Радлов Сергей Эрнестович
Ра́длов Серге́й Эрне́стович [23.8(4.9), по другим данным, 18(30).7.1892, Санкт-Петербург – 27.10.1958, Рига], российский режиссёр, педагог, заслуженный артист РСФСР (1933), заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Сын Э. Л. Радлова, брат Н. Э. Радлова. В 1916 г. окончил Санкт-Петербургский университет. В 1913–1917 гг. в Студии В. Э. Мейерхольда на Бородинской улице, сотрудник журнала «Любовь к трём апельсинам». В 1918–1919 гг. в петроградском отделении Театрального отдела Наркомпроса, в культурно-массовых организациях Петроградского военного округа и Балтийского флота, в театре «Студия» и др.
В 1918 г. основал Театр экспериментальных постановок, в 1920 г. – театр «Народная комедия» и студию при нём. Продолжал опыты Мейерхольда в русле театрального традиционализма, приспосабливая их для нужд агиттеатра.
В 1923–1924 гг. руководитель Вольной мастерской С. Радлова.
Экспрессионистические постановки в Ленинградском академическом театре драмы и студии при нём: «Эуген Несчастный» Э. Толлера (1923), «Лизистрата» Аристофана (1924), «Общество почётных звонарей» Е. И. Замятина (1925) и др. В Ленинградском академическом театре оперы и балета поставил оперы (дирижёр В. А. Дранишников): «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (совместно с Н. М. Фореггером, 1926), «Воццек» А. Берга (1927; обе – впервые в СССР), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1928, в первоначальной авторской редакции, восстановленной П. А. Ламмом) и др. В 1931–1934 гг. художественный руководитель Ленинградского театра оперы и балета, в 1936–1938 гг. – Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина.
Как режиссёр ставил также балеты, оперетты, эстрадные и цирковые представления.
В 1928–1942 гг. возглавлял Молодой театр (с 1936 Театр-студия под руководством Радлова в «Пассаже», с 1939 Театр имени Ленсовета). Избрав идеалом театр трагедии и народного бурлеска, главные сценические искания осуществлял в инсценировках У. Шекспира: «Отелло» (1932, 1935), «Ромео и Джульетта» (1934, 1939; Лавровский Л. М. Заявление [в Управление по охране авторских прав]), «Гамлет» (1938).
В 1935 г. в Москве поставил трагедию Шекспира «Король Лир» в ГОСЕТе и «Отелло» в Малом театре.
В том же году приглашён в Московский Художественный академический театр для постановки спектакля «Борис Годунов» А. С. Пушкина (в главной роли – В. И. Качалов). Вл. И. Немирович-Данченко ценил в режиссёре волю к сложным задачам, изощрённую театральную культуру, эрудицию, вкус. В конце сезона 1936/1937 и в связи с отъездом труппы в Париж репетиции приостановлены и не возобновлялись.
В 1942 г. находившийся в эвакуации в Пятигорске театр Радлова попал в зону германской оккупации, вывезен на Украину, затем в Германию. К концу войны на юге Франции.
По возвращении в СССР репрессирован, работал в лагерном театре (Радлов С. Э. «Джаз»). Освобождён в 1953 г., реабилитирован в 1957 г. (Пригожин Л. А. Несколько дней с С. Э. Радловым).
В 1953–1954 гг. режиссёр Русского драматического театра в Даугавпилсе, в 1955–1958 гг. – Рижского театра русской драмы.
Преподавал с конца 1910-х гг., в 1922–1935 гг. в Петроградском техникуме сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1939).