Россия. Экономика. Экономическая политика России в 2008–2014
Экономи́ческая поли́тика Росси́и в 2008–2014, система государственных мероприятий по управлению экономикой с целью придать определённую направленность экономическим процессам в 2008–2014 гг.
Экономическая политика в период мирового экономического кризиса 2008 г.
Резкое падение цен на нефть, существенный отток капитала, обострившиеся долговые проблемы российских компаний (потративших значительную часть привлечённых средств не на модернизацию, а на поглощение новых активов) потребовали от российского руководства незамедлительных решений. Были приняты меры по рефинансированию внешних корпоративных долгов, поддержке банковской системы, предоставлению государственных гарантий предприятиям, нуждавшимся в привлечении средств, специальные решения принимались в отношении отдельных отраслей. Обстановка потребовала непосредственного участия государства в разрешении кризисных ситуаций, например в сфере автомобильной промышленности, касалось ли это судьбы крупнейших производств (угроза банкротства АвтоВАЗа) или положения небольших городов (остановка предприятий в г. Пикалёво). Прежде всего это было связано со стремлением не допустить серьёзных негативных последствий в социальной сфере. Необходимость сохранить социальную стабильность определила и решение значительно поднять в условиях кризиса уровень пенсий.
Первая острая фаза кризиса 2008 г. сопровождалась падением ВВП (2009), девальвацией рубля, ростом безработицы, но оказалась относительно непродолжительной. Накопленные в предкризисный период бюджетные резервы позволили оказать государственную поддержку экономике без привлечения внешних заимствований. Средства нефтегазовых фондов стали основными источниками обеспечения сбалансированности федерального бюджета в 2009 г. (за счёт Резервного фонда – 2,964 трлн руб., 7,2 % ВВП) и поддержки экономики (часть средств ФНБ была размещена во Внешэкономбанке для предоставления в виде субординированных кредитов 14 российским коммерческим банкам и поддержки малого и среднего бизнеса). Приоритетами бюджетной политики в условиях кризиса стали социальная поддержка населения, обеспечение роста реальных доходов работников бюджетных организаций, поддержка крупнейших российских компаний и регионов. В области налоговой политики были приняты решения по снижению ставки налога на прибыль предприятий. Принятые антикризисные меры, возможность использования созданных государством финансовых резервов, восстановление благоприятной внешнеторговой конъюнктуры и мировых финансовых рынков вновь придали российской экономике положительную динамику.
Посткризисное восстановление экономики
Преодоление острой фазы кризиса и начало этапа восстановительного роста поставили задачу возвращения к долгосрочной стратегии экономического развития, основанной на обеспечении условий устойчивого развития. Для достижения этой цели была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Представленный документ (т. н. Стратегия-2020) сформулировал ключевые идеи новой экономической политики, включая переход к таргетированию инфляции, разработку нового бюджетного правила и концепцию бюджетного манёвра, направленную на повышение роли человеческого капитала в экономике, инновационное развитие, концепцию развития финансовых рынков, транспортной и энергетической инфраструктуры, меры по стимулированию деловой активности и диверсификации экспорта. 7 мая 2012 г. В. В. Путин подписал серию указов, в которых сформулирован ряд социально-экономических задач на среднесрочную перспективу (от 2–3 лет до 2018–2020), в том числе увеличение производительности труда, создание высокопроизводительных рабочих мест, повышение доли инвестиций и наукоёмких отраслей в ВВП, продвижение России на более высокие позиции в рейтинге Всемирного банка, оценивающего условия для ведения бизнеса. К этому же времени относятся требования руководства страны активизировать работу по деофшоризации экономики. Президентские указы были подготовлены в условиях относительно высоких темпов роста ВВП.
