Симфония № 1 «Классическая» (Прокофьев)
Симфо́ния № 1 С. С. Проко́фьева («Класси́ческая»), ор. 25 ре мажор. В 4 частях. Имеет авторский заголовок «Классическая».
Общие сведения
Создание Симфонии началось в 1916 г. с Гавота (III часть). Сочинение написано в несколько коротких сессий, завершено в клавире в июле 1917 г. в посёлке Саблино под Петроградом (ныне посёлок Ульяновка Ленинградской области) и в партитуре 28 августа (10 сентября) 1917 г. в Ессентуках. Финал произведения имел первоначально две версии, из первой во вторую автор перенёс только побочную партию.
Написана для двойного состава большого симфонического оркестра. Посвящена Б. В. Асафьеву.
Первое исполнение состоялось 21 апреля 1918 г. в 14:00 в зале Певческой капеллы Петрограда (ныне Санкт-Петербург), Петроградским государственным симфоническим оркестром дирижировал автор. Концерт прошёл с большим успехом у публики и критики. «"Классическая" оказалась первой русской симфонией, впервые прозвучавшей вскоре после Октябрьской революции» (Нестьев. 1973. С. 172). Для Прокофьева же это исполнение стало последней премьерой, осуществлённой перед отъездом на Запад 7 мая 1918 г.
Композиция и музыкальная характеристика
Четырёхчастный цикл – I. Allegro, II. Larghetto, III. Gavotte: Non troppo allegro, IV. Finale: Molto vivace – целиком написан в мажорных тональностях D-dur (подвижные I, III, IV части) и A-dur (медленная II часть). «Классический» характер Симфонии подчёркнут не только «лёгкостью» и «праздничностью» инструментовки, что отмечал сам автор, но и сжатостью и соразмерностью частей, а также использованием узнаваемых моделей тематизма и построения формы.
Строгость и чистота стиля, ориентированного не на совокупность различных прототипов, нередко рассредоточенных по обширной временной шкале (барокко, рококо, классика), а на образцы венского классицизма (сонатно-симфонические циклы Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена), отличают это сочинение от многих современных ему (в частности, от опытов представителей французской школы или И. Ф. Стравинского). Неоклассические черты прокофьевской композиции подробно проанализировал Ю. Н. Холопов, для II части указав даже конкретный образец формы – I часть Сонаты № 22 ор. 54 Бетховена (Холопов. 2012. С. 211–214).
Диатоника в развитии тем оттенена в Симфонии резкими вводными гармониями, терпкими тональными сдвигами, плавное голосоведение – огромными скачками и комическими октавными перекличками, классические аккордовые соотношения – нередкими параллелизмами, остинатность ритмики – неожиданными перебоями, а структура в целом – намеренными «пропусками» материала, необходимого для формирования «правильных» квадратных построений.
В оркестровке традиционно лидируют струнные, однако свойственные классицистскому мышлению ровность и уравновешенность звукового баланса то и дело сменяют гротескные «перекосы»: отсутствие периодических басовых опор или, напротив, утрированный акцент на 1-ю долю такта у контрабасов, наивные реплики фагота в разгаре лирических излияний в Larghetto, угловатые прыжки tutti в Гавоте, преувеличенная, захлёбывающаяся суета гаммообразных пассажей финала.
Издания
Вариант Симфонии, исполненный на премьере, не был издан. Для первой публикации Прокофьев сделал вторую редакцию произведения. Партитура и голоса были опубликованы Российским музыкальным издательством в 1926 г., авторское переложение для фортепиано в 2 руки – в 1931 г.
В 1935 г. Прокофьев вставил Гавот из этой симфонии целиком в партитуру балета «Ромео и Джульетта» [в первой редакции – № 16 «Гавот», во второй – № 18 «Гавот. (Разъезд гостей)»]. В процессе подготовки отечественной премьеры балета (Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова, 1940) габариты танца разрослись, т. к. хореографу были необходимы повторения разделов. Темп стал медленнее, чтобы соответствовать перемещениям по сцене артистов массовки, а оркестровка – тяжеловеснее после её значительного усиления автором по требованию постановщиков. Так возникла 2-я редакция Гавота, зафиксированная в черновой партитуре «Ромео и Джульетты» (1938–1940).
В 1953 г. вышло новое издание партитуры «Классической симфонии», включающее две редакции Гавота – 1-ю и 2-ю, отличную от балетной его версии лишь в мелочах. В Собрании сочинений Прокофьева и фортепианное переложение (том 3, 1956), и партитура Симфонии (том 14А, 1963) содержат только 1-ю редакцию Гавота.
Исполнения и аудиозаписи
«Классическая симфония» – активно исполняющееся сочинение, выдержавшее десятки трактовок. Симфонией неоднократно дирижировали: сам автор (11 июня 1921 в лондонском «Театре Принцессы» перед вторым спектаклем балета «Сказка про Шута», привезённого Русским балетом Дягилева, 16–17 декабря 1921 в концертах Чикагского симфонического оркестра, 20 марта 1927 – Персимфанса, 5 декабря 1932 – оркестра московского Большого театра), С. А. Кусевицкий (10 мая 1923 представил парижскую премьеру в «Опера Гарнье») и Н. А. Малько (19 февраля 1927 в Ленинградской филармонии, 13 марта 1927 в Киеве, 4 марта 1937 в концерте Лондонского симфонического оркестра, многократно – в Копенгагене и Сиднее). По подсчётам музыковеда В. А. Юзефовича, за 21 год (1927–1948) Кусевицкий исполнил эту симфонию 103 раза (Прокофьев. 2011. С. 459).
Среди других исполнителей: К. С. Сараджев (27 февраля 1927 в Колонном зале московского Дома союзов), А. Тосканини (14–15 марта 1929 в Карнеги-холле), П. Монтё (12 декабря 1929 в Амстердаме), Н. С. Голованов (25 ноября 1932 в московском Большом театре), А. Коутс, Г. Фительберг, С. А. Самосуд, Е. А. Мравинский, Б. Э. Хайкин, Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский.
Из записей наиболее ценными представляются сделанные музыкантами прокофьевского круга: С. А. Кусевицким с Бостонским симфоническим оркестром (1929, 1942, 1945, 1947); Н. А. Малько с ленинградским оркестром «Филармония» (1927) и с Лондонским симфоническим оркестром (1957); Г. Фительбергом с Симфоническим оркестром Польского радио (1933); А. Тосканини с Симфоническим оркестром NBC (1951); А. Л. Стасевичем с Симфоническим оркестром Всесоюзного Радиокомитета (1952); П. Монтё с Национальным оркестром Франции (1958); Г. Н. Рождественским с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио (1962); М. Л. Ростроповичем с Национальным оркестром Франции (1988).
Гавот уже после первых исполнений Симфонии заслужил репутацию эффектного «биса» и в таком качестве вошёл в авторские выступления в переложении для фортепиано. Это сочинение стало первым (пробным), записанным Прокофьевым на механическом пианино Duo-Art 1 октября 1918 г. в Нью-Йорке. Гавот существует в переложениях для инструментов с фортепианным сопровождением – для скрипки (концертная обработка Я. Хейфеца), гитары, для большинства деревянных духовых и даже для контрабаса. По уровню популярности Гавот находится среди главных прокофьевских «хитов», после Марша из «Любви к трём апельсинам», номера «Монтекки и Капулетти» из «Ромео и Джульетты», симфонической сказки «Петя и волк».