Поленово
Поле́ново, традиционное название Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова. Располагается на реке Ока в Заокском районе Тульской области. Возник на основе усадьбы Борок, устроенной В. Д. Поленовым на купленных им в 1890 г. землях близ села Бёхово Алексинского уезда Тульской губернии.
История музея-усадьбы
Дом Поленова стал первым народным музеем в российской провинции, удостоверением Наркомата имуществ РСФСР от 9 мая 1918 г. был взят под охрану государства как национальное достояние. 15 мая 1924 г. решением Президиума коллегии Наркомата просвещения РСФСР усадьба Борок предоставлена в пожизненное пользование семье Поленовых.
В 1939 г. дочери Поленова передали художественные ценности усадьбы (коллекции, библиотеку, архив и др.) в дар государству. Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 22 декабря 1939 г. создан Дом-музей В. Д. Поленова. В 1941 г., в ходе Великой Отечественной войны, через Поленово проходила линия фронта, экспонаты были эвакуированы в Тулу. В 1945 г. музей вновь открылся для посещения. В 1956 г. преобразован в Государственный музей-усадьбу В. Д. Поленова. В 1966 г. Госстрой РСФСР и Министерство культуры РСФСР наметили границы его охранной зоны, которые 30 апреля 1968 г. были утверждены решением Исполкома Тульского областного Совета депутатов трудящихся.
Постановлением Совета министров РСФСР от 5 января 1983 г. и приказом Министерства культуры РСФСР от 19 января 1983 г. Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова преобразован в Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. Постановлением Совета министров РСФСР от 18 мая 1990 г. утверждены режимы охранных зон (870 га в Тульской области; 520 га в Калужской области, охватывающие пойму левого берега реки Ока, запечатлённой художником на картине «Золотая осень»), музей-заповедник получил статус мемориального.
С момента основания музея им руководят представители рода Поленовых (за исключением 1937–1945): сын художника Дмитрий Васильевич Поленов (до 1937, 1945–1960), внук художника Фёдор Дмитриевич Поленов (1960–1990), супруга Ф. Д. Поленова Наталья Николаевна Грамолина (1990–2011), их дочь Наталья Фёдоровна Поленова (с 2011).
Архитектурный комплекс
Полностью сохранившийся усадебный комплекс включает 21 здание, построенное по проекту В. Д. Поленова в 1890-е гг. – начале 20 в. Главное среди них – деревянный трёхэтажный Большой дом (1891–1892; оштукатурен в 1897; ныне в нём располагается мемориальный музей) с аутентичными интерьерами.
В бывшем лодочном сарае «Адмиралтейство» (1895) ныне действует выставочный зал с постоянным показом последней работы В. Д. Поленова – Диорамы (завершена в 1921).
Другие постройки – кирпичная мастерская художника «Аббатство» (1904), фахверковый сарай (1895; ныне используется как выставочный зал), многочисленные хозяйственные постройки, в том числе Детский домик (1900-е гг.), деревянный «дом С. С. Прокофьева» (1891; в 1930-е гг. композитор писал здесь музыку балета «Ромео и Джульетта»), флигель – дом усадьбы Старое Бёхово (1890), в котором Поленовы жили в 1890–1892 гг.
Сохранился усадебный парк с разнообразными видами деревьев (в том числе въездная сосновая аллея, вязовая аллея у Большого дома) и сад.
Основа экспозиции Поленово – коллекция В. Д. Поленова и его семьи, которую составляют личные вещи художника, мебель, уникальные предметы старины и семейная библиотека. Включает также собрания древнегреческого и древнеегипетского искусства, оружия; русского, западноевропейского и восточного декоративно-прикладного искусства, в том числе изделия мастерских Абрамцево, среди которых авторские работы М. А. Врубеля, А. Я. Головина, Е. Д. Поленовой. Среди работ западноевропейских художников – такие раритеты, как «Мадонна Сиенской школы» (начало 14 в.) и «Борьба Иакова с Богом» П. Веронезе. Собрание русской живописи и графики, помимо работ самого Поленова, включает полотна его друзей по Академии художеств, Товариществу передвижных художественных выставок: И. Е. Репина, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова, Н. А. Ярошенко и др., а также учеников Поленова по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества: И. И. Левитана, К. А. Коровина, И. С. Остроухова; наиболее полные (среди российских музеев) собрания работ М. В. Якунчиковой и Е. М. Татевосяна. Наряду с ними в Поленово хранятся работы многих советских художников, чьё творчество было тесно связано с поленовскими местами: Н. П. Крымова, В. Н. Бакшеева, П. В. Кузнецова, участников содружества Кукрыниксы – П. Н. Крылова и Н. А. Соколова.
В музей-заповедник также входит церковь во имя Святой Троицы в селе Бёхово (1904–1906, по проекту В. Д. Поленова; освящена в 1907, закрыта в 1930-е гг., восстановлена в 1975–1985, в 1985–1990 – выставочный зал, с 1990 возобновлены богослужения), близ которой на кладбище погребены В. Д. Поленов, его жена и потомки.
В 2012 г. музею-заповеднику передано здание школы в селе Страхово (1911; по проекту В. Д. Поленова), где после капитального ремонта размещён Центр детского творчества.