Однако со 2-й половины 2012 г. темпы экономического роста стали замедляться, а в последующие годы эта тенденция усилилась. Инерция восстановительного посткризисного роста была исчерпана, а цены на нефть, достигнув высокого уровня, более не росли, возникла перспектива их снижения. На совещании президента с правительством в феврале 2014 г. было констатировано, что энергоносители практически исчерпали себя как источники роста для экономики. Таким источником не могли выступать и прежние темпы роста потребления. Уникально высокий прирост реальных доходов и зарплат на уровне 10 % и более в год, характерный для 2000-х гг., не мог поддерживаться продолжительное время, тем более в изменившихся условиях.
Проблема преодоления инерционного сценария развития экономики стала актуальнее в условиях изменившейся геополитической ситуации и появления искусственных финансовых и торговых барьеров, с которыми вынуждена была столкнуться Россия. Одновременно с этим ухудшилась конъюнктура на важных для неё внешнеторговых рынках. Как было отмечено в декабре 2014 г. в президентском послании Федеральному собранию, «внешние ограничения – это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей». В качестве долгосрочного приоритета было обозначено «разумное импортозамещение» при соблюдении жёстких условий по качеству и цене и недопущении внутреннего монополизма.
Внешнеэкономическая политика
Россия также подтверждала намерение развивать свою экономику как открытую и рыночную, оставаясь открытой в том числе для европейских стран, которые являлись её крупнейшими торгово-экономическими партнёрами. Тем не менее ситуация, сложившаяся в 2014 г., продемонстрировала актуальность интеграции на евразийском пространстве, партнёрства с ведущими развивающимися экономиками, активизации усилий в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В. В. Путин неоднократно давал понять: активизировать экономическое сотрудничество Россия намерена в первую очередь на восточном направлении. В мае 2014 г., после 10-летних переговоров, был подписан 30-летний контракт на поставку российского газа в Китай, предполагающий создание транспортной системы «Сила Сибири» и стратегический выход на азиатско-тихоокеанский рынок. Это было продиктовано не только складывающейся в мире геополитической ситуацией, но и решением, отвечавшим глобальным трендам мировой экономики: обеспечить иной масштаб присутствия России в регионе с наиболее высокими темпами роста и возрастающей ролью в международном разделении труда. Об этом свидетельствовало и повышенное внимание к подготовке и проведению в 2012 г. Владивостокского форума АТЭС, на котором председательствовала Россия.
Важнейшим направлением на протяжении и 2000-х, и 2010-х гг. оставался процесс евразийской интеграции. В 2000 г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан учредили ЕврАзЭС, а в октябре 2007 г. Белоруссия, Казахстан и Россия подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (ТС). С 2010 г. Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории союза, а в 2011 г. таможенный контроль был перенесён на внешние границы ТС (позднее процесс присоединения к ТС начали Армения и Киргизия). С 1 января 2012 г. начало функционировать Единое экономическое пространство Белоруссии, Казахстана и России, в рамках которого обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, координация макроэкономической и валютной политики, выработка единых правил функционирования ключевых отраслевых рынков. Следующим этапом развития евразийской экономической интеграции стало подписание президентами России, Белоруссии и Казахстана 29 мая 2014 г. Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). С его созданием завершается формирование одного из крупнейших в мире и глубоких по степени интеграции экономических объединений.
Параллельно проходил процесс переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Начавшиеся ещё в середине 1990-х гг., эти переговоры в 2000-е гг. были интенсифицированы. При этом создание ТС должно было предшествовать вступлению РФ в ВТО. 22 августа 2012 г. Россия официально стала членом ВТО.
Россия также инициатор важных шагов по взаимодействию в рамках объединения БРИКС (до 2011 БРИК), состоящего из стран с наиболее крупными развивающимися экономиками: Бразилии, России, Индии, Китая, к которым в 2011 г. присоединилась ЮАР. Значительным достижением стало решение (1 февраля 2008) о создании Резервного фонда и Банка развития, которые призваны способствовать финансовой стабильности и реализации инфраструктурных проектов в странах БРИКС. Внимание к экономическому сотрудничеству с этими странами – отражение позиции России по вопросу о развитии многополярного мира и необходимости более справедливых отношений в глобальной экономике.