Рерих Николай Константинович
Ре́рих Никола́й Константи́нович (Рёрих) [27.9(9.10).1874, Санкт-Петербург – 13.12.1947, Наггар, Индия], российский живописец, сценограф, археолог, общественный деятель, писатель, академик Императорской Академии художеств (1909).
Родился в семье нотариуса. Брал уроки рисования у М. О. Микешина (1891–1893), окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1898), одновременно учился в петербургской Академии художеств (1893–1897) у А. И. Куинджи, затем в студии Ф. Кормона в Париже (1900–1901). Секретарь Общества поощрения художеств (ОПХ) (1901–1906) и директор Рисовальной школы ОПХ (1906–1918). Член Союза русских художников (с 1903) и объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1915). С конца 1890-х гг. писал картины преимущественно на темы славянской языческой древности, древнерусских преданий: «Гонец. "Восста род на род"» (1897), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902, все – Третьяковская галерея, Москва), «Дозор» (1905), «Небесный бой» (1912, обе – Русский музей, Санкт-Петербург) и др.; также виды древнерусской архитектуры. Оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева («Половецкие пляски» на музыку из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, 1909; «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1913), Московского Художественного театра («Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1912) и других театров. Работал в области декоративной (панно для дома Ф. Г. Бажанова в Санкт-Петербурге, 1910) и монументальной (росписи и мозаики в церкви Святого Духа в Талашкине, 1914) живописи. Произведения Рериха чаще всего воссоздают суровые и величественные пейзажи – «лики земли»; им свойственны напряжённая эмоциональность, лапидарность выразительных средств (контурный рисунок, локальные контрастные тона).
В 1910-е гг. Рерих вместе с женой, Еленой Ивановной Рерих, обратился к изучению культуры и мистики Востока. С 1918 г. жил за границей – в Выборге (до 1919), Лондоне (до 1920), США (до 1923); с 1923 г. – в Индии. Совершил большие экспедиции (1924–1928 и 1934–1935) по Центральной и Восточной Азии, собрал ценные археологические и этнографические материалы. Исполнял виды Тибета (в том числе древних монастырей), Гималаев, Монголии и др. (значительная часть – в Русском музее); описал свои путешествия в книгах «Сердце Азии», «Алтай – Гималаи» (обе в 1929) и «Шамбала Сияющая» (1930). Духовно-филоские искания нашли отражение в сборниках статей и эссе «Пути благословения» (1924), «Твердыня пламенная» (1932), «Нерушимое» (1936) и др.
С 1920-х гг. Рерих занимался обширной просветительской и общественной деятельностью; в 1954 г. на основе Пакта Рериха в Гааге принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Сыновья Рериха – Юрий Николаевич Рерих и живописец Святослав Николаевич Рерих (1904–1993; жил преимущественно в Индии).
В Нью-Йорке в 1949 г. возрождён Музей Рериха (создан в 1923); в Москве в 1990 г. создан Фонд Рерихов (с 1991 Международный центр Рерихов) с Музеем имени Н. К. Рериха (1993).