Остроухов Илья Семёнович
Остроу́хов Илья́ Семёнович [20.7(1.8).1858, Москва – 8.7.1929, там же], российский живописец, коллекционер, музейный деятель, действительный член Императорской Академии художеств (1906).
Родился в купеческой семье. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук (1873). Жил в Москве, с середины 1870-х гг. служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 пайщик Товарищества чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). В 1889 г. женился на Н. П. Боткиной из семьи Боткиных.
Познакомившись с С. И. Мамонтовым в 1874 г., начал заниматься живописью – брал уроки у А. А. Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера у И. Е. Репина (1881–1882), частную мастерскую П. П. Чистякова в Санкт-Петербурге (1882–1884), пользовался советами В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1886). С 1880 г. участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка.
Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Московского архитектурного общества (с 1905). Экспонент (с 1886) и член Товарищества передвижных художественных выставок (1891–1903), член-учредитель Союза русских художников (с 1903), член выставочной группы «36 художников» (1901–1903), один из организаторов и членов Московского литературно-художественного кружка (1899–1917) и общества «Свободная эстетика» (1907–1910). Путешествовал по странам Европы (в том числе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми по Италии в 1887).
Мастер лирического пейзажа (преимущественно Подмосковья), сочетающего реалистическое ви́дение натуры с приёмами пленэрной живописи; испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»; «Ранней весной», 1887; «Пруд», 1899; «Липы осенью», этюд, 1909, все – в Третьяковской галерее, далее – ГТГ). Вершина творчества Остроухова – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное и скромное изображение русской природы» (А. Н. Бенуа).
С 1901 г. гласный Московской городской думы.
В поздние годы жизни занимался преимущественно коллекционированием, также изучением древнерусской живописи. Член комиссии по реставрации росписей соборов Московского Кремля и других храмов Москвы и Подмосковья; после смерти П. М. Третьякова – член Совета (1898–1903), затем попечитель (1905–1913) Третьяковской галереи. Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи; один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901–1909).
Дом Остроухова в Москве (Трубниковский переулок, 17) стал настоящим центром художественной и музыкальной жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции русской (работы М. А. Врубеля, А. А. Иванова, И. И. Левитана, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, А. К. Саврасова, В. А. Серова, Ф. П. Толстого, П. А. Федотова, С. Ф. Щедрина и др.) и западно-европейской (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и др. С 1890 г. частный музей Остроухова был открыт для свободного посещения (в 1905 осуществил пристройки к дому, в 1914 надстроил этаж для коллекции).
В 1918 г. собрание Остроухова национализировано и преобразовано в Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова (с 1924 на правах филиала ГТГ; Остроухов оставался пожизненным хранителем музея). После смерти Остроухова музей был закрыт, основная часть коллекции передана в ГТГ, также в Русский музей, Музей изобразительных искусств в Москве, Музей нового западного искусства, Музей-заповедник «Поленово»; обширное собрание книг передано в Российскую государственную библиотеку и научную библиотеку ГТГ.