Питоев Жорж
Пито́ев Жорж (Georges Pitoёff; Георгий Иванович Питоев) [4(16).9.1884, Тифлис, ныне Тбилиси – 17.9.1939, Женева], российско-французский актёр, театральный деятель.
Родился в русско-армянской семье видных театральных деятелей. Отец – Иван Егорович Питоев, режиссёр и директор Тифлисского оперного театра.
В начале 1900-х гг. учился в Московском университете и в Петербургском институте путей сообщения, увлёкся искусством Московского Художественного театра (МХТ). В 1905–1908 гг. учился в Париже на юридическом факультете Сорбонны. Испытал влияние Ж. Копо, А. Антуана. В 1908–1911 гг. сотрудничал с В. Ф. Комиссаржевской, П. П. Гайдебуровым, изучал ритмику Э. Жака-Далькроза. В 1912 г. совместно с А. П. Зоновым организовал в Санкт-Петербурге «Наш театр».
В 1914 г. после смерти матери уехал в Париж, где познакомился со своей будущей женой – Л. Я. Смановой (Людмила Питоева). В 1915 г. супруги Питоевы переехали в Женеву. В октябре 1918 г. создана театральная компания Ж. Питоева. Среди постановок: «Гамлет» (1920) и «Макбет» (1921) У. Шекспира, «Чайка» А. П. Чехова (1921).
С 1922 г. в Париже. В 1927 г. вместе с Г. Бати, Ш. Дюлленом и Л. Жуве подписал документ о создании экспериментального театрального объединения «Картель четырёх» (Cartel des Quatre), направленного на обновление французского сценического искусства. В 1934 г. труппа обрела постоянную сценическую площадку в парижском театре «Матюрен».
Отдавая предпочтение современной драматургии, познакомил французского зрителя с творчеством Чехова, Л. Пиранделло, К. Гамсуна, А. Шницлера, Ф. Брукнера, Ю. О’Нила. Осуществил первую успешную постановку во Франции пьесы Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора» (1923); заново открыл сочинения Ибсена («Привидения», 1922; «Бранд», 1928; «Кукольный дом», 1930; «Дикая утка», 1934; «Враг народа», 1939), а также Б. Шоу («Святая Иоанна», 1925, и др.), не имевшего до этого большого сценического успеха во Франции. Ставил произведения Л. Н. Андреева, А. А. Блока, Л. Н. Толстого. Одним из первых во Франции начал ставить без сокращений пьесы Шекспира («Мера за меру», 1922; «Гамлет», 1926; «Ромео и Джульетта», 1937). Французская драматургия была представлена именами Ж. Ануя («Путешественник без багажа», 1937; «Дикарка», 1938), а также Ж. Дюамеля, Ж. Кокто, Ж. Сюпервьеля и др.
Всего поставил свыше 200 спектаклей, большинство – в собственной сценографии, для которой характерны минималистичные, мобильные, тяготеющие к абстракции декорации и выразительное освещение. Ценил в актёрах способность к переживанию.
Выступал и как актёр. Его игра отличалась импровизационностью и психологической достоверностью: Гамлет (1920, в одноимённой пьесе Шекспира), Освальд и Доктор Стокман («Привидения» и «Враг народа» Ибсена), Никита («Власть тьмы» Толстого), Тригорин и Тузенбах («Чайка» и «Три сестры» Чехова), Генрих IV в одноимённой пьесе Пиранделло.
В 1930-х гг. снимался в кино («Игровой автомат», 1932; «Большая игра», 1934).