#Российские композиторы
Российские композиторы
Тег

Российские композиторы

Российские композиторы
Найденo 144 статьи
Илья Репин. Портрет Модеста Петровича Мусоргского
МузыкантыМузыканты
Мусоргский Модест Петрович
Му́соргский Моде́ст Петро́вич (1839–1881), российский композитор и пианист. Один из крупнейших композиторов 19 в.; его новаторские достижения в области музыкального театра, симфонической и камерной музыки во многом опередили своё время и оказали значительное влияние на русских и зарубежных композиторов конца 19 – 20 вв. Член «Могучей кучки». Автор опер (все – на собственное либретто): «Борис Годунов» (по одноимённой драме А. С. Пушкина; впервые поставлена целиком в 1874), «Хованщина» (на сюжет из истории стрелецких восстаний; создавалась в 1872–1881, автором не инструментована; впервые поставлена в редакции Н. А. Римского-Корсакова в 1886), «Сорочинская ярмарка» (по Н. В. Гоголю; создавалась в 1874–1880, поставлена в 1913 в редакции Ю. С. Сахновского; в 1916 завершена Ц. А. Кюи, поставлена в его редакции в 1917), а также ранних незавершённых опер «Саламбо» (по одноимённому роману Г. Флобера) и «Женитьба» (по одноимённой комедии Гоголя). Среди других сочинений: симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» (1867), «Иисус Навин» для смешанного хора, солистов и фортепиано (1877), вокальные циклы «Детская» (1870), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875–1877), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874).
Музыканты
Маурер Людвиг Вильгельм
Ма́урер Лю́двиг Ви́льгельм (1789–1878), немецкий и российский скрипач, дирижёр, композитор, педагог, музыкальный деятель, просветитель. Играл важную роль в музыкальной жизни Санкт-Петербурга и Москвы 1-й половины – середины 19 в. С 1835 г. капельмейстер оркестра Императорской французской труппы в Петербурге (выступала на сцене Михайловского театра), с 1841 г. также – «инспектор музыки» Дирекции Императорских театров. Впервые в России исполнил ряд произведений Л. ван Бетховена. Среди наиболее известных сочинений – двухактная опера «Алоиза» (премьера 1828, Ганновер) и Концертант для 4 скрипок и оркестра (1829). Как солист-виртуоз выступал преимущественно с авторским репертуаром. Почётный член Филармонического общества, почётный член Санкт-Петербургского общества камерной музыки.
Портрет Людвига Вильгельма Маурера
Музыканты
Лодыженский Николай Николаевич
Лоды́женский Никола́й Никола́евич [1842 (1843) – 1916], российский композитор, дипломат, действительный статский советник (1899). Двоюродный племянник А. С. Даргомыжского. С 1866–1867 гг. в течение нескольких лет посещал собрания Балакиревского кружка. Изданы шесть его романсов (1873, издательство В. В. Бесселя); в рукописях существуют ещё пять. В 1869–1884, 1886–1908 гг. состоял на службе в Министерстве иностранных дел; с 1902 г. генеральный консул в Нью-Йорке. В 1912–1915 гг. уполномоченный от Тверского губернского дворянского собрания на съездах Объединённого дворянства.
Николай Николаевич Лодыженский
Музыканты
Авраамов Арсений Михайлович
Авраа́мов Арсе́ний Миха́йлович (1886–1944), российский композитор, теоретик музыки, изобретатель. Автор знаменитых «гудковых симфоний». В своих исследованиях и экспериментах со звуком предвосхитил концепции звукового пространства Э. Вареза и К. Штокхаузена. Автор музыкально-теоретических статей и рецензий в разных журналах (преимущественно российских) 2-й половины 1910-х и 1920-х гг. Стремясь преодолеть ограничения равномерной темперации, предлагал вернуться к акустически чистой музыке.
Арсений Авраамов. Ок. 1920
Музыканты
Танеев шутит
Танеев шутит. Сын Л. Н. Толстого, С. Л. Толстой, вспоминал про С. И. Танеева: «Он бывал весел, любил острить и заразительно смеялся. Вот примеры его шуток. <…> Однажды Танеев вышел из Консерватории вместе с певицей Литвин, с которой должен был куда-то ехать. Кликнули извозчика; Литвин села в сани, но, будучи очень полной, заняла всё сидение. Танеев, сам довольно плотный мужчина, дважды обошёл вокруг саней и не находя места где сесть, спросил её: "Вы с какой стороны сели, с правой или левой?"» (Толстой С. Л. Очерки былого. Тула, 1968. С. 375–376).
Сергей Иванович Танеев
Музыканты
Германов Сергей Леонидович
Ге́рманов Серге́й Леони́дович (настоящая фамилия Горбенко) [19(31).5.1899, Ростов-на-Дону – 6.3.1976, Москва (?); похоронен на Введенском кладбище], российский композитор. В 1927 г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции Р. М. Глиэра. В 1947–1952 гг. художественный руководитель Киргизской филармонии, с 1954 г. заведовал музыкальной частью Московского художественного академического театра имени М. Горького. Автор оперы «Айдар и Айша» (Фрунзе, ныне Бишкек; 1952), Концерта на киргизские темы для фортепиано с оркестром (1950), театральной музыки. Наиболее известен как автор песни «Два друга» («Служили два друга в нашему полку», слова В. М. Гусева), которую исполняли Л. О. Утёсов, И. Д. Шмелёв, В. В. Толкунова, В. Л. Вуячич и другие популярные советские певцы.
Сергей Леонидович Германов
1
2
3
4
5