Джезуальдо Карло
Джезуа́льдо Ка́рло, Карло Джезуальдо ди Веноза (Carlo Gesualdo di Venosa; Джезуальдо да Веноза, Gesualdo da Venosa) (8.3.1566, Веноза, ныне в провинции Потенца области Базиликата – 8.9.1613, Джезуальдо, ныне в провинции Авеллино области Кампания; похоронен в Неаполе), итальянский композитор. Князь Венозы.
Родился и воспитывался в аристократической среде (его мать, Джеронима Борромео, – племянница папы Пия IV, дядя, Карло Борромео, – кардинал). Предположительно его первым учителем композиции был П. Ненна (служил при дворе в Неаполе). Был знаком с Т. Тассо (сохранились стихи последнего, посвящённые композитору). В 1594–1596 гг. жил в Ферраре – городе с богатыми музыкальными традициями (в разные годы там работали А. Вилларт, Н. Вичентино, К. де Роре; при жизни Джезуальдо музыкальная культура процветала при дворе Альфонсо II д’Эсте), давшими мощный толчок его творчеству. Образцом для подражания считал музыку феррарского композитора и придворного органиста Л. Луццаски (посвятил Джезуальдо свою 4-ю книгу мадригалов, 1594).
Основной жанр сочинений – мадригал. Джезуальдо опубликовал 6 сборников («книг») 5-голосных мадригалов (книга 6-голосных мадригалов утеряна): 1-я и 2-я изданы в 1594 г. (под псевдонимом Джузеппе Пилонии; 14 мадригалов из них написаны на тексты Тассо), 3-я – в 1595 г., 4-я – в 1596 г. (все – Феррара), 5-я и 6-я – в 1611 г. (голоса; Джезуальдо) и 1613 (партитура; Генуя).
Две книги поздних мадригалов занимают в истории музыки выдающееся место. Тексты их написаны от первого лица (автор неизвестен; возможно, им был сам композитор); тематика, по-видимому, обусловлена личной драмой Джезуальдо, из ревности лишившего жизни (в 1590) свою первую жену, Марию д’Авалос, и её любовника. Слова morte (смерть), duolo (скорбь), tormenti (муки), piangere (плакать), uccidere (убивать) и т. п. переходят из одного мадригала в другой и приобретают эмблематичное значение. Джезуальдо широко пользуется музыкально-риторическими фигурами (например, слова «ветер», «огонь», «бег» выделены более мелкими ритмическими длительностями и имитацией, что создаёт впечатление стремительного движения, в противоположность словам «боль» и «муки», которые распеваются в медленном темпе, создавая впечатление оцепенения и болезненной сосредоточенности). Форма мадригалов до мельчайших подробностей детерминирована текстом, образуя ясно различимые разделы, часто не соизмеримые по размерам и архитектоническому «весу». Молниеносная смена аффектов сопровождается резкой сменой фактуры внутри одной пьесы – имитационно-полифонической (напоминающей вилланеллу и другие песенные жанры) и моноритмической (старогомофонной).
Главная особенность стиля поздних мадригалов – уникальная для того времени насыщенность хроматизмами. В основе красочного сопоставления хроматических аккордов (с постоянными переченьями, диссонансами) лежит чаще не тонально-функциональная, а линеарная логика; по выражению И. Ф. Стравинского, эта гармония «направляется голосоведением в точности так же, как виноградные лозы – шпалерой» (Стравинский И. Ф. Диалоги. Ленинград., 1971. С. 212). Тонально стабильные фразы сменяются фразами, в которых контраст тоники и периферии выражен слабо. «Ускользающие каденции» (cadenza fuggita/sfuggita – оригинальный термин итальянских теоретиков 2-й половины 16 и 1-й половины 17 вв.), которые случаются в том числе на стыке разделов поэтической формы (пенультима попадает на окончание стиха, а неожиданное «хроматическое» разрешение в ультиму – на начало следующего стиха), свидетельствуют о приоритете специфически трактуемой гармонической логики над «обычной» логикой членения поэтического текста. В целом звуковысотная структура музыки Джезуальдо в 20 в. не получила удовлетворительного теоретического объяснения: К. Дальхауз увидел в ней «хроматический контрапункт», а Э. Ловинский (США) – «трезвучную атональность». Среди лучших мадригалов (все – из 5-й и 6-й книг): «Beltà, poi che t’assenti» («Красавица, раз ты уходишь»), «Moro, lasso, al mio duolo» («Увы, я умираю от страданий»), «Mercè grido piangendo» («Пощады молю я, плача»), «Tu piangi, o Filli mia» («Ты плачешь, Филлида моя»).
