Миракль
Мира́кль (франц. miracle, от лат. miraculum – чудо), жанр средневекового театра, изображение жизни какого-либо христианского святого и чудес, творимых им или Девой Марией.
Возник в 12 в.; достиг расцвета в 13–14 вв. Получил распространение во Франции, Англии, Нидерландах, Германии и Испании (где был близок жанру ауто). Литературную основу миракля составляли главным образом жития; особой популярностью пользовались миракли о Деве Марии, спасающей раскаявшегося грешника, и о святом Николае. Кульминацией миракля был эпизод чуда, которое и приводило действие к благополучной развязке. Наиболее известны миракли: «Игра о Святом Николае» Жана Боделя (поставлен в 1201; древнейший из авторских драматических текстов во французской литературе), «Миракль о Теофиле» Рютбёфа (около 1261; в русском переводе А. А. Блока – под названием «Действо о Теофиле», 1907). Постановки мираклей осуществлялись клиром на средства церковного совета, а также братствами «школяров» и гистрионов. В миракле внимание зрителя направлено не на игру актёра, а на постановочные трюки, обеспечивающие эффект зримого воплощения чуда. Тема вмешательства святого в земные дела обусловила включение в миракль уже на ранних этапах его истории жанровых сценок. Для миракля характерно сочетание сверхъестественных и бытовых мотивов, религиозно-дидактического и развлекательного начал. С мираклем связано проникновение в средневековую европейскую драму комического элемента, оформившегося со временем в самостоятельный жанр.
В Англии термином «миракль» обозначали также мистерию. В 16–17 вв. форму миракля широко использовали драматурги испанского театра «золотого века».
В репертуаре школьного театра миракль сохранялся по меньшей мере до конца 17 в. В начале 20 в. к мираклю обращались символисты М. Метерлинк («Сестра Беатриса», 1900; «Чудо Святого Антония», 1903), К. Г. Фольмёллер (мимодрама «Миракль», поставлена в 1911, режиссёр М. Рейнхардт; экранизирована в 1912) и др.