Валютная политика
Валю́тная поли́тика, совокупность экономических, правовых и организационных мер, осуществляемых правительствами и центральными банками, иными уполномоченными органами государственной власти в сфере международных валютно-экономических отношений; составная часть макроэкономической политики государства. В мировом масштабе валютная политика осуществляется межгосударственными экономическими объединениями, международными валютно-финансовыми организациями (Международный валютный фонд, международные банки).
Национальная валютная политика направлена на решение основных задач экономического развития страны: обеспечение устойчивых темпов экономического роста, снижение уровня безработицы и инфляции, достижение сбалансированности платёжного баланса. Одна из главных целей собственно валютной политики – поддержание стабильной динамики курса национальной валюты.
Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением конкретных стран; тенденциями в развитии мировой и национальных экономик, особенностями инвестиционного климата, геополитическими обстоятельствами. На разных этапах решаются конкретные задачи валютной политики: противостояние валютно-финансовому кризису и преодоление его последствий; либерализация валютных операций; переход к конвертируемости национальной валюты и др. Цели валютной политики на международном уровне: регламентация структурных принципов мировой валютной системы, координация валютной политики разных стран, осуществление совместных мер по преодолению валютно-финансовых кризисов.
Основные инструменты валютной политики: валютная интервенция, валютные ограничения, управление валютными резервами центрального банка, являющимися частью его международных резервов. Элементами валютной политики выступают: политика валютного курса; валютное регулирование и валютный контроль; соответствующие меры в сфере бюджетно-налоговой политики; управление международными резервами (в том числе их диверсификация); международное валютное сотрудничество (в том числе валютная интеграция и участие в международных валютно-финансовых организациях).
Взаимное влияние денежно-кредитной и валютной сфер предполагает необходимость координации денежно-кредитной политики (ДКП) и валютной политики. Для достижения целей валютной политики могут использоваться инструменты ДКП, например изменение процентной ставки, операции на открытом рынке, установление минимальных резервных требований к коммерческим банкам. В условиях ограниченных возможностей валютных интервенций, а также по мере либерализации валютного регулирования во многих развитых странах (включая государства Европейского союза и США) основным средством воздействия на курс национальной валюты выступает изменение процентной ставки.
Важной частью валютной политики является управление международными резервами. Диверсификация международных резервов предусматривает регулирование их структуры с целью обеспечения их защиты от валютных рисков, а также для проведения необходимых международных расчётов. Обычно происходит продажа нестабильных валют и покупка более устойчивых. В структуре мировых валютных резервов преобладает несколько валют: доллар США, евро, китайский юань, японская иена и фунт стерлингов.
По данным Международного валютного фонда (МВФ), по итогам 4-го квартала 2020 г. доля долларовых резервов центральных банков сократилась до 59 % – самого низкого уровня за 25 лет. Это отчасти отражает снижение роли доллара США в мировой экономике в условиях конкуренции с другими валютами, используемыми центральными банками в международных операциях. В свою очередь, доля евро в период с 1999 г. (момента введения этой валюты) по 2020 г. после многолетних колебаний закрепилась на уровне 20 %, а доля других валют, включая австралийский доллар, канадский доллар и китайский юань, возросла в 4-м квартале 2020 г. до 9 %.
Решение о включении юаня с 1 октября 2016 г. в корзину валют, определяющих курс специальных прав заимствования МВФ, позволило китайской валюте значительно укрепить свои позиции в качестве валюты номинирования мировых валютных резервов: её доля выросла с 1,1 % на конец декабря 2016 г. до 2,6 % на конец июня 2021 г. При этом китайский юань вышел на 5-ю позицию среди мировых резервных валют, обойдя канадский и австралийский доллар.
Будучи составной частью валютной политики государства, режим валютного курса реализуется в пределах широкого спектра вариантов, от жёстко фиксированного до свободно плавающего валютного курса, включая такие промежуточные формы, как «скользящая привязка» (crawling peg), валютный коридор (crawling band), режим управляемого плавания и др. На основе классификации МВФ от 2016–2019 гг. выделяют 4 типа режимов валютных курсов (перечень соответствующих стран ежегодно обновляется МВФ):
Жёсткая фиксация (hard pegs), в том числе режим валютного совета или валютного правления (currency board), предусматривающий привязку курса национальной валюты к одной из мировых валют.
Режим с мягкой фиксацией (soft pegs).
Режим со скользящей фиксацией (crawling peg).
Плавающие курсы (floating regimes).
Иные варианты управляемых режимов (other managed arrangements).
В рамках Бреттон-Вудской валютной системы действовал режим фиксированных валютных курсов по отношению к доллару. После прекращения размена доллара на золото в августе 1971 г. большинство развитых стран перешли к режиму плавающих валютных курсов. В странах тогдашнего Европейского экономического сообщества в 1972 г. был введён механизм «европейской валютной змеи» – режим совместного колебания курсов национальных валют в узких пределах их взаимных отклонений. Впоследствии он трансформировался в Европейский механизм регулирования валютных курсов II (The European Exchange Rate Mechanism, ERM II), который действовал до введения в 1999 г. единой европейской валюты евро и который в настоящее время применяется в первую очередь в отношении стран, стремящихся ввести у себя евро в качестве национальной валюты в процессе европейской интеграции.
Развивающиеся страны после распада Бреттон-Вудской системы некоторое время поддерживали привязку своих национальных валют к валютам ведущих стран; однако с начала 1980-х гг. они стали постепенно переходить к более гибким режимам валютного курса, придерживаясь, как правило, режима управляемого плавания своих валют. В 2000 – начале 2020-х гг. преобладающий валютный режим так и не определился. От 35 до 39 % государств мира тяготеют либо к политике жёсткой фиксации, либо к политике плавающего курса, поскольку у каждого из этих режимов имеются определённые преимущества и недостатки. Так, фиксированный курс обладает преимуществом предсказуемости и определённости, облегчая контроль над инфляцией, упрощая государству и бизнесу организацию внешней торговли. Если страна имеет кратковременный платёжный дисбаланс, достаточный объём международных резервов, а валютный курс не демонстрирует существенных колебаний, то она может использовать фиксированный валютный курс. В противном случае предпочтительнее использовать режим плавающего курса.
Обменный курс национальной валюты определяется рыночными силами – соотношением спроса на иностранную валюту и её предложения на валютном рынке. Причинами изменения валютного курса, как показала практика, могут быть любые факторы, воздействующие на характер этого соотношения; среди них: динамика импортных и экспортных цен, оттока и притока капитала, ситуации на рынках суверенного и корпоративного внешнего долга, темпов экономического роста, уровней инфляции и процентных ставок; эффекты от действующих международных санкций, прямо влияющих на направления и динамику финансовых потоков; сбои в системе глобальных логистических цепочек, влекущие за собой, как это имело место в ходе пандемии COVID-19, длительные труднопредсказуемые дефициты критически важных импортируемых товаров, сырья либо комплектующих; настроения и ожидания инвесторов; существенные изменения денежно-кредитной политики центральных банков.