Тег

Живописцы России

Живописцы России
Найденo 58 статей
Григорий Мусикийский. Конклюзия на престолонаследие. Миниатюра. 1717
ЖивописцыЖивописцы
Мусикийский Григорий Семёнович
Мусики́йский Григо́рий Семёнович (1670 или 1671 – после 1739), российский живописец. Основоположник русской портретной миниатюры на эмали (финифти). Работал в Москве в качестве живописца Оружейной палаты (1709), в Санкт-Петербурге (с 1711). Сохранилось 16 подписных произведений Мусикийского; около 10 миниатюр приписывается ему на основании стилистического анализа. Все портретные миниатюры Мусикийского (парные «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге», 1723; «Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге», 1724; оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург) соответствуют парадной иконографии жанра эпохи барокко. В мае 1735 г. Мусикийский привлекался к созданию панно и плафона Сенатского (Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий – исключительный пример работы мастера в качестве живописца-декоратора.
Живописцы
Пастернак Леонид Осипович
Пастерна́к Леони́д О́сипович (1862–1945), российский живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (1905). Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ; 1888–1901), член Московского общества любителей художеств (1888–1899), объединения «Мир искусства» (1901–1903), Союза русских художников (1903–1918; член-учредитель). В 1893 г. познакомился с Л. Н. Толстым, исполнил ряд его портретов («Л. Н. Толстой читает газету у лампы», 1901, Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва), иллюстрировал романы писателя («Война и мир», 1893). Автор жанровых композиций («Накануне экзаменов», 1895, Музей Орсе, Париж), портретов («А. Н. Скрябин за роялем», 1909, Музей-квартира А. Н. Скрябина, Москва). С 1921 г. жил в Берлине, с 1938 г. – в Великобритании. Среди учеников: Д. Д. Бурлюк, А. В. Куприн, А. А. Пластов, В. В. Хвостенко. Сыновья Пастернака – Б. Л. Пастернак и Александр Леонидович Пастернак (1893–1982).
Леонид Пастернак. Накануне экзаменов. 1895
Графики
Голицын Илларион Владимирович
Голи́цын Илларио́н Влади́мирович (1928–2007), российский график, живописец, заслуженный художник РСФСР (1980), народный художник РФ (1998). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1987), действительный член (1997) и член президиума Российской академии художеств (2002). Причисляется к направлению «тихая графика». Из рода князей Голицыных. Испытал влияние В. А. Фаворского. Много работал в сфере станковой гравюры; произведения Голицына отличаются строгостью, простотой и лиризмом художественного языка: «Утро у Фаворского» (1963), «В мастерской скульптора» («Осень»; 1968). Создавал карандашные рисунки, работы маслом, акварели, скульптуру. Государственная премия Российской Федерации (2003).
Илларион Голицын. Небо в мастерской. 2002
Живописцы
Штейнберг Эдуард Аркадьевич
Ште́йнберг Эдуа́рд Арка́дьевич (1937–2012), российский живописец, график, почётный член Российской академии художеств (2008). Представитель московского нонконформизма. В 1-й половине 1960-х гг. создавал произведения под влиянием русского символизма, с середины 1960-х гг. – под воздействием сюрреализма (И. Танги) и метафизической живописи (Дж. Моранди). С конца 1960-х гг. входил в «группу Сретенского бульвара», участвовал во всех значительных выставках неофициального искусства. В «белый метагеометрический период» (1970–1985) Штейнберг работал над абстрактными композициями из геометрических фигур: «Композиция (памяти Николая Фёдорова)» (1972, Третьяковская галерея, Москва). В «Деревенской серии» (1985–1990) обратился к национальной традиции: использовал композиционные приёмы иконописи, тёмный колорит вместо светлого («Зайцевы», 1986, Музей Висбадена). В поздних работах Штейнберг вернулся к «метагеометрии» («Композиция», 2001, частное собрание). В 1977 г. произведения Штейнберга были показаны на Венецианской биеннале.
