Остинато
Остина́то (итал. ostinato, от лат. obstinatus – упорный, упрямый), многократное повторение мелодической фразы, ритмической фигуры, гармонического оборота.
Один из наиболее общих принципов организации музыки, важная основа импровизации. Как способ формообразования широко распространён в традиционной музыке – народной и устной профессиональной (в том числе неевропейской), в джазе, поп-музыке. Впервые остинато как техника композиции систематически использовались в полифонии школы Нотр-Дам (ритмические модусы в системе модальной ритмики). В европейской музыке 14–15 вв. остинато – основа изоритмии (например, в мотетах Филиппа де Витри, Гильома де Машо, Дж. Данстейбла), форм композиции на cantus firmus (например, в мессах франко-фламандских полифонистов); в светской инструментальной музыке 16–17 вв. – основа вариаций на тонально-гармонические формулы (пассамеццо, романеска, Руджеро, фолия) и связанных с ними остинатных басовых мелодических формул (бассо остинато).
В музыке барокко на остинато (в основном гармоническом) основаны жанры чаконы и пассакалии; техника остинато лежит в основе знаменитого Канона D-dur И. Пахельбеля. В эпоху венской классики остинато встречаются редко, у композиторов 19 в. (особенно у романтиков) техника остинато возродилась с новой силой. Особая разновидность техники остинато – т. н. вариации на сопрано остинато («глинкинские вариации»). Остинато часто применялись в фигурированных органных пунктах как деталь фактуры.
В 20 в. мелодические остинато могли использоваться как в рамках расширенной тональности (С. С. Прокофьев, Р. К. Щедрин), так и автономно (А. Берг). Абсолютизацией принципа остинатности можно считать сериализм западных авангардистов середины 20 в. Во 2-й половине 20 – начале 21 вв. все разновидности остинато широко использовались минималистами – в основном американскими (С. Райх, Ф. Гласс, Дж. К. Адамс), отчасти также европейскими (Л. Андриссен, А. Пярт, Дж. Шельси) и некоторыми видными джазовыми музыкантами, испытавшими влияние минимализма (П. Метени, Э. Вебер, Р. Таунер и др.).