Перро Шарль
Перро́ Шарль (Charles Perrault) (12.1.1628, Париж – 16.5.1703, там же), французский писатель, поэт, литературный критик, государственный и общественный деятель.
Сын адвоката Парижского парламента. Брат К. Перро и П. Перро. Учился в университетском коллеже Бове. В начале 1650-х гг. лиценциат права, занимался адвокатской деятельностью. В этот же период обратился к литературному творчеству.
Первое произведение – ироикомическая поэма «Стены Трои, или Происхождение бурлеска» («Les Murs de Troie, ou l’Origine du burlesque», 1653), посвящённая П. Скаррону.
Решив не продолжать дело отца, в 1654 г. поступил клерком к своему брату П. Перро, генеральному сборщику налогов. Вошёл в окружение Ж.-Б. Кольбера, по протекции которого в 1660–1680-х гг. занимал ряд высоких государственных постов, в том числе генерального контролёра сюринтендантства строений и секретаря Академии надписей и изящной словесности. Содействовал основанию Королевской академии наук (ныне Французская академия наук) и обновлению Королевской академии живописи и скульптуры. С 1671 г. член Французской академии.
Раннее творчество Перро развивалось в русле галантной традиции: «Диалог Любви и Дружбы» («Dialogue de l’amour et de l’amitié», 1660), лирика (преимущественно оды) и др. Программные произведения – поэма «Век Людовика Великого» («Le Siècle de Louis le Grand», 1687, рус. пер. 1985) и диалоги «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук» («Parallèles des anciens et des modernes en ce qui regarde les arts et les sciences», 4 т., 1688–1697, рус. пер. 1985), положившие начало т. н. спору о древних и новых. Перро, приверженец идей прогресса в литературе и превосходства французской культуры над античной, критиковал ключевые доктрины Н. Буало и эстетику французского классицизма. Популярностью пользовался изданный Перро сборник биографий «Известные личности, появившиеся во Франции в течение века» («Les Hommes illustres qui ont paru en France pendant ce siècle», 2 т., 1696–1700, с гравированными портретами).
Широкую европейскую известность принёс опубликованный под псевдонимом Пьер Дарманкур (Pierre Darmancour) сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» («Contes de ma mère l’Oye, ou Histoires et contes du temps passé avec des moralités», 1697), утвердивший жанр литературной сказки во французской литературе. В сборник вошли: «Спящая красавица» («La Belle au bois dormant»), «Красная Шапочка» («Le Petit chaperon rouge»), «Синяя Борода» («La Barbe bleue»), «Кот в сапогах» («Le Maître chat ou le Chat bottе́»), «Золушка, или Хрустальная туфелька» («Cendrillon, ou la Petite pantoufle de verre»), «Мальчик-с-пальчик» («Le Petit poucet»), «Подарки феи» («Les Fées»), основанные на фольклорных сюжетах, переработанных в русле прециозности, а также изначально литературная сказка «Рике с хохолком» («Riquet à la houppe»; среди её вероятных источников – одноимённая сказка К. Бернар, опубликованная в 1696). Все произведения написаны прозой и завершаются стихотворной моралью. В последующие издания Перро включил также три ранние сказки в стихах: «Маркиза де Салюс, или Терпение Гризельды» («La Marquise de Saluсes, ou la Patience de Griselidis», 1691), представляющую собой переложение новеллы Дж. Боккаччо («Декамерон», Х, 10), «Потешные желания» («Les Souhaits ridicules», 1693) и «Ослиная шкура» («Peau d’Âne»).
Сказки Перро оказали значительное влияние на последующее развитие жанра (братья Гримм, Л. Тик, Х. К. Андерсен, Е. Л. Шварц и др.), однако уже с 18 в. они стали рассматриваться преимущественно как детское чтение и при переводах в значительной степени отдалились от оригинала. Первый русский перевод под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями» вышел в 1768 г. Сказки неоднократно экранизировали, их сюжеты нашли отражение в опере («Золушка»,1817, Дж. Россини), балете («Спящая красавица»,1890, П. И. Чайковского; «Золушка», 1945, С. С. Прокофьева), оперетте («Синяя Борода», 1866, Ж. Оффенбаха) и др.