Конъюнктура рынка
Конъюнкту́ра ры́нка (рыночная конъюнктура), текущая ситуация на рынке, сложившаяся под влиянием соотношения спроса и предложения, а также иных факторов (Никифорова. 2005).
Термин «конъюнктура» происходит от латинского слова conjungo, означающего «связывать» или «соединять». Некоторые исследователи под рыночной конъюнктурой понимают не саму ситуацию на рынке, а факторы, влияющие на неё.
Типы и виды рыночной конъюнктуры
Выделяют благоприятную и неблагоприятную рыночную конъюнктуру (Белоусов. 2013). Для первой характерны рост производства и достаточно стабильный уровень цен, а для второй –падение производства и, как следствие, предложения, при этом цены нестабильны и наблюдается дефицит товаров. При благоприятной рыночной конъюнктуре развитие рынка можно спрогнозировать с большой долей вероятности, в то время как при неблагоприятной рынок нестабилен и непредсказуем (Коршунова. 2021). Неблагоприятную конъюнктуру иногда называют низкой, или вялой.
По масштабу изучения выделяют конъюнктуру конкретного рынка (например, рынков труда, акций) или продукта (рынка яиц), а также отдельно взятого региона (конъюнктура российского рынка). Некоторые исследователи изучают конъюнктуру мирового рынка в целом.
Факторы, влияющие на рыночную конъюнктуру
На конъюнктуру рынка влияют политические, экономические, социальные, технологические и прочие факторы (например, некоторые исследователи выделяют отдельную категорию форс-мажорные факторы).
Параметры оценки рыночной конъюнктуры
Параметры оценки рыночной конъюнктуры зависят от специфики конкретного рынка (Бачерикова. 2015). Как правило, рассматривают следующие их группы:
Производственные факторы: объёмы и динамика производства, уровень загрузки производственных мощностей, объём и динамика инвестиций в производство и т. д.
Параметры спроса и предложения: объём и динамика спроса и предложения, уровень цен, показатели деловой активности, наличие или отсутствие дефицита или профицита (избытка) товаров или услуг и т. д.
Расстановка сил и игроки на рынке: количество игроков на рассматриваемом рынке и сложившийся тип рынка (монополия, олигополия, дуополия, рынок совершенной конкуренции), позиции международных игроков, объём экспорта и импорта и т. д.
Уровень риска: основные факторы риска и степень их влияния на рассматриваемый рынок.
Анализ рыночной конъюнктуры
Целью конъюнктурного анализа является составление комплексного представления о рынке и прогнозирование его дальнейшего развития. Такой анализ может понадобиться для принятия решения о целесообразности выхода компании на рынок или о продолжении её деятельности на данном рынке.
Выделяют следующие этапы анализа рыночной конъюнктуры:
Определение цели конъюнктурного анализа и рассматриваемого рынка.
Выявление показателей для рассмотрения.
Сбор данных и анализ выбранных показателей.
Формулировка выводов и принятие решения в соответствии с поставленной целью.
Методы конъюнктурного анализа
Инструменты анализа конъюнктуры включают балансовый, индексный и метод экспертных оценок (Ивин. 2012). Балансовый метод служит для установления наличия или отсутствия равновесия между спросом и предложением. Применение индексов очень распространено в экономической практике, т. к. позволяет проанализировать большой объём данных и агрегировать их с помощью индексов, однако его целью не служит установление причинно-следственных связей. Метод экспертных оценок является достаточно субъективным и построен на регулярном проведении опросов экспертов.