Бостонский симфонический оркестр
Бо́стонский симфони́ческий орке́стр (Boston Symphony Orchestra), американский симфонический оркестр. Один из старейших в США. Основан в Бостоне в 1881 г. С 1900 г. базируется в Симфоническом зале Бостона. Летняя серия концертов и мастер-классов проходит в усадьбе Танглвуд близ г. Ленокс (штат Массачусетс).
История
Создание оркестра. Первые годы работы
Бостонский симфонический оркестр основан в 1881 г. бизнесменом и меценатом Генри Ли Хиггинсоном (1834–1919). В 1850-х гг. Хиггинсон провёл несколько лет в Вене, где у него появилась идея создать в США коллектив на постоянной основе (по образцу европейских оркестров) для абонементных концертов симфонической музыки по доступным ценам. С самого начала Хиггинсон поставил целью превратить оркестр в один из лучших в стране. Для этого он установил чёткое расписание репетиций и добился того, чтобы их посещение было обязательным для всех музыкантов, а также запретил оркестрантам другую профессиональную деятельность в дни, отведённые для репетиций и концертов. Хиггинсон руководил административными и финансовыми делами оркестра, не вмешиваясь в артистическую составляющую процесса.
Первым дирижёром оркестра (1881–1884) стал певец, дирижёр и композитор немецкого происхождения Дж. Хеншель. Чтобы не вызывать протеста со стороны бостонских музыкантов, было решено сформировать коллектив из числа местных исполнителей. В ранние годы существования в штат оркестра входили 60 музыкантов. Первый концерт оркестра состоялся 22 октября 1881 г. в Бостонском мюзик-холле (Boston Music Hall). Программа включала «Освящение дома» Л. ван Бетховена, а также произведения Ф. Листа, К. В. Глюка, Ф. Шуберта и К. М. фон Вебера. В течение первого концертного сезона оркестр выступил с 20 концертами, сезонные абонементы продавались по 5 и 10 долл., разовые билеты стоили 25 и 75 центов. Типичная программа состояла из увертюры, концерта и симфонии в 1-м отделении и более коротких популярных номеров после антракта. Оркестр также выступал в близлежащих городах (Провиденс, Портланд, Ворчестер).
Эпоха немецких дирижёров (1884–1918)
Традиция приглашения дирижёров, связанных с немецкой музыкальной культурой, продолжилась и после Хеншеля. Сменивший его Вильгельм Герике (1845–1925; главный дирижёр в 1884–1889 и 1898–1906) значительно поднял профессиональный уровень оркестра, обновив его состав за счёт приглашённых из Европы музыкантов. Во время руководства Герике коллектив получил известность за пределами Бостона, с успехом выступив в Нью-Йорке и других крупных городах. Претерпела некоторые изменения и репертуарная политика оркестра. С одной стороны, регулярные концерты коллектива перестали включать лёгкие произведения во второй части программы. С другой стороны, в 1885 г. Герике организовал серию летних концертов более популярной музыки – «променадных» концертов (Promenade Concerts; с 1900 г. Boston Pops); для фестиваля в том же году был создан отдельный оркестр «Бостон Попс», набиравшийся из музыкантов (как правило, не солистов) Бостонского симфонического оркестра. Эти концерты не только способствовали привлечению дополнительной публики и рекламе коллектива, но и давали музыкантам возможность работы в летние месяцы. Важным событием в жизни оркестра стал переезд в новое, специально построенное здание Симфонического зала (Symphony Hall), спроектированного нью-йоркской архитектурной фирмой McKim, Mead & White при участии профессора акустики Гарвардского университета Уолласа Сабина; зал открылся концертом 15 октября 1900 г.
Двое других воспитанников немецкой школы, А. Никиш (главный дирижёр в 1889–1893) и Эмиль Паур (1855–1932; главный дирижёр в 1893–1898), во многом продолжили заложенную их предшественниками традицию исполнения немецкой музыки, часто включая в свои программы музыку Р. Вагнера и И. Брамса, которая в то время считалась довольно передовой и сложной для восприятия публики. К. Муку (главный дирижёр в 1906–1908, 1912–1918), известному интерпретатору Вагнера, пришлось расширить свой репертуар, включив произведения французских композиторов и современных мастеров. Так, под его управлением состоялась американская премьера Пяти пьес для оркестра А. Шёнберга, а также произведений К. Дебюсси и Я. Сибелиуса. В 1908–1912 гг. оркестром руководил немецкий дирижёр и композитор Макс Фидлер (1859–1939); под его управлением прошла американская премьера Симфонии h-moll И. Я. Падеревского (1909).
Под руководством К. Мука в 1915 г. оркестр совершил свой первый трансконтинентальный тур, выступив с концертами во время Панамо-Тихоокеанской международной выставки в Сан-Франциско, а также сделал первую коммерческую запись (1917). Во время Первой мировой войны Г. Л. Хиггинсон и Мук оказались в центре скандала, связанного с необоснованными обвинениями Мука в поддержке Германии и сознательном отказе от исполнения гимна США «Знамя, усыпанное звёздами», вследствие чего дирижёр был депортирован из страны.
