́мов Пётр Васи́льевич (1885–1956), российский и финский композитор и педагог. По окончании Петроградской консерватории (1915) преподавал там музыкально-теоретические дисциплины (с 1926 доцент). В 1929 г. эмигрировал в Финляндию, с 1937 г. жил и работал в Хельсинки. Автор первой православной литургии на финском языке, русских церковных песнопений, киномузыки.Музыканты Авраамов Арсений МихайловичАвраа́мов Арсе́ний Миха́йлович (1886–1944), российский композитор, теоретик музыки, изобретатель. Автор знаменитых «гудковых симфоний». В своих исследованиях и экспериментах со звуком предвосхитил концепции звукового пространства Э. Вареза и К. Штокхаузена. Автор музыкально-теоретических статей и рецензий в разных журналах (преимущественно российских) 2-й половины 1910-х и 1920-х гг. Стремясь преодолеть ограничения равномерной темперации, предлагал вернуться к акустически чистой музыке.Музыканты Васильев Фёдор СемёновичВаси́льев Фёдор Семёнович (1920–2000), российский композитор, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1960) и РСФСР (1968). Автор первой национальной оперы («Шывармань», 1960) и первого национального балета («Сарпиге», 1970), «Военной симфонии» (1975) и других произведений для симфонического оркестра, кантат и ораторий, популярных песен на чувашском языке.Музыканты Герасим (композитор)Гера́сим (1681–1745), российский композитор, певчий (бас). До начала 1730-х гг. головщик хора Свято-Троицкого монастыря в Санкт-Петербурге, уставщик, в 1723 г. назван в реестре монастыря «композитором пения». Автор одноголосных песнопений «Единородный Сыне» и «Тебе Бога хвалим» (в 1772 напечатаны в московском Синодальном Обиходе) и сочинений в партесном стиле.Музыканты Танеев смеётсяТанеев смеётся. «Первое, что поразило меня, был его смех – громкий и как бы "икающий", в себя… Этот характерный смех Сергея Ивановича хорошо знала музыкальная Москва. Тем более что он любил смеяться и смеялся часто», – вспоминал ученик С. И. Танеева – Л. Л. Сабанеев (Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Танееве. Москва, 2003. С. 59). Танееву было свойственно подмечать почти в каждом жизненном явлении юмористические детали.Музыканты Танеев шутитТанеев шутит. Сын Л. Н. Толстого, С. Л. Толстой, вспоминал про С. И. Танеева: «Он бывал весел, любил острить и заразительно смеялся. Вот примеры его шуток. <…> Однажды Танеев вышел из Консерватории вместе с певицей Литвин, с которой должен был куда-то ехать. Кликнули извозчика; Литвин села в сани, но, будучи очень полной, заняла всё сидение. Танеев, сам довольно плотный мужчина, дважды обошёл вокруг саней и не находя места где сесть, спросил её: "Вы с какой стороны сели, с правой или левой?"» (Толстой С. Л. Очерки былого. Тула, 1968. С. 375–376).Музыканты Германов Сергей ЛеонидовичГе́рманов Серге́й Леони́дович (настоящая фамилия Горбенко) [19(31).5.1899, Ростов-на-Дону – 6.3.1976, Москва (?); похоронен на Введенском кладбище], российский композитор. В 1927 г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции Р. М. Глиэра. В 1947–1952 гг. художественный руководитель Киргизской филармонии, с 1954 г. заведовал музыкальной частью Московского художественного академического театра имени М. Горького. Автор оперы «Айдар и Айша» (Фрунзе, ныне Бишкек; 1952), Концерта на киргизские темы для фортепиано с оркестром (1950), театральной музыки. Наиболее известен как автор песни «Два друга» («Служили два друга в нашему полку», слова В. М. Гусева), которую исполняли Л. О. Утёсов, И. Д. Шмелёв, В. В. Толкунова, В. Л. Вуячич и другие популярные советские певцы. 12345