Тег

Живописцы России

Живописцы России
Найденo 56 статей
Леонид Пастернак. Накануне экзаменов. 1895
ЖивописцыЖивописцы
Пастернак Леонид Осипович
Пастерна́к Леони́д О́сипович (1862–1945), российский живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (1905). Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ; 1888–1901), член Московского общества любителей художеств (1888–1899), объединения «Мир искусства» (1901–1903), Союза русских художников (1903–1918; член-учредитель). В 1893 г. познакомился с Л. Н. Толстым, исполнил ряд его портретов («Л. Н. Толстой читает газету у лампы», 1901, Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва), иллюстрировал романы писателя («Война и мир», 1893). Автор жанровых композиций («Накануне экзаменов», 1895, Музей Орсе, Париж), портретов («А. Н. Скрябин за роялем», 1909, Музей-квартира А. Н. Скрябина, Москва). С 1921 г. жил в Берлине, с 1938 г. – в Великобритании. Среди учеников: Д. Д. Бурлюк, А. В. Куприн, А. А. Пластов, В. В. Хвостенко. Сыновья Пастернака – Б. Л. Пастернак и Александр Леонидович Пастернак (1893–1982).
Графики
Голицын Илларион Владимирович
Голи́цын Илларио́н Влади́мирович (1928–2007), российский график, живописец, заслуженный художник РСФСР (1980), народный художник РФ (1998). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1987), действительный член (1997) и член президиума Российской академии художеств (2002). Причисляется к направлению «тихая графика». Из рода князей Голицыных. Испытал влияние В. А. Фаворского. Много работал в сфере станковой гравюры; произведения Голицына отличаются строгостью, простотой и лиризмом художественного языка: «Утро у Фаворского» (1963), «В мастерской скульптора» («Осень»; 1968). Создавал карандашные рисунки, работы маслом, акварели, скульптуру. Государственная премия Российской Федерации (2003).
Илларион Голицын. Небо в мастерской. 2002
Живописцы
Штейнберг Эдуард Аркадьевич
Ште́йнберг Эдуа́рд Арка́дьевич (1937–2012), российский живописец, график, почётный член Российской академии художеств (2008). Представитель московского нонконформизма. В 1-й половине 1960-х гг. создавал произведения под влиянием русского символизма, с середины 1960-х гг. – под воздействием сюрреализма (И. Танги) и метафизической живописи (Дж. Моранди). С конца 1960-х гг. входил в «группу Сретенского бульвара», участвовал во всех значительных выставках неофициального искусства. В «белый метагеометрический период» (1970–1985) Штейнберг работал над абстрактными композициями из геометрических фигур: «Композиция (памяти Николая Фёдорова)» (1972, Третьяковская галерея, Москва). В «Деревенской серии» (1985–1990) обратился к национальной традиции: использовал композиционные приёмы иконописи, тёмный колорит вместо светлого («Зайцевы», 1986, Музей Висбадена). В поздних работах Штейнберг вернулся к «метагеометрии» («Композиция», 2001, частное собрание). В 1977 г. произведения Штейнберга были показаны на Венецианской биеннале.
Эдуард Штейнберг. Композиция. 1988
Живописцы
Ледантю Михаил Васильевич
Ледантю́ Михаи́л Васи́льевич (1891–1917), российский живописец, график, теоретик искусства. Участвовал в выставках «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913); воспринял идеи лучизма. Вместе с К. М. Зданевичем и И. М. Зданевичем открыл творчество Н. Пиросмани. Вместе с И. М. Зданевичем разработал концепцию «всёчества» – переработки всех стилей мирового искусства. В 1910-х гг. создавал картины в духе кубофутуризма («Портрет актёра», 1912, Ярославский художественный музей; «Сазандар», около 1913, Русский музей, Санкт-Петербург). Автор теоретических трактатов («Живопись всёков», 1914).
Михаил Ледантю. Сазандр. Ок. 1913
Живописцы
Булатов Эрик Владимирович
Була́тов Э́рик Влади́мирович (род. 1933), российский художник, график, книжный иллюстратор, представитель концептуального искусства и фотореализма, один из основоположников соц-арта. Почётный академик Высшей школы изобразительных искусств в Дрездене, почётный член Российской академии художеств (оба звания – 2008). В основе художественного метода Булатова лежит противопоставление картинной плоскости и картинного пространства. Наиболее известен «текстовыми» картинами («Вход – входа нет», 1974–1975, Центр Помпиду, Париж; «Живу – вижу I», 1982, частное собрание; и др.). Кавалер ордена Искусств и литературы (2015).