1918–1962 гг.
По окончании 1-й мировой войны на смену эпохе немецких дирижёров пришла новая, в которую работали преимущественно французские музыканты. Мука сменили Анри Рабо (1873–1949; главный дирижёр в 1918–1919) и П. Монтё (главный дирижёр в 1919–1924). Этот период в истории оркестра отмечен борьбой музыкантов за организацию профсоюза. Монтё и Совет управляющих оркестром, учреждённый после ухода Г. Л. Хиггинсона в 1918 г., выступали против его создания. Пытаясь добиться выполнения своих условий, музыканты устроили забастовку. В результате почти треть оркестра была уволена и Монтё пришлось набирать состав заново, во многом за счёт музыкантов, приглашённых из Европы.
Вопрос с созданием профсоюза разрешился во время длительного руководства оркестром уроженца Российской империи С. А. Кусевицкого (главный дирижёр в 1924–1949; с 1947 название должности руководителя коллектива – музыкальный руководитель, Music Director): в 1942 г. музыканты оркестра присоединились к Американской федерации музыкантов (AFM). С именем Кусевицкого связаны многие важные инициативы в истории коллектива: Танглвудский фестиваль (основан в 1934) и Танглвудский музыкальный центр (основан в 1940 как Беркширский музыкальный центр); летняя школа, среди первых преподавателей которой были А. Копленд, П. Хиндемит, О. Даунс. Просветительский посыл Кусевицкого распространился и на программы концертов. Он не только исполнял большое количество произведений современных композиторов, но и активно поддерживал создание новых. Среди заказанных к 50-летнему юбилею оркестра в 1930–1931 гг. сочинений были Симфония № 4 С. С. Прокофьева и «Симфония псалмов» И. Ф. Стравинского. Эта традиция сохранилась, и впоследствии оркестр регулярно заказывал композиторам сочинения к важным датам. Кусевицкий также поддерживал молодых американских композиторов, рассматривая оркестр как площадку, на которой они могли слышать свои произведения. Оркестр впервые исполнил сочинения А. Копленда, С. Барбера, У. Пистона. Кусевицкий также активно способствовал исполнению музыки Прокофьева в США; под его управлением состоялось исполнение фортепианных концертов № 3 (1926), № 2 (1930) и № 5 (1932, 1-е исполнение в США; во всех концертах в партии солиста выступил автор), симфонической сюиты «Петя и волк» (1938), Симфонии № 5 (1945, 1-е исполнение в США). Ещё одной важной премьерой стало первое концертное исполнение Симфонии № 7 Д. Д. Шостаковича в США силами студенческого оркестра Беркширского музыкального центра в 1942 г. Средства от концерта были направлены в американский благотворительный фонд Общества помощи России в войне (существовал в годы Второй мировой войны).
С. А. Кусевицкий готовил своим преемником Л. Бернстайна, однако следующим дирижёром был приглашён французский дирижёр Ш. Мюнш (1949–1962). Продолжая традиции Кусевицкого, Мюнш также привлекал к сотрудничеству многих известных композиторов и солистов. К 75-летнему юбилею оркестра заказы на новые сочинения получили С. Барбер, Л. Бернстайн, А. Копленд, А. Дютийё, Б. Мартину, Д. Мийо, Э. Вила-Лобос, У. Пистон. Под руководством Мюнша оркестр в 1952 г. совершил первое европейское турне, а в 1960 г. – турне по Австралии, Новой Зеландии, о. Тайвань, Республике Корея, Японии, Филиппинам.
В 1956 г. Бостонский симфонический оркестр стал первым американским оркестром, посетившим СССР. Концерты в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и Москве, записи с которых были впоследствии выпущены на фирмах Ars Nova и Arte, прошли с огромным успехом. В 1959 г. делегация советских композиторов в лице Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского, Т. Н. Хренникова, Ф. Амирова начала свой американский тур с Бостона, где Бостонский симфонический оркестр исполнил программу из их сочинений.
1960-е – 2020-е гг.
Под руководством Э. Лайнсдорфа (1962–1969) оркестр вновь сфокусировался на улучшении технического мастерства, что нашло отражение в неоднократном награждении премией «Грэмми». В 1964 г. организован Камерный ансамбль Бостонского симфонического оркестра (Boston Symphony Chamber Players). После недолгого руководства Уильяма Стейнберга (1899–1978; главный дирижёр в 1969–1972) пост дирижёра занял Одзава Сэйдзи. Он стоял во главе коллектива в течение 29 лет (1973–2002), превзойдя рекорд Кусевицкого по длительности пребывания на этом посту. Под управлением Одзавы оркестр приобрёл ещё большую популярность и успех среди новой аудитории. В 1979 г. Одзава организовал первые гастроли Бостонского симфонического оркестра в Китае. Сменивший его Дж. Ливайн (2004–2011) стал первым и на сегодняшний момент единственным дирижёром в истории оркестра, родившимся в США.
