Идея (в маркетинге)
Иде́я (греч. ἰδέα – вид, форма, прообраз; англ. idea, notion), 1) умопостигаемый мысленный прообраз реальности (какого-либо действия, явления и др.), выделяющий общие, основные и особые черты; 2) мыслеформа, сближенная с понятием (предметом); 3) замысел или наиболее существенная его часть, главная мысль; 4) общий принцип теории или изобретения. Другими словами, идея – это образ; новая мысль, представление в уме того, что отличается от существующего; мысль творческая.
Главный признак понятия «идея» – её новизна, оригинальность. Можно выделить 3 уровня нового.
Первый уровень – рационализаторское предложение, усовершенствование чего-либо. Например, кран в ванной, который открывается механически, – вентилем. Идея улучшения содержится в предложении заменить вентиль на пьезоэлемент, реагирующий на сигнал и автоматически открывающий кран.
Второй уровень – создание изобретений, предложение новых решений: технических, экономических и любых других. В качестве примера можно рассмотреть передвигающиеся по рельсам транспортные средства. Паровоз имеет коэффициент полезного действия 8%. Новое техническое решение – тепловоз с коэффициентом полезного действия 30%, а новая идея – электровоз с коэффициентом полезного действия 55%.
На приведённых выше примерах видна эволюция идей в технической области деятельности.
Третий уровень – рождение открытий, что может также касаться любой области жизнедеятельности человека. Например, новая парадигма (вектор, образец, путь) развития общества, сфер образования, экономики и т. д. Это поиск оптимальных решений и ответов на вопросы «что?» и «как?» разного формата – от «что сделать, чтобы стать здоровым и богатым» до способов устранения причин бедности и выбора пути развития цивилизации планеты.
Актуальность идеи на каждом уровне определяется тем, что она конкретна и предлагает решения, направленные на улучшение реальной жизни – от бытовой, повседневной деятельности конкретного человека до мировых проблем, глобальной цивилизации.
При формулировке идеи важно показать уровень новизны, что связывается с актуальностью и практической значимостью решения проблем.
Идея конкурентоспособности – это знание собственных сильных и слабых сторон по сравнению с конкурентами. Например, конкурентоспособность компании базируется на стратегическом анализе рынка и разработке продукта, превосходящего по своим показателям предложения конкурентов. Идея открытия нового рынка товаров и/или услуг, сервисов, удовлетворяющих растущие потребности людей, подразумевает также наличие идей новых продуктов, что позволяет выделить как потенциальных потребителей, так и возможных конкурентов.
В сфере образования ценность представляют идеи, способствующие формированию деловой экономико-управленческой грамотности и помогающие адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Идея развития предпринимательства и бизнеса, экономики территорий и регионов базируется на парадигме подготовки нового поколения профессиональных управленцев.
Для воплощения любая бизнес-идея нуждается в разработке концепции или бизнес-модели, а также в создании стратегии и механизмов её реализации.
Каждая новая идея проходит проверку с помощью процедуры верификации и др. Необходимо учитывать, что генератором и главным источником идеи является творческий человек, а также желания, интересы, потребности конкретных людей.
Осознанная потребность человека реализуется в профессиональном развитии и карьерном росте, что естественным образом находит отражение в благополучии (росте доходов) и является одним из мотивов и источником появления новых идей и удовлетворения потребности творчества.
Появление оригинальных идей у человека возможно при наличии латерального (т. е. нестандартного, использующего максимальное число методов решения той или иной задачи) мышления, синтезирующего несколько типов мышления: креативное, системное, стратегическое, когнитивное и абстрактное.
Концепция латерального мышления разработана популяризатором нестандартных способов решения задач Эдвардом де Боно (1933–2021).
Выделяют 3 этапа решения задачи с помощью латерального мышления.
Выбор фокуса. Нужно выбрать уже существующую идею в области деятельности, в которой находится задача. Чем у́же фокус, тем проще создать новое.
Латеральный разрыв. Нужно нарушить логику выбранной идеи, ломая устоявшийся шаблон. Есть несколько базовых методов, которые помогают это сделать: дополнение; исключение; гиперболизация; замена; изменение порядка.
Сформировавшиеся в результате латерального разрыва идеи невозможно применить в реальности сами по себе. Задача этапа – представить максимальное число обходных оригинальных направлений решения проблемы.
Установка связей. В представленных на предыдущем этапе решениях, зачастую абсурдных, выделяется основной принцип, который нужно сформулировать в виде новой логичной идеи. Далее следует установить связи этой идеи с реальностью: найти положительные аспекты в виде выгоды использования идеи, определить отличия от привычного способа действия. Из найденных отличий и формируется новая концепция.
Пример использования латерального мышления – латеральный маркетинг, который делает ставку не на улучшение уже существующих характеристик товаров и услуг, а на создание новых предложений с помощью латерального разрыва. Так появилась замороженная пицца (пицца, которую не доставляют на дом) и рестораны с едой навынос (люди посещают ресторан, чтобы есть дома).
Латеральное мышление учит нестандартно подходить к повседневным привычным задачам, развивает воображение и ассоциативное мышление, учит беглости мышления и умению оценивать собственные идеи.