Эрик Булатов на открытии персональной выставки в театре «Мастерская П. Н. Фоменко». 2016
Живописцы
Шварцман Михаил Матвеевич
Шва́рцман Михаи́л Матве́евич (1926–1997), российский живописец, график, графический дизайнер, педагог. С 1960-х гг. активно работал в области плаката, книжной графики, промграфики. Главный художник графического сектора Специального художественно-конструкторского бюро лёгкой промышленности РСФСР (1966–1985), где при нём сложилась т. н. школа Шварцмана. С 1970 г. свои картины и рисунки называл «иературами», отличая их как от картин, так и от икон. Написанные преимущественно темперой беспредметные формы «иератур» образуют сбалансированные, но динамичные композиции («Полнолуние», 1972, Русский музей, Санкт-Петербург; «Иература прорыва», 1973–1975, Третьяковская галерея, Москва). Параллельно с живописными создавал графические «иературы», преимущественно организованные в циклы («Метаморфозы», 1970; «Устья», 1971).
Работы Михаила Шварцмана в экспозиции выставки «Вертограды Михаила Шварцмана» в Московском музее современного искусства
Скульпторы
Соков Леонид Петрович
Со́ков Леони́д Петро́вич (1941–2018), российский скульптор, живописец, график. Автор арт-объектов и инсталляций. Начинал как скульптор-анималист, работал для скульптурных комбинатов; с конца 1960-х гг. преимущественно создавал скульптуры из кованого железа, дерева («Чурбан», 1973, Третьяковская галерея, Москва). С 1973 г. участвовал в выставках художников-нонконформистов. В 1979 г. эмигрировал в США. Для творчества Сокова характерна ирония, основанная на изображении политических и культурных символов в псевдофольклорной, нарочито сниженной форме – например, с отсылкой к народной игрушке [«Хрущёв-неваляшка», 1983, Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси)] или к советскому китчу («Сталин и Мэрилин», 1986, собрание автора) – и позволяющая обозначить стиль Сокова как «политическую сказку» или «фольклорный поп-арт».
Леонид Соков. Серп и молот. Кинетический объект. 1990
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Общество московских художников
О́бщество моско́вских худо́жников (ОМХ), российское художественное объединение. Представляло московскую школу живописи рубежа 1920–1930-х гг. во всём разнообразии стилей и направлений. Возникло в 1927 г.; объединило бывших членов художественных обществ «Московские живописцы» (1924–1925, основано бывшими членами объединения «Бубновый валет»), «Маковец», «Бытие», «Крыло» (1926–1928; основано учениками А. А. Осмёркина), «Цех живописцев», «Четыре искусства», «Рост», «Жар-Цвет» и др. Творчество членов ОМХ оставалось в рамках традиционных жанров, среди которых преобладали пейзаж и натюрморт. Ликвидировано в 1932 г.
Каталог второй выставки Общества московских художников. Обложка. 1929
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Новое общество живописцев
Но́вое о́бщество живопи́сцев, российское художественное объединение в Москве (действовало в 1921–1924). В 1922 г. состоялась единственная выставка, её участники: С. Я. Адливанкин, А. М. Глускин, А. М. Нюренберг, М. С. Перуцкий, Н. Н. Попов и Г. Г. Ряжский. Общество выступало против конструктивизма, производственничества и крайностей авангарда, стремясь к возрождению станковой предметной живописи.
Самуил Адливанкин. Трамвай «Б». 1922
Живописцы
Иванов Александр Андреевич
Ива́нов Алекса́ндр Андре́евич (1806–1858), российский живописец, академик Императорской Академии художеств (1836). Виднейший представитель классицизма 1-й половины 19 в. в России. С 1830 г. пенсионер Общества поощрения художников в Риме. Автор грандиозного по замыслу и размерам полотна «Явление Христа народу» и более 400 этюдов к нему, ряда работ на мифологические и библейские сюжеты: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831–1834, картина не окончена), акварельные «Протобиблейские» и «Библейские» эскизы (2-я половина 1840-х – 1850-е гг., все – Третьяковская галерея, Москва) и др.
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
1
2
3
4
5