Эдуард Штейнберг. Композиция. 1988
Живописцы
Ледантю Михаил Васильевич
Ледантю́ Михаи́л Васи́льевич (1891–1917), российский живописец, график, теоретик искусства. Участвовал в выставках «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913); воспринял идеи лучизма. Вместе с К. М. Зданевичем и И. М. Зданевичем открыл творчество Н. Пиросмани. Вместе с И. М. Зданевичем разработал концепцию «всёчества» – переработки всех стилей мирового искусства. В 1910-х гг. создавал картины в духе кубофутуризма («Портрет актёра», 1912, Ярославский художественный музей; «Сазандар», около 1913, Русский музей, Санкт-Петербург). Автор теоретических трактатов («Живопись всёков», 1914).
Михаил Ледантю. Сазандр. Ок. 1913
Живописцы
Булатов Эрик Владимирович
Була́тов Э́рик Влади́мирович (род. 1933), российский художник, график, книжный иллюстратор, представитель концептуального искусства и фотореализма, один из основоположников соц-арта. Почётный академик Высшей школы изобразительных искусств в Дрездене, почётный член Российской академии художеств (оба звания – 2008). В основе художественного метода Булатова лежит противопоставление картинной плоскости и картинного пространства. Наиболее известен «текстовыми» картинами («Вход – входа нет», 1974–1975, Центр Помпиду, Париж; «Живу – вижу I», 1982, частное собрание; и др.). Кавалер ордена Искусств и литературы (2015).
Эрик Булатов на открытии персональной выставки в театре «Мастерская П. Н. Фоменко». 2016
Живописцы
Шварцман Михаил Матвеевич
Шва́рцман Михаи́л Матве́евич (1926–1997), российский живописец, график, графический дизайнер, педагог. С 1960-х гг. активно работал в области плаката, книжной графики, промграфики. Главный художник графического сектора Специального художественно-конструкторского бюро лёгкой промышленности РСФСР (1966–1985), где при нём сложилась т. н. школа Шварцмана. С 1970 г. свои картины и рисунки называл «иературами», отличая их как от картин, так и от икон. Написанные преимущественно темперой беспредметные формы «иератур» образуют сбалансированные, но динамичные композиции («Полнолуние», 1972, Русский музей, Санкт-Петербург; «Иература прорыва», 1973–1975, Третьяковская галерея, Москва). Параллельно с живописными создавал графические «иературы», преимущественно организованные в циклы («Метаморфозы», 1970; «Устья», 1971).
Работы Михаила Шварцмана в экспозиции выставки «Вертограды Михаила Шварцмана» в Московском музее современного искусства
Скульпторы
Соков Леонид Петрович
Со́ков Леони́д Петро́вич (1941–2018), российский скульптор, живописец, график. Автор арт-объектов и инсталляций. Начинал как скульптор-анималист, работал для скульптурных комбинатов; с конца 1960-х гг. преимущественно создавал скульптуры из кованого железа, дерева («Чурбан», 1973, Третьяковская галерея, Москва). С 1973 г. участвовал в выставках художников-нонконформистов. В 1979 г. эмигрировал в США. Для творчества Сокова характерна ирония, основанная на изображении политических и культурных символов в псевдофольклорной, нарочито сниженной форме – например, с отсылкой к народной игрушке [«Хрущёв-неваляшка», 1983, Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси)] или к советскому китчу («Сталин и Мэрилин», 1986, собрание автора) – и позволяющая обозначить стиль Сокова как «политическую сказку» или «фольклорный поп-арт».
Леонид Соков. Серп и молот. Кинетический объект. 1990
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Общество московских художников
О́бщество моско́вских худо́жников (ОМХ), российское художественное объединение. Представляло московскую школу живописи рубежа 1920–1930-х гг. во всём разнообразии стилей и направлений. Возникло в 1927 г.; объединило бывших членов художественных обществ «Московские живописцы» (1924–1925, основано бывшими членами объединения «Бубновый валет»), «Маковец», «Бытие», «Крыло» (1926–1928; основано учениками А. А. Осмёркина), «Цех живописцев», «Четыре искусства», «Рост», «Жар-Цвет» и др. Творчество членов ОМХ оставалось в рамках традиционных жанров, среди которых преобладали пейзаж и натюрморт. Ликвидировано в 1932 г.
Каталог второй выставки Общества московских художников. Обложка. 1929
1
2
3
4
5