С сезона 2013/2014 (в должности музыкального руководителя – с 2014) оркестром руководит латвийский и американский дирижёр Андрис Нелсонс (род. 1978). Являясь одновременно дирижёром оркестра лейпцигского «Гевандхауза» (с 2018), Нелсонс учредил пятилетнее стратегическое партнёрство между двумя коллективами.
В составе оркестра в настоящее время около 100 музыкантов.
Музыкальные коллективы, связанные с Бостонским симфоническим оркестром
Поныне существует оркестр «Бостон Попс» (Boston Pops Orchestra, 1885), состоящий из музыкантов Бостонского симфонического оркестра и исполняющий музыку лёгких жанров. В 1964 г. создан Камерный ансамбль Бостонского симфонического оркестра (The Boston Chamber Players), состоящий из солистов оркестра. В 1970 г. основан Фестивальный хор Танглвуда (Tanglewood Festival Chorus), который участвует в исполнении хоровых сочинений с Бостонским симфоническим оркестром и оркестром «Бостон Попс». В 2018 г. основан Детский хор Бостонского симфонического оркестра (Boston Symphony Children’s Choir).
Записи
История аудиозаписей оркестра началась в 1917 г., когда состоялась первая запись под управлением К. Мука для фирмы Victor Talking Machine Company (с 1929 RCA Victor; ныне бренд RCA Records в составе звукозаписывающей компании Sony Music Entertainment). Среди первых записанных оркестром произведений – финал Симфонии № 4 П. И. Чайковского. На протяжении многих лет оркестр продолжал сотрудничать с RCA Victor. Среди записей – полное собрание симфоний Л. ван Бетховена (1962–1969) и И. Брамса (1968) под управлением Э. Лайнсдорфа, Реквием В. А. Моцарта (запись осуществлена в 1964 в память о президенте Дж. Ф. Кеннеди). С приходом У. Стейнберга Бостонский симфонический оркестр стал работать с фирмой Deutsche Grammophon, под управлением Одзавы – со звукозаписывающими студиями CBS, EMI, Philips Records, RCA, TELARC.
В 2009 г. оркестр открыл собственный звукозаписывающий лейбл – BSO Classics. В 2015 г. началась работа оркестра под управлением А. Нелсонса с Deutsche Grammophon над записями произведений Д. Д. Шостаковича, многие из которых отмечены премией «Грэмми».
Оркестр также озвучивает фильмы. Так, под управлением дирижёра и композитора Дж. Уильямса записана музыка к фильмам С. Спилберга «Список Шиндлера» (1994; премия «Оскар» за лучший оригинальный саундтрек, 1994) и «Спасти рядового Райана» (1998).
Оркестр постоянно расширяет аудиторию за счёт радио, телевидения и интернет-трансляций. В 1948–1951 гг. фрагменты репетиций оркестра передавались радиостанцией NBC Radio Network. С 1957 г. записи концертов распространялись на американские радиостанции при помощи компании Boston Symphony Transcription Trust. Под управлением Ш. Мюнша оркестр стал появляться на телевидении (с 1949). В сезоне 2020/2021, после начала пандемии COVID-19, оркестр организовал онлайн-трансляцию концертов на платформе BSO NOW.
Награды
Записи оркестра, удостоенные премии «Грэмми» (указан год, за который присуждена премия):
К. Дебюсси. «Образы». Дирижёр Ш. Мюнш (1959);
М. Равель. «Дафнис и Хлоя». Дирижёр Ш. Мюнш (1961);
Б. Барток. Концерт для оркестра. Дирижёр Э. Лайнсдорф (1963);
Г. Малер. Симфония № 5 / А. Берг. «Воццек» (фрагменты). Дирижёр Э. Лайнсдорф (1964);
Г. Малер. Симфония № 6. Дирижёр Э. Лайнсдорф (1966);
М. Равель. «Дафнис и Хлоя». Дирижёр Дж. Ливайн (2009);
Д. Д. Шостакович. Под тенью Сталина: Симфония № 10. Дирижёр А. Нелсонс (2015);
Д. Д. Шостакович. Под тенью Сталина: Симфонии № 5, 8, 9. Дирижёр А. Нелсонс (2016);
Д. Д. Шостакович. Симфонии № 4 и № 11. Дирижёр А. Нелсонс (2018).
Руководители оркестра
Дж. Хеншель (1881–1884)
В. Герике (1884–1889, 1898–1906)
А. Никиш (1889–1893)
Э. Паур (1893–1898)
К. Мук (1906–1908, 1912–1918)
М. Фидлер (1908–1912)
А. Рабо (1918–1919)
П. Монтё (1919–1924)
С. Кусевицкий (1924–1949)
Ш. Мюнш (1949–1962)
Э. Лайнсдорф (1962–1969)
У. Стейнберг (1969–1972)
Одзава Сэйдзи (1973–2002)
Дж. Ливайн (2004–2011)
А. Нелсонс (с 2014)