#Живопись в России 19 в.
Живопись в России 19 в.
Тег

Живопись в России 19 в.

Живопись в России 19 в.
Найденo 8 статей
Произведения живописи
«Явление Христа народу»
«Явле́ние Христа́ наро́ду», картина А. А. Иванова. Одно из важнейших живописных произведений 1-й половины 19 в. в России. Создавалась в Риме в 1837–1857 гг., итоговый размер 540 × 750 см. Первые эскизы относятся к 1833–1834 гг. Для разработки образов персонажей, пейзажного фона и отдельных деталей полотна было создано более 400 этюдов, составляющих особую часть художественного наследия художника. Замысел картины основан на идее духовно-нравственного преображения человечества с приходом в мир Спасителя. Полотно находится в собрании Третьяковской галереи (Москва).
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
Живописцы
Зеленцов Капитон Алексеевич
Зеленцо́в Капито́н Алексе́евич (1790–1845), российский живописец, рисовальщик и гравёр; представитель романтизма. Академик Императорской Академии художеств (1833). В жанровых работах и интерьерах изображал повседневную жизнь рядовых обывателей, городских и деревенских жителей («Комната художника; в ней сидящий на стуле человек ласкает собаку», Русский музей, Санкт-Петербург; «Мальчик с кувшином», 1830-е гг., Третьяковская галерея, Москва). Писал портреты, исполнял рисунки и офорты, книжные иллюстрации.
Капитон Зеленцов. В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях. Конец 1820-х – 1830-е гг.
Живописцы
Щедрин Сильвестр Феодосиевич
Щедри́н Сильве́стр Феодо́сиевич (1791–1830), российский живописец; пейзажист, жанрист, мастер интерьерной живописи. Сын скульптора Феодосия Фёдоровича Щедрина, племянник пейзажиста Семёна Фёдоровича Щедрина, брат архитектора Аполлона Феодосиевича Щедрина (1796–1847). В 1818 г. отправлен в качестве пенсионера Императорской Академии художеств в Италию, где остался до конца жизни. Ранние работы выполнены в русле классицизма («Вид с Петровского острова в Петербурге», 1816, Русский музей, Санкт-Петербург), зрелые и поздние – под влиянием романтизма («Веранда, обвитая виноградом», 1828, Третьяковская галерея, Москва; «Неаполь в лунную ночь. Виа Партенопе и Кастелло дель Ово», 1829, Русский музей). Получая многочисленные заказы, создавал реплики своих произведений («Новый Рим. Замок Святого Ангела», «Лунная ночь в Неаполе»). Первый русский живописец, писавший этюды маслом на природе, благодаря чему вплотную подошёл к пониманию пленэра.
Сильвестр Щедрин. Автопортрет. 1817
Живописцы
Боровиковский Владимир Лукич
Боровико́вский Влади́мир Луки́ч (1757–1825), российский живописец. Академик (1795), советник (с 1802) Императорской Академии художеств (ИАХ). Один из ведущих портретистов 2-й половины 18 в., миниатюрист, иконописец. До 1788 г. в Миргороде, писал образы для местных церквей и портреты под влиянием украинского барокко. С 1788 г. в Санкт-Петербурге. В портретах до 1810 г. придерживался традиций сентиментализма («Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; М. И. Лопухиной, из рода Лопухиных, 1797), с 1810-х гг. испытал влияние ампира (портрет князя А. А. Долгорукого, 1811). Автор миниатюрных портретов (барона А. И. Васильева, около 1800; все – Третьяковская галерея, Москва). Писал иконы, в том числе для Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1810). Среди учеников – А. Г. Венецианов.
Иван Бугаевский-Благодарный. Портрет Боровиковского. 1825
Живописцы
Поленов Василий Дмитриевич
Поле́нов Васи́лий Дми́триевич (1844–1927), российский живописец, рисовальщик, педагог, сценограф; академик (1876), профессор (1892) и действительный член (1893) Императорской Академии художеств; народный художник Республики (1926). Один из ведущих художников России 2-й половины 19 – начала 20 вв., реформатор пейзажа, внёсший европейские традиции пленэризма в русскую реалистическую живопись. Много занимался просветительской деятельностью, верил в просветительскую миссию искусства. Член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ; 1891–1913 – член совета) и совета Третьяковской галереи в Москве (1916–1918). Автор картин «Московский дворик», «Бабушкин сад» (обе – 1878, Третьяковская галерея), «Христос и грешница» (1887, доработана в 1888, Русский музей, Санкт-Петербург), цикла «Из жизни Христа» (1899–1900-е гг.).
Василий Поленов. Московский дворик. 1878
Живописцы
Чернецов Григорий Григорьевич
Чернецо́в Григо́рий Григо́рьевич (1802–1865), российский живописец, рисовальщик, акварелист; академик Императорской Академии художеств (1831). Пейзажист, портретист, мастер интерьерной живописи. Работал в окрестностях Санкт-Петербурга, в Финляндии (1825), Костромской губернии (1826), Ревеле (1827); писал виды Италии (1840–1842, 1846–1849), Египта, Палестины, Сирии, Греции и Турции (1842–1843). Автор композиции «Парад на Царицыном лугу» (1832/1833–1837, Русский музей, Санкт-Петербург), осуществлённой на основе 223 натурных портретов выдающихся современников. В 1838 г. путешествовал по Волге с целью создания панорамы волжских берегов, изображения отдельных мест и памятников (совместно с братом Н. Г. Чернецовым выполнил 1982 рисунка и около 80 этюдов). В основе художественного метода лежит скрупулёзное копирование натуры с точным воспроизведением деталей.
Григорий Чернецов. Сюкеевские горы на Волге в Казанской губернии. 1840
Живописцы
Чернецов Никанор Григорьевич
Чернецо́в Никано́р Григо́рьевич (1805–1879), российский живописец, график; академик Императорской Академии художеств (1832). Брат Г. Г. Чернецова. Вместе с братом совершил поездки в Костромскую губернию (1826), Ревель (1827). Путешествовал по Закавказью (1829–1831); по приглашению графа М. С. Воронцова работал в Крыму (1833–1836), откуда привёз более 300 рисунков и несколько картин маслом («Вид у подножия Аю-Дага», 1836). Пейзажам свойственны топографическая точность, светотеневые и световоздушные эффекты, создающие лирическое настроение («Вид Тифлиса», 1832; «Крепость Гагры в Абхазии», 1837; все – Русский музей, Санкт-Петербург). С 1838 г. путешествовал и работал вместе с братом; в соавторстве с ним написал «Путевые записки по Востоку» (1840-е гг.).
Никанор Чернецов. Вид Юрьевца-Повольского. 1851