#Живописцы РоссииЖивописцы РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЖивописцы РоссииЖивописцы РоссииНайденo 59 статейЖивописцыЖивописцы Маковский Владимир ЕгоровичМако́вский Влади́мир Его́рович (1846–1920), российский живописец-передвижник, график, педагог, мастер жанровой живописи. Академик (1873), профессор (1892), действительный член (1893) и ректор (1895–1896) Императорской Академии художеств (ИАХ); действительный статский советник (1905). Крупнейший представитель критического реализма в русской живописи 19 в. В 1872–1918 гг. в качестве постоянного экспонента представил на выставках Товарищества передвижных художественных выставок более 550 произведений. Стремился к достоверному изображению реальности и человеческих типов, к психологической убедительности («В приёмной у доктора», 1870; «Посещение бедных», 1874; «Крах банка», 1881; все – Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ). Обращался к приёмам пленэрной живописи («Волжский цикл», 1890‑е гг.). Писал портреты (И. М. Прянишникова, 1883; коллекционера И. Е. Цветкова, 1890; Д. А. Ровинского, 1894, все – ГТГ). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882–1894) и в ИАХ (АХ; 1894–1918); среди учеников – А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов.Живописцы Мусикийский Григорий СемёновичМусики́йский Григо́рий Семёнович (1670 или 1671 – после 1739), российский живописец. Основоположник русской портретной миниатюры на эмали (финифти). Работал в Москве в качестве живописца Оружейной палаты (1709), в Санкт-Петербурге (с 1711). Сохранилось 16 подписных произведений Мусикийского; около 10 миниатюр приписывается ему на основании стилистического анализа. Все портретные миниатюры Мусикийского (парные «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге», 1723; «Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге», 1724; оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург) соответствуют парадной иконографии жанра эпохи барокко. В мае 1735 г. Мусикийский привлекался к созданию панно и плафона Сенатского (Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий – исключительный пример работы мастера в качестве живописца-декоратора.Творческие союзы, ассоциации, объединения Московский горком художников-графиковМосковский горком художников-графиков. Независимый профсоюз художников-графиков и фотографов, известный как Московский горком художников-графиков, играл важную роль в художественной жизни столицы в конце 1970-х – 1-й половине 1980-х гг. Так же назывался и его выставочный зал на Малой Грузинской улице, 28, – значимый центр неофициального искусства.Живописцы Пастернак Леонид ОсиповичПастерна́к Леони́д О́сипович (1862–1945), российский живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (1905). Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ; 1888–1901), член Московского общества любителей художеств (1888–1899), объединения «Мир искусства» (1901–1903), Союза русских художников (1903–1918; член-учредитель). В 1893 г. познакомился с Л. Н. Толстым, исполнил ряд его портретов («Л. Н. Толстой читает газету у лампы», 1901, Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва), иллюстрировал романы писателя («Война и мир», 1893). Автор жанровых композиций («Накануне экзаменов», 1895, Музей Орсе, Париж), портретов («А. Н. Скрябин за роялем», 1909, Музей-квартира А. Н. Скрябина, Москва). С 1921 г. жил в Берлине, с 1938 г. – в Великобритании. Среди учеников: Д. Д. Бурлюк, А. В. Куприн, А. А. Пластов, В. В. Хвостенко. Сыновья Пастернака – Б. Л. Пастернак и Александр Леонидович Пастернак (1893–1982).Графики Голицын Илларион ВладимировичГоли́цын Илларио́н Влади́мирович (1928–2007), российский график, живописец, заслуженный художник РСФСР (1980), народный художник РФ (1998). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1987), действительный член (1997) и член президиума Российской академии художеств (2002). Причисляется к направлению «тихая графика». Из рода князей Голицыных. Испытал влияние В. А. Фаворского. Много работал в сфере станковой гравюры; произведения Голицына отличаются строгостью, простотой и лиризмом художественного языка: «Утро у Фаворского» (1963), «В мастерской скульптора» («Осень»; 1968). Создавал карандашные рисунки, работы маслом, акварели, скульптуру. Государственная премия Российской Федерации (2003).