#Искусство рубежа 19–20 вв.
Искусство рубежа 19–20 вв.
Тег

Искусство рубежа 19–20 вв.

Искусство рубежа 19–20 вв.
Найденo 12 статей
Живописцы
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Петро́в-Во́дкин Кузьма́ Серге́евич (1878−1939), российский живописец, рисовальщик, сценограф, педагог, писатель; заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Ранние работы созданы в духе символизма («Сон», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ). Член объединения «Мир искусства» (с 1910). Показанная на выставке объединения картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ) имела большой успех и стала квинтэссенцией стиля художника. Под воздействием древнерусской иконописи и живописи Возрождения мастер разработал особый способ построения композиционного пространства при помощи т. н. сферической перспективы (совмещение видов сверху и сбоку) и особого колорита, базирующегося на взаимодействии трёх основных цветов. В искусстве Петрова-Водкина выработался набор устойчивых мотивов: материнства («Мать», 1913, ГТГ), смерти («На линии огня», 1916, ГРМ), семьи («За самоваром», 1926, ГТГ) и др. В 1917 г. работал в организованной М. Горьким Комиссии по вопросам искусства при Временном правительстве; оформлял празднества в честь 1-й годовщины Октябрьской революции в Петрограде (1918), писал работы на темы революции: «1918 год в Петрограде» (1920, ГТГ), «Смерть комиссара» (ГРМ, 1928). Автор портретов (А. А. Ахматовой, 1922, ГРМ) и натюрмортов («Розовый натюрморт. Ветка яблони», 1918, ГТГ). Среди театральных работ – декорации к постановке пьесы П.-О. де Бомарше «Женитьба Фигаро» (1935, режиссёр В. Ф. Дудин, петроградский Государственный академический театр драмы, ныне Александринский театр). Автор автобиографических повестей («Самаркандия. Из путевых набросков 1921 года», 1923, и др.), пьес. Один из инициаторов перестройки художественного образования в 1917 г.
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1918
Живописцы
Иванов Сергей Васильевич (живописец)
Ивано́в Серге́й Васи́льевич (1864–1910), российский живописец и график. Действительный член Императорской Академии художеств (1905). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1889–1903) и Союза русских художников (с 1903, один из организаторов). Автор остросоциальных, эмоциональных произведений на темы крестьянской жизни («В дороге. Смерть переселенца», 1889, Третьяковская галерея, Москва; далее – ГТГ), Революции 1905–1907 гг. («Расстрел демонстрации в 1905 г.», 1905, Центральный музей современной истории России, Москва), русской истории («Приезд иностранцев в Москву XVII столетия», 1901, ГТГ).
Сергей Иванов. Семья. 1907
Живописцы
Поленов Василий Дмитриевич
Поле́нов Васи́лий Дми́триевич (1844–1927), российский живописец, рисовальщик, педагог, сценограф; академик (1876), профессор (1892) и действительный член (1893) Императорской Академии художеств; народный художник Республики (1926). Один из ведущих художников России 2-й половины 19 – начала 20 вв., реформатор пейзажа, внёсший европейские традиции пленэризма в русскую реалистическую живопись. Много занимался просветительской деятельностью, верил в просветительскую миссию искусства. Член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ; 1891–1913 – член совета) и совета Третьяковской галереи в Москве (1916–1918). Автор картин «Московский дворик», «Бабушкин сад» (обе – 1878, Третьяковская галерея), «Христос и грешница» (1887, доработана в 1888, Русский музей, Санкт-Петербург), цикла «Из жизни Христа» (1899–1900-е гг.).
Василий Поленов. Московский дворик. 1878
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Розовый салон» Марианны Верёвкиной
«Ро́зовый сало́н» Мариа́нны Верёвкиной, художественный и литературный клуб, устроенный М. В. Верёвкиной в их с А. Г. Явленским мюнхенской квартире (по улице Гизелештрасе, дом 23). Существовал приблизительно с 1896 по 1900-е гг. Верёвкина выступала как организатор и теоретик сообщества. В салоне обсуждались актуальные тенденции в культуре и искусстве, проходили лекции о современной живописи, новаторских приёмах в ней и других проблемах художественного творчества. Участниками клуба были сокурсники Явленского из школы А. Ажбе (В. В. Кандинский, Г. Мюнтер, Ф. Марк, А. Макке), его посещали В. А. Серов, В. Э. Борисов-Мусатов, С. П. Дягилев, А. П. Павлова и др. В «Розовом салоне» родилась идея Нового объединения художников Мюнхена, ставшего предвестником объединения «Синий всадник».
