Прахов Адриан Викторович
Пра́хов Адриа́н Ви́кторович [4(16).3.1846, Мстиславль Могилёвской губернии, ныне Могилёвская область, Республика Беларусь – 1(14).5.1916, Ялта Таврической губернии, ныне Республика Крым], российский историк искусства, востоковед, реставратор, художественный критик; тайный советник (1910).
Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1867), одновременно посещал занятия в Императорской Академии художеств, копировал картины старых мастеров в Эрмитаже. В 1867–1873 гг. находился в командировке в ряде стран Европы с целью ознакомления с постановкой преподавания истории искусств; в 1881–1882 гг. посетил Египет и страны Ближнего Востока. В 1871 г. защитил магистерскую диссертацию «Исследования по истории греческого искусства», в 1880 г. – докторскую диссертацию «Критические наблюдения над формами изящных искусств. Зодчество Древнего Египта». Автор трудов по истории античного искусства и архитектуры. Действительный член Императорского Русского археологического общества (1874), Германского археологического института в Риме. Один из инициаторов создания в 1895 г. Русского археологического института в Константинополе (Стамбуле).
В 1881 г. по приглашению графа А. С. Уварова участвовал в разработке интерьеров Исторического музея в Москве (1881). Основной заслугой Прахова стало историко-археологическое изучение храмов Киева: под его наблюдением были раскрыты фрески Кирилловской церкви (1881–1882), Софийского собора (1884) и собора Киевского Златоверхого монастыря (1887). Прахов создавал их тщательные копии (частично изданы в 1883). С точки зрения научной реставрации деятельность Прахова в Кирилловской церкви оценивается неоднозначно: в стремлении воссоздать целостный цикл росписей утраченные фрагменты дописывались в масляной технике, а некоторые сцены и вовсе написаны заново (к этой работе Прахов привлёк М. А. Врубеля). Использование Праховым технологии консервации фресок особым лаком привело к утрате свойственной им матовой поверхности. В 1885 г. Прахову было поручено руководство работами по отделке и убранству Владимирского собора в Киеве. Он поручил росписи В. М. Васнецову и М. В. Нестерову, создавших там новый стиль русского церковного искусства, утвердившийся в конце 19 – начале 20 вв.
Автор проектов мраморного иконостаса Кирилловской церкви в Киеве (1884–1885), раки для мощей святителя Феодосия (Углицкого) в Чернигове (1896) и др. В 1886 г. исследовал древние храмы Волыни.
Редактор и автор художественного отдела журнала «Пчела» (1875–1878; издавался в Санкт-Петербурге), где выступал как публицист (под псевдонимом Профан) с либеральных позиций. Начиная с 1880-х гг. изменил взгляды на консервативно-охранительские, печатался в журнале «Художественные сокровища России» (1904–1907, издавался в Санкт-Петербурге), входил в редакционную коллегию журнала «Светильник» (1913–1915, издавался в Москве). Находился в дружеских отношениях с И. Е. Репиным и С. И. Мамонтовым, участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка.
Доцент (1873–1884), экстраординарный (1884–1887), ординарный (1887–1898) и заслуженный ординарный (1898–1916) профессор по кафедре теории и истории искусств историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета (1873–1887, 1897–1916; вёл занятия до 1905) и Университета Святого Владимира в Киеве (1887–1897). Преподавал также в Академии художеств (1875–1887), читал курсы по истории искусства на Бестужевских курсах (1900–1907).
Был награждён орденами Святого Станислава 1-й степени (1907), Святой Анны 1-й степени, Святого Владимира 2-й степени (1913) и др.
Был женат (с 1865) на Эмилии Львовне (Эмилии Марии Клементине), урождённой Лестель (1849–1927), пианистке, выпускнице Санкт-Петербургской консерватории, ученице Ф. Листа.
Похоронен на Аутском кладбище в Ялте (могила утрачена).
Сын – Николай Адрианович (1873–1957), искусствовед (печатался у отца в журнале «Художественные сокровища России»), мастер декоративно-прикладного искусства, живописец-монументалист, один из основателей Ассоциации художников Червонной Украины.