Майков Аполлон Николаевич
Ма́йков Аполло́н Никола́евич [23.5(4.6).1821, Москва – 8(20).3.1897, Санкт-Петербург], русский поэт, член-корреспондент Петербургской академии наук (1853).
Из старинного дворянского рода. Брат Валериана Николаевича Майкова и Леонида Николаевича Майкова. Окончил Санкт-Петербургский университет (1841). В 1841 г. поступил на службу в Департамент Государственного казначейства в Санкт-Петербурге. Получив пособие от императора Николая I, в 1842–1844 гг. путешествовал по Европе (Франция, Италия, Германия, Чехия), слушал лекции в Сорбонне. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1844 г. служил в Румянцевском музее, с 1852 г. – в Санкт-Петербургском комитете иностранной цензуры (с 1875 возглавлял его). Тайный советник (1888).
Дебютировал в печати стихотворением «Орёл» («Библиотека для чтения», 1835, т. 9). В 1842 г. вышел первый сборник А. Н. Майкова – «Стихотворения», – принёсший ему громкий успех. Особенно высоко оценивались критикой (в том числе В. Г. Белинским) стихотворения Майкова «в антологическом роде», представлявшие идиллический образ античности преимущественно в пейзажной лирике, где Майков стремился выразить «языческое» переживание природы, населённой мифологическими существами. В первых своих поэмах («Две судьбы», 1845; «Машенька», 1846), обратившись к критике современных характеров и социальных конфликтов, Майков обнаружил сочувствие тенденциям натуральной школы, но вскоре решительно от них отошёл. В поэтическом сборнике «Очерки Рима» (1847) вернулся к антологической лирике, рисуя сценки из жизни современной Италии на фоне «вечного города», в сопоставлении с миром классической древности. В драматической поэме «Три смерти» (1851, опубликована в 1857) на примере гибели трёх лучших представителей Рима времён Нерона показана обречённость языческого мира в целом. Конфликт язычества и христианства, ставший одной из главных тем в творчестве Майкова, наиболее полное воплощение получил в лирической драме «Два мира», опубликованной в 1882 г. и тогда же отмеченной первой Пушкинской премией.
Консерватизм А. Н. Майкова возрос в период Крымской войны 1853–1856 гг. (поэтический сборник «1854-й год», 1855). В России он теперь видел оппонента и в то же время преемницу Европы, отрёкшейся от христианства и вставшей на путь богоборчества (стихотворение «Клермонтский собор», 1854). Это предопределило сближение Майкова со славянофилами, а также с Ф. М. Достоевским, Н. Н. Страховым и другими идеологами почвенничества. В поэзии Майкова большое место занимают стихотворения на темы русской истории, трактуемой в государственно-патриотическом ключе («Кто он?», 1842; «В Городце в 1263 году», 1878; «У гроба Грозного», 1888, и др.). Его занимают проблемы старообрядчества (поэма «Странник», 1867), парадоксальные отношения внутренней близости и внешнего конфликта в сменяющихся поколениях русского дворянства (поэма «Княжна***», 1878). Однако, несмотря на резкую определённость религиозных и политических взглядов Майкова, современники воспринимали его прежде всего как служителя «чистого искусства» (наряду с А. А. Фетом и Я. П. Полонским), преданного идеалам классической красоты и ясности и далёкого от житейской прозы. Этому способствовала весомость антологической лирики в его творчестве, а также стихотворения Майкова о русской природе, многие из которых ещё при жизни автора стали хрестоматийными («Ласточки», 1856; «Весна! Выставляется первая рама…», «Летний дождь», оба – 1858, и др.).
Майкову принадлежат одно из известнейших поэтических переложений «Слова о полку Игореве» (1866–1870), переводы чешских, сербских и новогреческих песен.