Национальное право
Национа́льное пра́во, комплекс правовых норм конкретного государства, правовых явлений, общеобязательных правил поведения, регулирующих отношения между субъектами внутреннего права этого государства. При этом такое право не относится к конкретному народу или нации (за исключением случаев, когда всё население государства состоит из лиц определённой национальности, что в современном мире сложно представить). Национальное право является квинтэссенцией всех правовых норм, действующих в государстве и регулирующих исключительно внутригосударственные отношения, при этом не затрагивающие интересы других государств. Единственным исключением может быть ситуация, когда национальное право полностью соответствует международному праву.
Понятие «национальное право» в правовой доктрине
Понятие «национальное право» в правовой доктрине является дискуссионным. Так, французский учёный-правовед Рене Давид «выступал против понимания права как государственного явления, против тесной увязки развития права с развитием государственности. По его мнению, природа права такова, что оно в своем "саморазвитии" не может быть ограничено границами какого-то государства» (Туманов. 1988. С. 11).
В самом общем и простом понимании национальное право – это внутреннее право отдельно взятого государства: внутригосударственное право. Данное понятие используется с целью разграничения внутреннего права конкретного государства и международного права. Основное отличие заключается в уровне регулирования общественных отношений. Если национальное право касается исключительно отношений внутри страны, то международное – больше ориентировано на регулирование возникающих вопросов и ситуаций между государствами. При этом обе системы могут пересекаться. Международное право оказывает огромное влияние на национальное право, фактически заставляя корректировать внутреннее законодательство страны для приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В зарубежной литературе под национальным правом в целом понимается право государства, в котором правомочное лицо отстаивает свои субъективные права, включая нормы, касающиеся коллизионного права. Нормы внутригосударственного права закрепляются в правовых актах. По общему правилу национальные нормативные правовые акты исходят от внутригосударственных органов власти – законодательных институтов (парламентов). В некоторых странах с традицией общего права (Великобритания, Канада, США и др.) нормативные правовые акты могут также основываться на решениях, принятых судьями, что называется прецедентным правом. Другие государства, придерживающиеся традиций континентального права, не признают правовые акты, созданные судьями, а только нормативные акты, принятые правотворческими органами.
Определение понятий «национальное» и «право»
Учитывая то обстоятельство, что категория «национальное право» двухзвенная и состоит из терминов «национальное» и «право», необходимо рассмотреть их по отдельности и в сочетании.
Право является многоуровневым комплексным образованием, сложной системной конструкцией. По этой причине при изучении категории «система», очевидно, что она может употребляться в разных вариациях: как система права, система источников права, система законодательства и др. В рамках исследуемого термина право рассматривается как необходимый и неотъемлемый признак любого государства.
Неразрывная связь государства с правом в качестве одного из признаков государства выражается в том, что право, во-первых, юридически оформляет государственную власть, нормативно выражая волю общества. Во-вторых, право способствует легитимности власти, т. е. признанию власти законной, образованной в соответствии с процедурами, предусмотренными правовыми нормами. В-третьих, право устанавливает пределы государственного вмешательства в частную жизнь человека.
С точки зрения позитивного права под правом понимаются властно признанные источники действующего в государстве права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т. д.), все официальные предписания, обладающие законной силой, т. е. закон. Такой подход к позитивному праву, который отождествляет право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма и легизма (от лат. lex – закон). В этом контексте истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально-властного разработчика позитивного права, что не соответствует природе и требованиям разума (Нерсесянц. 2005. С. 8).
Национальное право и правовая система
В теоретически концентрированном виде можно сформулировать проблему различения и соотношения права и закона, которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания, раскрытия сущности термина «правовая система».
В современной юридической литературе категория правовой системы остаётся дискуссионной. По мнению А. Х. Саидова, применяющего узкий подход, правовая система – это право определённого государства (Саидов. 2000. С. 117). М. Н. Марченко утверждает, что правовая система общества является целостным комплексом правовых явлений, которые формируются в результате взаимодействия всех компонентов юридической природы (Марченко. 2001. С. 104–105). Г. И. Муромцев определяет правовую систему как научную категорию, дающую многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на её идеологическом, нормативном уровнях (Варламова. 2004. С. 281–282).
В контексте сказанного правовую систему можно определить как научную категорию, дающую многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на её идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях. Это наиболее широкое понимание правовой системы, которое сегодня является преобладающим среди правоведов.
В юридической литературе в настоящее время при рассмотрении права с позиции системного подхода констатируется существование двух типов правовых систем: национальной правовой и международной правовой системы (Третьякова. 2018. С. 137). Под национальной правовой системой понимается характерная для данного государства целостная совокупность действующих на его территории правовых норм, а также юридических органов, учреждений, организаций и правовой идеологии, обеспечивающих в процессе юридической практики, опосредованной правовой психологией, урегулирование общественных отношений в соответствии с объективными закономерностями развития общества (Гаврилов. 2005. С. 53).
Основой национального права любой страны является её конституция (основной закон), поскольку данному акту не может противоречить ни один правовой документ, действующий в этом государстве. Исходя из содержания основного документа страны можно выделить несколько подчинённых ему элементов, в частности конституционное, административное, гражданское, семейное, налоговое, трудовое, экологическое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и иное законодательство.
Для обеспечения того, чтобы национальное право работало так, как предполагалось нормативно, все элементы должны работать в гармонии друг с другом, т. е. дополнять друг друга и не противоречить. К сожалению, учесть все нюансы и согласовать любые изменения невозможно, потому конфликты случаются довольно часто. В результате вносятся новые изменения и дополнения, за которыми следует дальнейшее совершенствование законодательства.
Строго регламентированных и догматично установленных норм национального права не существует. Тем не менее, учитывая возрастающую роль глобализации в большинстве цивилизованных стран, эти нормы всё больше согласовываются с международными актами, близкими по содержанию, что во многом упрощает взаимодействие разных стран друг с другом.