Живописцы

Живописцы

Мастера эпохи модерна

Мастера эпохи модерна
Николай Рерих. Город строят. 1902

Рерих Николай КонстантиновичРерих Николай Константинович

Ре́рих Никола́й Константи́нович (1874–1947), российский живописец, сценограф, археолог, общественный деятель, писатель. Член Союза русских художников (с 1903) и объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1915). С конца 1890-х гг. писал картины преимущественно на темы славянской языческой древности, древнерусских преданий: «Гонец. "Восста род на род"» (1897), «Заморские гости» (1901; все – Третьяковская галерея, Москва) и др.; также виды древнерусской архитектуры. Оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева. Произведения Рериха чаще всего воссоздают суровые и величественные пейзажи. В 1910-е гг. Рерих вместе с женой, Еленой Ивановной Рерих, обратился к изучению культуры и мистики Востока; с 1923 г. жил в Индии. С 1920-х гг. занимался обширной просветительской и общественной деятельностью. В 1954 г. на основе Пакта Рериха в Гааге принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.
Валентин Серов. Портрет княгини О. К. Орловой. 1911

Серов Валентин АлександровичСеров Валентин Александрович

Серо́в Валенти́н Алекса́ндрович (1865–1911), российский живописец, график, сценограф. Большое влияние на Серова оказали живопись старых мастеров, дружба с М. А. Врубелем и К. А. Коровиным и творческая атмосфера Абрамцевского художественного кружка. В ранних картинах Серова влияние импрессионизма ощущается в пейзажах и портретах, использующих приёмы пленэрной живописи («Девочка с персиками», 1887). С конца 1880-х гг. портрет, ставший основным жанром в творчестве Серова, приобрёл новые психологические черты (М. Н. Ермолова, 1905). Излюбленные модели Серова – артисты, художники, композиторы, писатели (И. И. Левитан, 1893; Н. С. Лесков, 1894; Н. А. Римский-Корсаков, 1898). Серов писал камерные детские портреты, наделённые душевной непосредственностью («Мика Морозов», 1901, все – Третьяковская галерея, Москва); занимался также скульптурой. Театральные работы Серова немногочисленны (афиша, изображающая А. П. Павлову в балете «Сильфида», 1909; занавес для балета «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, 1910).
Василий Кандинский. Москва. Красная площадь. 1916

Кандинский Василий ВасильевичКандинский Василий Васильевич

Канди́нский Васи́лий Васи́льевич (1866–1944), живописец, гравёр, сценограф, мастер прикладного искусства, теоретик искусства, поэт; одна из ключевых фигур культуры 20 в. Представитель экспрессионизма, один из пионеров абстрактного искусства. Жил и работал в Мюнхене и Мурнау (1896–1914), Москве (1915–1921), Веймаре, Дессау и Берлине (1922–1933), Нёйи-сюр-Сен (с конца 1933). Соучредитель Нового объединения художников Мюнхена (1909), объединения «Синий всадник» (1911). Работал в Институте художественной культуры (1920–1921), один из учредителей и вице-президент Российской академии художественных наук (1921). Преподавал в Баухаусе (1922–1933). Совместно с композиторами Ф. А. Гартманом, А. Шёнбергом развивал идеи синтетического искусства (опера «Жёлтый звук», 1912). В 1910-х гг. сформировал типологию собственных произведений («импрессии», «импровизации», «композиции»), отмечавшую характер творческого импульса: от первичной рефлексии реального визуального впечатления до реализации отвлечённого интеллектуального замысла («Композиция VII», 1913, Третьяковская галерея). Автор книг «О духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (1918), «Точка и линия на плоскости» (1926).
Константин Сомов. Автопортрет. 1909

Сомов Константин АндреевичСомов Константин Андреевич

Со́мов Константи́н Андре́евич (1869–1939), российский живописец и график. Сын Андрея Ивановича Сомова. В юности познакомился с А. Н. Бенуа, В. Ф. Нувелем и Д. В. Философовым, позднее – с Л. С. Бакстом, Е. Е. Лансере и С. П. Дягилевым; стал одним из основателей объединения «Мир искусства» и одноимённого журнала. Испытав влияние графиков европейского модерна (О. Бёрдсли, Т. Т. Хейне и др.), также «галантного жанра» французского рококо, Сомов во многом определил формирование «мирискуснического» ретроспективизма («Эхо прошедшего времени», акварель, гуашь, 1903, Третьяковская галерея, Москва; «Осмеянный поцелуй», 1908, Русский музей, Санкт-Петербург). В портретных работах Сомова точность характеристики модели иногда сочетается с типичной для модерна идеей портрета-маски [«Дама в голубом» (портрет Е. М. Мартыновой), 1897–1900, Третьяковская галерея]. C мая 1925 г. жил во Франции.
Феофан Грек. Христос Пантократор. Купол церкви Спаса на Ильине улице, Великий Новгород. 1378
Живописцы
Живописцы