Эрма Босси. Портрет мадам Верёвкиной. Ок. 1910
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Неорусский стиль
Неору́сский стиль, направление в русской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца 19 – начала 20 вв. в рамках стиля модерн, основанное на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства. Возник в Абрамцевском художественном кружке. В отличие от русского стиля, ориентированного на образцы 16–17 вв. («царского периода»), опирался на более широкий круг прообразов, включивший домонгольское зодчество, а также деревянную архитектуру Русского Севера. Отличался и метод работы с формальными источниками, которые не цитировались и не копировались буквально, а использовались как стимул для создания вполне самостоятельных форм: «русскими» оказывались не детали архитектуры, а образы – подчёркнуто театрализованные, эпические, а подчас гротескные и гипертрофированные. До 1917 г. в неорусском стиле систематически работали А. В. Щусев, В. А. Покровский, И. Е. Бондаренко, А. П. Аплаксин и др. После 1917 г. продолжил бытование в церковном строительстве русской эмиграции.
Алексей Щусев. Собор Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители. 1908–1912
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Салонное искусство
Сало́нное иску́сство, консервативное направление в художественной культуре Европы и Америки 19 – начала 20 вв. Название получило благодаря поддержке его официальным жюри парижских Салонов. Расцвет салонного искусства во Франции приходится на годы Второй империи; среди виднейших мастеров салонного искусства второй половины 19 в. – Т. Кутюр, А. Кабанель, В. Бугро, Ж.-Л. Жером и др. Наиболее предпочитаемые жанры салонного искусства – мифологический и аллегорический; широкое распространение получил салонный портрет. Салонное искусство стало одним из предшественников массовой культуры 20 в.
Жан-Леон Жером. Пигмалион и Галатея. Ок. 1890
Живописцы
Рябушкин Андрей Петрович
Ря́бушкин Андре́й Петро́вич (1861–1904), российский живописец и график. Сын и ученик иконописца П. В. Рябушкина. Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (с 1892), объединения «Мир искусства» (1901–1903), член Общества художников исторической живописи в Москве (с 1895). Автор красочных жанровых картин, посвящённых преимущественно праздничной стороне крестьянского быта («Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии», 1891, Русский музей, Санкт-Петербург), а также жизни Москвы 17 в. («Русские женщины XVII столетия в церкви», 1899, Третьяковская галерея, Москва). Также создал картоны для мозаик храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (1896–1898), иллюстрировал русские былины и др.
Андрей Рябушкин. Московская улица в праздничный день. 1895
Архитекторы, градостроители
Лаченс Эдвин
Ла́ченс Э́двин (1869–1944), английский архитектор. Президент Королевской академии художеств (с 1938). В 1890-х – начале 1900-х гг. – загородные резиденции в русле национального романтизма (Динери-Гарден в Беркшире, 1899–1902) и под влиянием стиля модерн (дом Оверстранд-холл в Норфолке, 1899–1901). С середины 1900-х гг. – поворот к неоклассицизму: проекты центра «пригорода-сада Хемпстед» на северо-востоке Лондона (1908–1911), Мемориала полка Ранд в виде триумфальной арки в Йоханнесбурге (1911). Архитектор Планировочной комиссии Дели для разработки генплана новой столицы Британской Индии Нью-Дели (1912); реализован дворец вице-короля (1912–1930; ныне дворец президента Индии «Раштрапати Бхаван») и др. Архитектор Комиссии имперских военных захоронений (с 1917): мемориал погибшим в Первой мировой войне «Кенотаф» в Лондоне (1919–1920) и др. В 1920–1930-х гг. – проекты построек в русле неоклассицизма. С 1929 г. работал над проектом католического собора Ливерпуля (реализована только крипта, 1933–1940).
Эдвин Ландсир. Мемориал пропавшим без вести на Сомме, Тьепваль, Франция. 1927–1932
Живописцы
Ларсон Карл
Ла́рсон Карл (1853–1919), шведский живописец, график. Один из организаторов Художественного союза Швеции (1886). Монументальная живопись (аллегорический триптих «Ренессанс», «Рококо», «Современное искусство», 1888–1889, Художественный музей, Гётеборг; фрески в здании Национального музея в Стокгольме, 1891–1896, и др.) свидетельствует о различных влияниях – от итальянского кватроченто до модерна, пейзажная – отличается светлым колоритом, тонкой нюансировкой цвета, непринуждённостью композиции («Художник. Зимний пейзаж», 1886, Национальный музей, Стокгольм). Создавал серии акварелей, изданных затем в виде книг («Моя семья», 1895; «Дом», 1899, и др.). Получив в наследство коттедж в Сундборне (1888), перестроил и создал его убранство по собственным эскизам (превращён в музей Ларсона в 1942). Жена – живописец Карин Бегрё (1859–1928).
Карл Ларсон. Ловля раков. Из серии «Дом». 1895
1
2