Ларионов Михаил Фёдорович
Ларио́нов Михаи́л Фёдорович [22.5(3.6).1881, Тирасполь, Херсонская губерния, ныне Молдавия – 10.5.1964, Фонтене-о-Роз, Франция], российский живописец, график, сценограф, теоретик искусства.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1896–1910, с перерывами) у И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина. Раннее творчество Ларионова связано с импрессионизмом («Акации весной», «Рыбы при закате», обе 1904, Русский музей, Санкт-Петербург; «Куст сирени в цвету», 1905, Третьяковская галерея, Москва, и др.). В 1906 г. помогал С. П. Дягилеву в организации русской секции Осеннего салона в Париже. В 1907–1912 гг. перешёл от импрессионизма к неопримитивизму, создавая работы в духе лубка и вывески («Парикмахер», 1907–1908, Русский музей; «Отдыхающий солдат», 1911, Третьяковская галерея; «Солдат на коне», 1910–1911, Галерея Тейт, Лондон; цикл «Венеры», 1912). Мастер раннего русского авангардизма, Ларионов был одним из организаторов московских выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Участвовал также в выставках Союза русских художников (1906–1907), киевского общества «Звено» (1908), журнала «Золотое руно» (1908–1910), объединений «Союз молодёжи» (1910–1912), «Синий всадник» (1912) и др. Плодотворно занимался графикой, участвовал в оформлении футуристических книг («Помада» А. Е. Кручёных, 1912), сборников «Садок Судей II» (1913), «Мирсконца» (1913) и др.
В 1912–1915 гг. Ларионов разрабатывал теорию лучизма, ставшего одним из первых опытов абстракционизма: картины «Лучизм» (1912, собрание Чудновских, Санкт-Петербург), «Стекло» (1912, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Солнечный день» (1914, Центр Помпиду, Париж). Один из авторов манифеста «Лучисты и будущники» (1913). В 1914 г. в Париже состоялась выставка Ларионова (совместно с его женой, Н. С. Гончаровой; вступительная статья к каталогу написана Г. Аполлинером). Покинув в 1915 г. Россию, Ларионов с Гончаровой работали в Швейцарии, Испании и Италии; с 1917 г. обосновались в Париже. В эмиграции Ларионов и Гончарова вначале работали как театральные художники в труппе Русский балет Дягилева, где Ларионов оформил балеты «Литургия» (1915–1916, совместно с Гончаровой; не поставлен), «Ночное солнце» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1915), «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова (1916), «Сказка про шута…» С. С. Прокофьева (1921), «Байка про лису…» И. Ф. Стравинского (1922, в двух последних также хореограф); также балеты «Классическая симфония» на музыку Прокофьева (1931, Опера-балет М. Бенуа, Париж) и «На Днепре» Прокофьева (1932, костюмы Гончаровой, Парижская опера). Живопись Ларионова в эмиграции приобретает черты фигуративности. В 1938 г. принял французское гражданство. В 1988 г. несколько сотен работ Ларионова и Гончаровой по завещанию А. К. Томилиной (второй жены Ларионова) поступили в Третьяковскую галерею.
Ларионов – автор ряда статей (публиковались в парижской газете «Русские новости»), воспоминаний о русском балете, дневников.