Лядов Анатолий Константинович
Ля́дов Анато́лий Константи́нович [30.4(12.5).1855, Санкт-Петербург – 15(28).8.1914, усадьба Полыновка, близ г. Боровичи, Новгородская губерния, ныне Новгородская область], российский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель.
Потомственный музыкант. Сын Константина Николаевича Лядова, племянник А. Н. Лядова. Музыке обучался под руководством отца и пианистки В. А. Антиповой. В 1878 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова; дипломная работа – кантата «Мессинская невеста» (по Ф. Шиллеру). Один из наиболее значительных представителей Беляевского кружка (наряду с А. К. Глазуновым). Участвовал в художественном руководстве издательскими и концертными делами М. П. Беляева, после его смерти входил в Попечительный совет для поощрения русских композиторов и музыкантов (с 1904).
В 1879 г. начал дирижёрскую деятельность, выступал в концертах Санкт-Петербургского кружка любителей музыки (был его главным дирижёром), Музыкально-драматического кружка, в беляевских Русских симфонических концертах с исполнением сочинений М. И. Глинки, композиторов – членов Балакиревского кружка («Могучей кучки»), П. И. Чайковского, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона.
С 1878 г. преподаватель Санкт-Петербургской консерватории (обязательные музыкально-теоретические предметы, с 1901 – специальный курс контрапункта и фуги, с 1906 – практическое сочинение; профессор с 1886). Одновременно (с 1884) преподавал в Придворной певческой капелле. Среди учеников: композиторы Б. В. Асафьев, M. Ф. Гнесин, В. А. Золотарёв, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, музыковеды В. М. Беляев, А. В. Оссовский, дирижёры Н. А. Малько, Л. П. Штейнберг, оперные певцы П. З. Андреев, И. В. Ершов.
Немногочисленные сочинения А. К. Лядова (всего 67 опусов, не считая коллективных произведений с его участием, работы над сочинениями других авторов и обработок народных песен) отличаются отточенностью композиторской техники, тяготением к малым формам. Определяющее влияние на творчество композитора оказали гармонические и оркестровые новшества Римского-Корсакова. Представление Лядова об искусстве как о замкнутом в себе мире красоты, изысканность стиля, восприятие фольклора близки кругу художников «Мира искусства»; характерно высказывание Лядова: «В искусстве – я хочу есть жареную райскую птицу» (Анатолий Константинович Лядов: Жизнь. Портрет. Творчество. Из писем. Санкт-Петербург, 2005. С. 143).
До начала 1900-х гг. он сочинял главным образом для фортепиано, чаще непрограммные миниатюры (прелюдии, мазурки, багатели, вальсы, интермеццо, арабески, экспромты и другие произведения), а также программные пьесы («Про старину», 1889; «Музыкальная табакерка», 1893, переложение для ансамбля, 1897). В фортепианном творчестве оригинально претворены влияния Ф. Шопена и Р. Шумана, отличительные особенности фортепианного стиля – изящество и прозрачность звуковой ткани, преобладание мелкой техники.
В конце 1890-х – 1900-х гг. Лядов создал свыше 200 обработок русских народных песен (для голоса с фортепиано, для хора, вокального квартета и др.), в которых сохранены музыкально-поэтические закономерности старинного крестьянского фольклора, его ладовые и ритмические особенности, подголосочное изложение. Итогом работы композитора над песенным фольклором стала сюита «Восемь русских народных песен для оркестра» (издана в 1906).
В последнее десятилетие жизни Лядова (1905–1914) в его творчестве преобладали оркестровые сочинения. В оркестровых «картинках» «Баба-Яга» (1904), «Волшебное озеро» и «Кикимора» (обе 1909) русские сказочные образы трактованы в импрессионистском духе; богатство тембрового колорита достигается разнообразным применением небольших оркестровых групп, индивидуализацией тембров. Среди последних сочинений Лядова – симфоническая картина «Из Апокалипсиса» (около 1912), «Скорбная песнь» («Nenie», издание 1914; фрагмент симфонической сюиты, задуманной под впечатлением от пьесы «Аглавен и Селизетта» М. Метерлинка).
Среди других сочинений: «Танец амазонки» для оркестра (1910, написан для И. Л. Рубинштейн); квартет B-La-F (совместно с Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, Глазуновым; Скерцо, 1886), Вариации на русскую народную тему для струнного квартета (совместно со Скрябиным, Глазуновым, Римским-Корсаковым, Ф. M. Блуменфельдом и др.; 1899); для фортепиано – Вариации на тему Глинки (1894), 4 пьесы («Гримаса», «Сумрак», «Искушение», «Воспоминание», 1909–1910); для хора – «Гимн А. Рубинштейну» (в день торжественного открытия статуи А. Г. Рубинштейна в Санкт-Петербургской консерватории, 1902), музыка к пьесе «Сестра Беатриса» Метерлинка (1906), 10 переложений из Обихода (издание около 1910); обработки народных песен: «Сборник русских народных песен» (Санкт-Петербург, 1898), «35 песен русского народа» (Санкт-Петербург, 1902), «50 песен русского народа» (Санкт-Петербург, 1903).
Двоюродная сестра – В. А. Лядова.