Концерт № 1 для фортепиано с оркестром С. С. Прокофьева
Конце́рт № 1 для фортепиа́но с орке́стром С. С. Проко́фьева, сочинение op. 10 ре-бемоль мажор. Концерт одночастный, написан Прокофьевым в 1911–1912 гг. Средняя продолжительность звучания – 14–18 мин.
Общие сведения
Концерт написан весной и осенью 1911 г. (клавир), инструментован в декабре 1911 – феврале 1912 гг. в Санкт-Петербурге. Автограф переложения для двух фортепиано датирован 7 февраля 1911 г., автограф партитуры – 25 января 1912 г. «Великолепная тема вступления мне сразу пришла в голову, для главной партии я взял тему из небольшой фортепианной пьески "Карнавал", написанной в 1908 году и посвящённой [Н. Я.] Мясковскому. До-мажорный ход [цифра 3] тоже сочинился сразу» (Прокофьев. 2002. С. 174).
Посвящён Н. Н. Черепнину. Первое исполнение состоялось 25 июля (7 августа) 1912 г. в 20:30 в 12-м симфоническом концерте под управлением К. С. Сараджева (Алексеевский народный дом, Москва). Солировал автор, впервые выступивший с оркестром. Новое сочинение было воспринято публикой и критикой неоднозначно, открыв длинный ряд «громких» прокофьевских премьер, заслуживших противоположные оценки.
Композиция и музыкальная характеристика
Процесс создания концерта кратко описан автором в нотографической заметке, опубликованной в журнале «Музыка» (Сергей Прокофьев, ор. 10. 1914. С. 156–157), и подробно – в дневнике от 18 августа 1912 г. (Прокофьев. 2002. С. 175). Первоначально композитор задумал Концертино – «довольно длинную вещь сплошного пылающего Allegro» (Прокофьев. 2002. С. 174), однако затем добавил в него контрастный центральный эпизод (цифра 21).
Концерт написан в смешанной форме, объединившей признаки сонатной и циклической форм, а также рондо. Циклические черты сочинению придают чёткие внутренние разграничения между 3 разделами: 1-й из них, Allegro brioso – Poco più mosso – Meno mosso – Più mosso (Tempo I), предстаёт в качестве I части; 2-й, Andante Assai, – медленной II части; 3-й, Allegro Scherzando, – репризного финала. В плане трактовки сонатной формы в концерте можно выделить экспозицию с 4 основными темами: вступлением (ре-бемоль мажор), главной (цифра 7, та же тональность), побочной (цифра 12, ми минор) и заключительной (цифра 15, ми мажор) партиями; разработку, которая состоит из центрального замкнутого эпизода (цифра 21, соль-диез минор) и хода (цифра 27), а также репризу (цифра 30, тема главной партии в до мажоре). С другой стороны, композитор подчеркнул здесь черты рондо с помощью многотемности основных партий и двукратного повторения праздничного, ликующего рефрена (темы вступления) в основной тональности (цифры 19 и 36), что обеспечивает цельность драматургии.
В декларированном Прокофьевым «сплошном Allegro» почти каждый раздел тем не менее снабжён «плакатным» завершением (отмеченным двойной вертикальной чертой в нотном тексте), а последующий – столь же определённым началом. Тематические контрасты подчёркнуты темповыми, ладовыми, тональными и оркестровыми средствами.
Тематизм концерта представляет 2 острохарактерных полюса: моторный, преимущественно токкатный, диссонантный (во вступлении, в переходе к главной партии и в ней самой) – и неторопливый по темпу, более насыщенный тембрально, сумрачно-фантастический (в темах побочной партии и эпизода). Оба отражают типы высказывания Прокофьева-пианиста: его ясный, отрывистый, сухой удар в подвижных фрагментах – и чуткость прикосновений в хрупкой лирике медленных эпизодов. Выразительные средства концерта находятся в оппозиции романтическому мировосприятию, как его понимал автор: спортивная подтянутость, задор, упорядоченность энергетики и холодноватые краски далеки от сентиментальной разнеженности и утрированной эмоциональности искусства уходившей эпохи.
Транспонирующие инструменты в партитуре концерта впервые у Прокофьева зафиксированы в строе in C, о чём имеется указание на 1-й странице автографа: «Кларнеты, валторны и трубы написаны в партитуре так, как они звучат (т.-е. in C)…» (цит. по: Сергей Прокофьев. 1965. С. 34. Факсимиле). Главенство фортепианного звучания (с небольшим числом пауз) вновь и вновь завоёвывает высокие регистры, подчёркивается фактурно, темпово, акустически. Так, в побочной теме соло пианиста «вырастает» из оркестровых педалей у низких медных и струнных инструментов, постепенно отрываясь от них; соло в заключительной партии «отталкивается» от нисходящих диссонирующих «шагов» контрабасов, также стараясь при помощи резких скачков подняться как можно выше. Движение стремительных тем нередко происходит на фоне столь же подвижного аккомпанемента и оркестровых тембров, сосредоточенных в кардинально низких и высоких регистрах. Напротив, медленные, меланхоличные разделы, где мелодия чаще устремлена вниз, инструментованы в плотной фактуре с использованием оркестровых педалей, длинных плавных линий, ритмических задержек и приостановок.
