Мешков Василий Никитич
Мешко́в Васи́лий Ники́тич [25.12.1867(6.1.1868), Елец, Орловской губернии, ныне Липецкой области – 26.11.1946, Москва], российский живописец и график; народный художник РСФСР (1943).
Рано осиротев, воспитывался сельским священником; в юности писал иконы в Задонском монастыре. Первые уроки рисования получил в Ельце у местного художника М. И. Горшкова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882–1889) у И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина, В. Е. Маковского и В. Д. Поленова и в Императорской Академии художеств (1889–1890) у П. П. Чистякова; награждался малыми (1886, 1887) и большой (1890) серебряными медалями. С начала 1890-х гг. жил и работал преимущественно в Москве; также путешествовал по стране – Ярославской, Костромской, Нижегородской, Черниговской, Харьковской губерниям, Крыму, Кавказу, в 1903–1904 гг. побывал во Франции. По рекомендации Поленова участвовал в рисовальных вечерах Абрамцевского художественного кружка. Член Московского товарищества художников (1893). Раннее творчество стилистически и тематически близко к позднему передвижничеству; автор жанровых картин («Зубоврачевание», 1891; «Вечерняя серенада», 1893, обе – Третьяковская галерея, Москва; «Ослепший художник», 1898, Русский музей, Санкт-Петербург), пейзажей («Трувиль. Франция», 1903, Третьяковская галерея), портретов («В. В. Мешков в детстве», Третьяковская галерея, «Портрет Завьялова», 1900-е гг., Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск).
Новый этап творчества Мешкова связан с периодом после 1917 г. Мастер сконцентрировался на портретном жанре, создав галерею образов современников: деятелей искусства (П. П. Чистякова, Л. В. Собинова, оба – уголь, сангина, 1917, и др.), политических деятелей и партийных руководителей СССР (В. Р. Менжинского, 1924, Русский музей; С. М. Будённого, 1927; М. И. Калинина, 1937, оба – Третьяковская галерея; И. В. Сталина, уголь, сангина, 1937–1938, Исторический музей, Москва), рабочих, красноармейцев. Портретам, большая часть которых выполнена углём и сангиной, свойственны реалистический подход, свобода и тонкий психологизм в интерпретации модели. Продолжил писать пейзажи («Вечер», этюд, 1939, Русский музей). Член объединения «Шестнадцать» («Группа 16», 1922–1928), Ассоциации художников революционной России (АХРР; с 1922).
Преподавал в собственной школе живописи и рисования в Москве (1892–1917), Вхутемасе (1922–1923), Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры (1937–1940); среди учеников – В. Н. Яковлев, Б. Н. Яковлев, П. М. Шухмин, Н. Б. Терпсихоров, а также сын художника, пейзажист В. В. Мешков.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1943).