Помимо мадригалов, в наследии Джезуальдо сохранилось значительное количество произведений духовной музыки. Два сборника («книги») «Духовных песен» («Sacrae cantiones»; 1603; поголосники двух партий 2-й книги утеряны) представляют собой мотеты преимущественно на 5 и 6 голосов (19 – в 1-й книге и 20 – во 2-й), написанные в строфической форме, с использованием имитационной полифонии. Основу сборника «Респонсории < …> к оффицию Страстной недели» (1611) составляют 27 респонсориев, приуроченных к т. н. Тёмной утрене (Tenebrae), которую католики служат в Великий четверг, Великую пятницу и Великую субботу. Их музыкальный язык более сдержан, хотя мадригальный стиль проникает и сюда (как, например, в респонсории «Tristis est anima mea»). Входящие в тот же сборник псалом «Miserere» и библейская песнь «Benedictus» интересны как образцы итальянского фобурдона и применения техники alternatim в уникальном «хроматическом» стиле.
При всей новизне музыкального языка Джезуальдо остался безразличным к новым, рождавшимся в конце 16 в., «модным» тенденциям: не писал гомофонных «арий», не создал ни одной оперы. При том что современники описывают Джезуальдо как изысканного лютниста и клавесиниста, в его печатных изданиях инструментальная музыка отсутствует. Авторство Джезуальдо в отношении двух инструментальных пьес, сохранившихся в изолированных рукописях 17 в. (исполняются под названиями «Французская канцона» и «Гальярда князя Венозы»), спорно.
С 1596 г. композитор жил в фамильном замке в деревне Джезуальдо, где создал домашнюю капеллу для исполнения собственной музыки. Последние годы жизни провёл в одиночестве (по свидетельствам очевидцев, вследствие расстройства психики, усугублённого смертью сына в 1600).
В сочинениях Джезуальдо, как никакого другого композитора, отразился маньеризм Позднего Возрождения с характерными для него чертами: преувеличенность и излом чувств, искажение ранее найденных, «стандартных» приёмов композиционной техники. Характерно, что у Джезуальдо не оказалось последователей, лишь в 20 в. его музыка была впервые оценена по достоинству. Музыку Джезуальдо высоко ценил И. Ф. Стравинский, создавший «Монумент Джезуальдо ди Венозе к 400-летию» (1960; кроме того, он досочинил утерянные партии в его нескольких духовных сочинениях). А. Г. Шнитке написал оперу «Джезуальдо» (Вена, 1995). Сюжет, навеянный эпизодом из биографии Джезуальдо, лёг в основу камерной оперы С. Шаррино «Лживый свет моих очей» («Luci mie traditrici», Шветцинген, 1998).
Среди многих коммерческих аудиозаписей – собрания мадригалов, сделанные вокальными ансамблями Métamorphoses (книги 5 и 6; запись 1996), Concerto Italiano (выборка из разных книг, запись 1999), Gesualdo Consort Amsterdam (книги 1–3; запись 2001), La Venexiana (книги 4 и 5; запись 2000, 2004), Kassiopeia Quintet (все книги; 2003–2008), Delitiae musicae (все книги; запись 2007–2011), все «Респонсории» (Hilliards Ensemble; запись 1990), все «Sacrae cantiones» (Oxford Camerata; запись 1993).