Феофан Грек

Феофан Грек
Феофа́н Грек, византийский художник, работавший на Руси во 2-й половине 14 – начале 15 вв. Единственное несомненное уцелевшее произведение Феофана Грека – фрески в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Живопись Феофана Грека в кругу поздневизантийского искусства представляет собой оригинальное, едва ли не уникальное явление. Созданные им образы далеки от привычной византийской физиогномики, всегда базирующейся на красоте классического типа. Феофану Греку приписывают ряд икон и одну русскую рукопись с миниатюрами и орнаментами – знаменитое Евангелие Хитрово (начала 15 в., РГБ). Важнейшие среди икон – двусторонняя Донская икона Божией Матери с «Успением» на обороте (ГТГ), иконы из деисуса в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля (Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостол Павел и др.), «Преображение» из ГТГ и др.

Российские авангардисты

Российские авангардисты
Михаил Ларионов. Петух (лучистый этюд). 1912

Ларионов Михаил ФёдоровичЛарионов Михаил Фёдорович

Ларио́нов Михаи́л Фёдорович (1881–1964), российский живописец, график, сценограф, теоретик искусства. Раннее творчество в духе импрессионизма («Акации весной», 1904, Русский музей, Санкт-Петербург, и др.). В 1907–1912 гг. перешёл к неопримитивизму, создавая работы в духе лубка и вывески («Отдыхающий солдат», 1911, Третьяковская галерея, Москва, и др.). Мастер раннего русского авангардизма, один из организаторов московских выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Участник выставок Союза русских художников (1906–1907), журнала «Золотое руно» (1908–1910), объединений «Союз молодёжи» (1910–1912), «Синий всадник» (1912) и др. Плодотворно занимался графикой, участвовал в оформлении футуристических книг («Помада» А. Е. Кручёных, 1912). Автор теории лучизма (1912–1915), ставшего одним из первых опытов абстракционизма («Лучизм», 1912, собрание Чудновских, Санкт-Петербург, и др.). С 1915 г. вместе с женой Н. С. Гончаровой в Швейцарии, Испании и Италии; с 1917 г. в Париже; работали как театральные художники в труппе «Русский балет Дягилева». Автор ряда статей, воспоминаний о русском балете, дневников.
Василий Кандинский. Москва. Красная площадь. 1916

Кандинский Василий ВасильевичКандинский Василий Васильевич

Канди́нский Васи́лий Васи́льевич (1866–1944), живописец, гравёр, сценограф, мастер прикладного искусства, теоретик искусства, поэт; одна из ключевых фигур культуры 20 в. Представитель экспрессионизма, один из пионеров абстрактного искусства. Жил и работал в Мюнхене и Мурнау (1896–1914), Москве (1915–1921), Веймаре, Дессау и Берлине (1922–1933), Нёйи-сюр-Сен (с конца 1933). Соучредитель Нового объединения художников Мюнхена (1909), объединения «Синий всадник» (1911). Работал в Институте художественной культуры (1920–1921), один из учредителей и вице-президент Российской академии художественных наук (1921). Преподавал в Баухаусе (1922–1933). Совместно с композиторами Ф. А. Гартманом, А. Шёнбергом развивал идеи синтетического искусства (опера «Жёлтый звук», 1912). В 1910-х гг. сформировал типологию собственных произведений («импрессии», «импровизации», «композиции»), отмечавшую характер творческого импульса: от первичной рефлексии реального визуального впечатления до реализации отвлечённого интеллектуального замысла («Композиция VII», 1913, Третьяковская галерея). Автор книг «О духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (1918), «Точка и линия на плоскости» (1926).

Искусство религиозных сообществ

Искусство религиозных сообществ

Советские живописцы

Советские живописцы
Василий Васильевич Мешков. На Каме. 1950

Мешков Василий ВасильевичМешков Василий Васильевич

Мешко́в Васи́лий Васи́льевич (1893–1963), российский живописец, сценограф. Народный художник РСФСР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1958). Сын В. Н. Мешкова. Член Ассоциации художников революционной России (с 1922). Продолжатель традиций русского реалистического пейзажа конца 19 – начала 20 вв., Мешков в своих эпических полотнах воссоздавал величественный облик природы Русского Севера и Урала («Серый денёк», 1927, Русский музей, Санкт-Петербург; «Сказ об Урале», 1949, Третьяковская галерея, Москва; «Кама», 1950, Русский музей; «Осень в Карелии», 1951, Третьяковская галерея). Также оформлял спектакли Рязанского драматического театра (1919–1921), Новосибирского оперного театра (1926–1929). Преподавал в рязанских Государственных свободных художественных мастерских (1919–1921). Сталинская премия 3-й степени (1950).