Живописцы Штейнберг Эдуард АркадьевичШте́йнберг Эдуа́рд Арка́дьевич (1937–2012), российский живописец, график, почётный член Российской академии художеств (2008). Представитель московского нонконформизма. В 1-й половине 1960-х гг. создавал произведения под влиянием русского символизма, с середины 1960-х гг. – под воздействием сюрреализма (И. Танги) и метафизической живописи (Дж. Моранди). С конца 1960-х гг. входил в «группу Сретенского бульвара», участвовал во всех значительных выставках неофициального искусства. В «белый метагеометрический период» (1970–1985) Штейнберг работал над абстрактными композициями из геометрических фигур: «Композиция (памяти Николая Фёдорова)» (1972, Третьяковская галерея, Москва). В «Деревенской серии» (1985–1990) обратился к национальной традиции: использовал композиционные приёмы иконописи, тёмный колорит вместо светлого («Зайцевы», 1986, Музей Висбадена). В поздних работах Штейнберг вернулся к «метагеометрии» («Композиция», 2001, частное собрание). В 1977 г. произведения Штейнберга были показаны на Венецианской биеннале.Живописцы Ледантю Михаил ВасильевичЛедантю́ Михаи́л Васи́льевич (1891–1917), российский живописец, график, теоретик искусства. Участвовал в выставках «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913); воспринял идеи лучизма. Вместе с К. М. Зданевичем и И. М. Зданевичем открыл творчество Н. Пиросмани. Вместе с И. М. Зданевичем разработал концепцию «всёчества» – переработки всех стилей мирового искусства. В 1910-х гг. создавал картины в духе кубофутуризма («Портрет актёра», 1912, Ярославский художественный музей; «Сазандар», около 1913, Русский музей, Санкт-Петербург). Автор теоретических трактатов («Живопись всёков», 1914).Живописцы Булатов Эрик ВладимировичБула́тов Э́рик Влади́мирович (род. 1933), российский художник, график, книжный иллюстратор, представитель концептуального искусства и фотореализма, один из основоположников соц-арта. Почётный академик Высшей школы изобразительных искусств в Дрездене, почётный член Российской академии художеств (оба звания – 2008). В основе художественного метода Булатова лежит противопоставление картинной плоскости и картинного пространства. Наиболее известен «текстовыми» картинами («Вход – входа нет», 1974–1975, Центр Помпиду, Париж; «Живу – вижу I», 1982, частное собрание; и др.). Кавалер ордена Искусств и литературы (2015).Живописцы Шварцман Михаил МатвеевичШва́рцман Михаи́л Матве́евич (1926–1997), российский живописец, график, графический дизайнер, педагог. С 1960-х гг. активно работал в области плаката, книжной графики, промграфики. Главный художник графического сектора Специального художественно-конструкторского бюро лёгкой промышленности РСФСР (1966–1985), где при нём сложилась т. н. школа Шварцмана. С 1970 г. свои картины и рисунки называл «иературами», отличая их как от картин, так и от икон. Написанные преимущественно темперой беспредметные формы «иератур» образуют сбалансированные, но динамичные композиции («Полнолуние», 1972, Русский музей, Санкт-Петербург; «Иература прорыва», 1973–1975, Третьяковская галерея, Москва). Параллельно с живописными создавал графические «иературы», преимущественно организованные в циклы («Метаморфозы», 1970; «Устья», 1971).Скульпторы Соков Леонид ПетровичСо́ков Леони́д Петро́вич (1941–2018), российский скульптор, живописец, график. Автор арт-объектов и инсталляций. Начинал как скульптор-анималист, работал для скульптурных комбинатов; с конца 1960-х гг. преимущественно создавал скульптуры из кованого железа, дерева («Чурбан», 1973, Третьяковская галерея, Москва). С 1973 г. участвовал в выставках художников-нонконформистов. В 1979 г. эмигрировал в США. Для творчества Сокова характерна ирония, основанная на изображении политических и культурных символов в псевдофольклорной, нарочито сниженной форме – например, с отсылкой к народной игрушке [«Хрущёв-неваляшка», 1983, Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси)] или к советскому китчу («Сталин и Мэрилин», 1986, собрание автора) – и позволяющая обозначить стиль Сокова как «политическую сказку» или «фольклорный поп-арт». 12345