#Русские композиторы
Русские композиторы
Тег

Русские композиторы

Русские композиторы
Найденo 9 статей
 Александр Тихонович Гречанинов
МузыкантыМузыканты
Гречанинов Александр Тихонович
Гречани́нов Алекса́ндр Ти́хонович (1864–1956), российский композитор. Наряду с А. Д. Кастальским представитель т. н. московской школы. В конце 1890-х – начале 1900-х гг. написал музыку к ряду спектаклей Московского художественного театра. С 1903 г. заместитель председателя Музыкально-этнографической комиссии. Преподавал в музыкальных школах сестёр Гнесиных и Т. Л. Беркман. С 1925 г. жил в Париже, с 1940 г. в Нью-Йорке. Наиболее известен как автор духовной музыки и обработок русских народных песен. Среди других сочинений: музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1900), опера «Добрыня Никитич» (1903), опера «Сестра Беатриса» по драме М. Метерлинка (1912), хоровой «Гимн свободной России» (1917), 5 симфоний, концерты для скрипки, виолончели с оркестром, камерно-инструментальные, вокальные произведения, музыка для детей.
Музыканты
Прокофьев Сергей Сергеевич
Проко́фьев Серге́й Серге́евич (1891–1953), российский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, народный артист РСФСР (1947). Концертировал в качестве пианиста в городах России и за рубежом, выступал в качестве дирижёра. Автор 7 симфоний, опер («Игрок», «Любовь к трём апельсинам», «Огненный ангел», «Война и мир» и др.), балетов («Ромео и Джульетта», «Золушка» и др.), кантат (в том числе «К 20-летию Октября», «Александр Невский»), концертов для фортепиано с оркестром, для скрипки с оркестром и для виолончели с оркестром, фортепианных сонат, камерных вокальных и инструментальных произведений, музыки к спектаклям и фильмам и др.
Сергей Сергеевич Прокофьев. Ок. 1940
Музыканты
Граверт Теодор
Гра́верт Теодо́р, Теодор Готлиб Граверт (Theodor Gottlib Grawert), Фёдор Богданович Граверт (1821–1881), российский музыкант и художник немецкого происхождения. Предположительно, в начале 1840-х гг. учился у Ф. Листа. Состоял в свойстве с В. П. Прокуниным (муж его тёти – Анны Диомидовны Прокуниной), был его учителем музыки. С 1873 г. преподавал музыку в Тамбовском Александринском институте благородных девиц. Автор оперы «Князь Серебряный» по одноимённому роману А. К. Толстого (не поставлена), марша «Переход через Дунай». Занимался живописью («Пейзаж с коровами», 1852, Восточно-Казахстанский областной музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых, г. Семей). Награждён орденом Святого Станислава 3-й степени (1878). Дочь – Анна Фёдоровна Лавдовская (1867/1868–1946), русская пианистка и педагог.
Музыка
Музыканты
Скрябин Александр Николаевич
Скря́бин Алекса́ндр Никола́евич [1871(1872)–1915], российский композитор и пианист. Один из первооткрывателей новой музыки 20 в. Индивидуальный музыкальный стиль Скрябина претерпевал изменения на протяжении его творческого пути, на всех этапах сочетая свободу высказывания с точным расчётом и ясностью композиции. В юности испытывал влияние музыки Ф. Шопена, сказавшееся в жанрах ранних пьес (ноктюрн, этюд, мазурка, экспромт). Со временем более заметным стало воздействие «демонических» образов Ф. Листа, на первое место вышел жанр поэмы. Позже в гармонии систематически применял функциональную инверсию, использовал технику центрального созвучия. Сторонник идеи преобразующей силы искусств в их синтезе, воплощённом в многодневной «Мистерии»; шагом на пути к осуществлению замысла была симфоническая поэма «Прометей» (с использованием хора и органа, а также партии света – «luce»). Среди сочинений: циклы фортепианных этюдов и прелюдий, фортепианные сонаты, фортепианные и оркестровые поэмы, симфонии.
Александр Николаевич Скрябин. Конец 1890-х – начало 1900-х.
Музыканты
Аренский Антон Степанович
Аре́нский Анто́н Степа́нович (1861–1906), российский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный теоретик, педагог. Автор трёх опер, две из которых («Сон на Волге», 1890, и «Наль и Дамаянти», 1904) создавались специально для императорского Большого театра, балета «Ночь в Египте» (1908), 2 симфоний (1883, 1889); из инструментальных сочинений наиболее значимы Фортепианный концерт f-moll (1882) и «Фантазия на темы Рябинина» для фортепиано с оркестром (1899).
Антон Степанович Аренский. 1902.
Музыканты
Василенко Сергей Никифорович
Василе́нко Серге́й Ники́форович (1872–1956), российский композитор, дирижёр, педагог, народный артист Узбекской ССР (1939), народный артист РСФСР (1940). Гастролировал как дирижёр в Берлине, Лейпциге, Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), в том числе с исполнением собственных сочинений. В 1932–1941 гг. и с 1943 г. заведовал кафедрой инструментовки Московской консерватории. Автор опер, балетов, симфоний, симфонических сюит, концертов с оркестром для фортепиано, скрипки и других, камерно-инструментальных произведений, романсов и др.
Сергей Никифорович Василенко. 1950.
Музыканты
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Ри́мский-Ко́рсаков Никола́й Андре́евич (1844–1908), российский композитор, педагог, дирижёр. Один из крупнейших русских композиторов и педагогов, наряду с П. И. Чайковским наиболее авторитетный и влиятельный музыкант своего времени. Среди сочинений : оперы (всего 15) «Снегурочка» (1-я постановка 1882), «Садко» (1-я постановка 1897), «Царская невеста» (1-я постановка 1899), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1-я постановка 1907), «Золотой петушок» (1-я постановка 1909); симфонические произведения («Испанское каприччио», 1887, «Шехеразада», 1888), кантаты, романсы. Член «Могучей кучки»; в середине 1880-х гг. вокруг него сложился Беляевский кружок. Оказал существенное влияние на творчество А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, М. Равеля и многих других отечественных и зарубежных композиторов. Автор «Практического учебника гармонии» (1886), «Основ оркестровки» (т. 1–2, 1913), автобиографической книги «Летопись моей музыкальной жизни» (1909).
Валентин Серов. Портрет Н. А. Римского-Корсакова. 1898
Музыканты
Ломакин Гавриил Якимович
Лома́кин Гаврии́л Яки́мович (1811, по другим данным, 1812 – 1885), российский хоровой дирижёр, вокальный педагог, композитор. В 1830–1872 гг. руководитель капеллы Д. Н. Шереметева в Санкт-Петербурге. Преподавал в государственных и частных учебных заведениях Санкт-Петербурга. Среди учеников – А. Я. Петрова-Воробьёва, Ю. Н. Голицын. Один из основателей (совместно с М. А. Балакиревым), первый директор, преподаватель хорового класса Бесплатной музыкальной школы (1862–1868). Среди сочинений: Всенощное бдение, Литургия святого Иоанна Златоуста, «Stabat mater», хор «Ave Maria», романсы, песни, переложения для хора. Автор методических работ, «Автобиографических записок».
Портрет Гавриила Ломакина.