Особняком стоит тематизм центрального раздела (gis-moll) – первый в творчестве Прокофьева образец лирико-драматического пейзажа, необычайного по силе воздействия. Колеблющаяся дымка аккомпанемента окутывает мелодию большого диапазона, развивающуюся с помощью нисходящих скачков-вздохов; редкое появление басовых опор и глиссандирующие пассажи деревянных духовых придают мелодии характер парения, а плавный хроматический переход между «далёкими» гармониями (отклонение в тритонанту – из соль-диез минора в ре минор) создаёт узнаваемый «прокофьевский» колорит.
Издания
Первый фортепианный концерт – одно из немногих сочинений Прокофьева, имеющих единственную редакцию. Авторское переложение для двух фортепиано и партитура изданы фирмой П. И. Юргенсона в 1914 г., в составе прокофьевского Собрания сочинений они опубликованы с незначительными графическими изменениями (в т. 4, 1956, и в т. 5, 1957, соответственно).
Исполнения и аудиозаписи
Сочинение входит в концертный и конкурсный репертуар пианистов. Обширную галерею исполнений открыл автор, многократно выступавший в качестве солиста до отъезда за рубеж в 1918 г.: на премьере 25 июля (7 августа) 1912 г., 3(16) августа 1912 г. в Павловском вокзале (дирижёр А. П. Асланов), 16 февраля (1 марта) 1914 г. в Большом зале московского Благородного собрания (дебют в «Симфонических концертах С. А. Кусевицкого», дирижёр А. И. Орлов), 11(24) мая 1914 г. в Большом зале Петроградской консерватории (дирижёр Н. Н. Черепнин), 18 ноября (1 декабря) 1916 г. в киевском Городском театре (дирижёр Р. М. Глиэр), 14(27) января 1917 г. в Большом зале Петроградской консерватории и 19 мая (1 июня) 1917 г. в Павловском вокзале (дирижёр Н. А. Малько), 10(23) июля 1917 г. в летнем концерте Театра музыкальной Драмы (Петроград, дирижёр Г. Фительберг), 12(25) августа 1917 г. в кисловодском Курзале (дирижёр В. В. Бердяев).
Значительную известность в профессиональном сообществе получило авторское исполнение концерта на выпускном консерваторском экзамене 22 апреля (5 мая) 1914 г. в сопровождении В. А. Дранишникова, сыгравшего партию оркестра в переложении для фортепиано. Это выступление обеспечило Прокофьеву главный приз, присуждавшийся выпускникам, премию имени А. Г. Рубинштейна – концертный рояль фабрики C. M. Schröder. «Для конкурса я выбрал не классический концерт, а свой. С классическим я не рассчитывал переиграть моих конкурентов, мой же концерт мог поразить воображение экзаменаторов новизной своей техники… <…> Я купил 20 экземпляров и роздал экзаменаторам. Когда я вышел на эстраду, то увидел, как на двадцати коленях раскрылись мои клавиры – зрелище, незабываемое для автора, только что начавшего печататься» (Прокофьев. 1961. С. 148).
За рубежом Прокофьев исполнял этот концерт значительно реже, чем те, что появились позднее и требовали введения в репертуар. Симптоматично, что пока автор играл своё произведение сам, другие артисты к концерту почти не обращались. Поэтому выдающиеся неавторские интерпретации концерта начали появляться уже в 1930-е гг., когда этот опус стал восприниматься в качестве классического, а не модернистского. Концерт играли Д. Д. Шостакович (3 февраля 1929, дирижёр Г. Г. Шейдлер, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; 16 февраля 1930, дирижёр Г. И. Якобсон, Ростов-на-Дону), С. Т. Рихтер (27 декабря 1943, дирижёр М. Н. Жуков; 31 мая 1952, дирижёр К. П. Кондрашин, Москва), Р. Р. Керер (1961), Г. Л. Соколов (1967), Е. Н. Бронфман (1990-е гг.).
Сохранились записи С. Т. Рихтера (дирижёры К. П. Кондрашин, 1952, К. Анчерл, 1954), Р. Р. Керера (дирижёр К. П. Кондрашин, 1961), Г. Л. Соколова (1967), В. В. Постниковой (дирижёр Г. Н. Рождественский, 1970), В. Д. Ашкенази (дирижёры М. Абрабанель, 1974, А. Превин, 1977), В. В. Крайнева (дирижёр Д. Г. Китаенко, 1976), Л. Н. Бермана (дирижёр Л. Бернстайн, 1977), А. В. Гаврилова (дирижёр С. Рэттл, 1977), М. В. Плетнёва (дирижёр В. И. Федосеев, 1986), Е. Н. Бронфмана (дирижёр З. Мета, 1991), М. Аргерих (дирижёр А. И. Рабинович-Бараковский, 2005).