Вечера современной музыки
Вечера́ совреме́нной му́зыки, музыкальный кружок в Санкт-Петербурге, существовавший в 1901–1912 гг. Создавался с целью пропаганды новой музыки, зарубежной и русской. Был связан с объединением «Мир искусства», из числа основателей кружка в редакции журнала «Мир искусства» состояли В. Ф. Нувель и А. П. Нурок. В кружок входили, кроме названных, В. Г. Каратыгин, И. И. Крыжановский, А. Д. Медем, Л. В. Николаев, И. В. Покровский, Н. Н. Черепнин; активное участие в его деятельности принимал А. Н. Бенуа. Программы обсуждались на закрытых собраниях с участием приглашённых композиторов, исполнителей, критиков. Первое собрание кружка состоялось 20 декабря 1901 г. (2 января 1902), первый концерт прошёл 31 марта (13 апреля) 1902 г. в Малом зале Санкт-Петербургской консерватории. Всего состоялось 56 концертов, прозвучало множество сочинений, ранее неизвестных петербургской публике. Впервые в России были исполнены некоторые камерные сочинения К. Дебюсси, М. Равеля, С. Франка, Р. Штрауса, Х. Вольфа, Г. Малера, М. Регера, А. Шёнберга и др., из русских композиторов – произведения А. Н. Скрябина, С. И. Танеева, Н. К. Метнера, М. Ф. Гнесина, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, И. Ф. Стравинского и др. Кроме того, в программы включались малоизвестные в России сочинения композиторов 18–19 вв., специальные вечера были посвящены творчеству М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. Прокофьев и Стравинский отмечали важную роль Вечеров современной музыки для своего творчества. Кружок распался в основном из-за материальных затруднений. (Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге, 1801–1917. Санкт-Петербург, 1999. С. 64–65.)
Под аналогичным названием устраивали свои концерты Художественное бюро Н. Е. Добычиной (Петербург / Петроград, между 1911 и 1919), журнал «Музыкальный современник» (1915–1917).