Искусство эпохи барокко и рококо в России

Искусство эпохи барокко и рококо в России

Вишняков Иван Яковлевич

Вишняков Иван Яковлевич
Вишняко́в Ива́н Я́ковлевич (1699–1761), российский живописец, надворный советник (1752). Глава «живописной команды» Канцелярии от строений (1739–1761), где под его началом работали А. П. Антропов, И. И. Фирсов и др. Основная сфера деятельности: оформление монументальными росписями императорских резиденций и церквей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, починка и роспись триумфальных ворот, написание иконостасов (всё не сохранилось). Работал как портретист (портреты Елизаветы Петровны, 1743, Третьяковская галерея, Москва; Сары Фермор, 1749–1750?; Вильгельма Георга Фермора, вторая половина 1750-х гг.; оба – Русский музей, Санкт-Петербург, и др.).
Иван Вишняков. Портрет Сары Фермор. 1749 (1750?)

Андрей Матвеев

Андрей Матвеев
Андре́й Матве́ев (скорее всего, 1701 – 1739), российский живописец, иконописец и педагог. Состоял в живописной команде Канцелярии от строений (1727/1728–1739); с 1731 г. мастер. Руководил живописными работами в Санкт-Петербурге, в частности в Петропавловском соборе (1728–1733) и церкви Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ныне на Моховой улице) (1733–1739). Писал портреты [князя И. А. Голицына и его супруги А. П. Голицыной, 1727–1728 (?), частное собрание; «Автопортрет с женой», не ранее 1729 (?)], аллегорические («Аллегория живописи», 1725) и мифологические [«Венера и Амур», 1726 (?); все – Русский музей, Санкт-Петербург] композиции.
Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. Не ранее 1729(?)

Шибанов Михаил

Шибанов Михаил
Шиба́нов Михаи́л (дата рождения неизвестна – ум. не ранее 1789), российский живописец. Происхождение и подробности жизненного пути художника достоверно неизвестны. В 1770-е гг. создал портреты сыновей и жены адмирала Г. А. Спиридова, а также его племянников Нестеровых. Сохранившиеся жанровые картины («Крестьянский обед», 1774; «Празднество свадебного договора», 1777; обе – Третьяковская галерея, Москва) отличает убедительная передача крестьянского жизненного уклада. В 1780-е гг. вольный живописец князя Г. А. Потёмкина-Таврического, по его заказу создал иконостас для Свято-Екатерининского собора в Херсоне (1783–1786). Написал портреты императрицы Екатерины II в дорожном костюме и её фаворита графа А. М. Дмитриева-Мамонова (из рода Дмитриевых-Мамоновых; оба портрета – 1787, Русский музей, Санкт-Петербург).
Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777

Искусство эпохи Возрождения

Искусство эпохи Возрождения

Зиттов Михель

Зиттов Михель
Зи́ттов Ми́хель (около 1469 – 1525), эстонский живописец, один из значительных портретистов Северного Возрождения, представитель нидерландской школы. Вёл жизнь странствующего мастера, работал преимущественно при дворах европейских монархов (Изабеллы I Католической в Толедо, Филиппа I Габсбурга в Нидерландах и др.), а также в Ревеле (ныне Таллин). Автор портретов, в том числе «Екатерина Арагонская в образе Марии Магдалины» (около 1515, Детройтский институт искусств), благочестивого диптиха – «Богоматерь с Младенцем» (Государственные музеи, Берлин) и «Портрет Диего де Гевары» (Национальная галерея искусства, Вашингтон; обе створки – около 1515–1518), композиции «Несение креста» (1518–1525, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва) и др.
Михель Зиттов. Портрет молодого человека в красной шапке (предположительно автопортрет). Ок. 1512

Пальма Старший Якопо

Пальма Старший Якопо
Па́льма Ста́рший Я́копо (около 1480 – 1528), итальянский художник. Мастер венецианской школы Высокого Возрождения. Находясь под влиянием Джорджоне и Тициана, писал небольшие картины, предназначенные для домашних интерьеров: религиозные сцены («Мадонна с Младенцем и святыми», 1520-е гг., Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), женские образы, наделённые атрибутами библейских или мифологических персонажей («Флора», 1522–1524, Национальная галерея, Лондон), а также портреты («Юноша», около 1512–1515, Эрмитаж, Санкт-Петербург), алтарные образы для церквей Венеции и её окрестностей («Полиптих Санта-Барбара», 1524–1525, церковь Санта-Мария-Формоза, Венеция). Внучатый племянник – Я. Пальма Младший.
Якопо Пальма Старший. Флора. Ок. 1520

Бронзино Аньоло

Бронзино Аньоло
Бронзи́но А́ньоло (1503–1572), итальянский живописец и поэт. Главный придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи, один из крупнейших представителей живописи зрелого маньеризма. Ученик Я. Понтормо. Наиболее ярко проявил себя как портретист, повлияв на развитие флорентийского придворного портрета 16 в. (портрет Уголино Мартелли, около 1536–1538, Государственные музеи, Берлин; портрет Козимо I в доспехах, 1540-е гг., Уффици, Флоренция). Изящество, изысканная холодность работ Бронзино, использование языка аллегорий отражают эстетические предпочтения замкнутой и иерархичной придворной культуры Флоренции 16 в.
Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном. Ок. 1545