Рынок ценных бумаг (правовые аспекты)
Ры́нок це́нных бума́г, часть финансового рынка, на котором обращаются в организованном и неорганизованном сегменте ценные бумаги и иные финансовые инструменты. Основное значение рынка ценных бумаг (как и финансового рынка в целом) состоит в перераспределении денежных средств от лиц, которые обладают временно свободными денежными средствами, лицам, которые в них нуждаются.
Сегменты рынка ценных бумаг
На рынке ценных бумаг выделяются следующие сегменты:
организованный (биржевая торговля) и неорганизованный;
первичное (при эмиссии) и вторичное размещение;
по виду обращаемых ценных бумаг (акций, облигаций, производных ценных бумаг);
в зависимости от эмитентов (государственных ценных бумаг и частных эмитентов) и т. д.
Ключевое значение для рынка ценных бумаг имеет понятие ценной бумаги как способа юридического оформления прав участия, требований и обязательств. Ценная бумага в этой связи вполне обоснованно рассматривается как системообразующий фактор, обеспечивающий интеграцию общественных отношений в данной сфере в единый предметный комплекс (Редькин. 1997. С. 5–6).
В гражданско-правовом смысле ценная бумага представляет собой самостоятельный объект права, который относится как к вещам (документарная ценная бумага), так и к имущественным правам (бездокументарная ценная бумага) [ст. 128 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)].
Рынок ценных бумаг можно рассматривать как систему отношений, регулируемых нормами права, в которой происходит выпуск, обращение и погашение ценной бумаги. При этом организация выпуска и обращения ценной бумаги зависят от её вида. Так, выпуск векселя не регламентирован, хотя установлены весьма строгие правила, касающиеся его оформления как документарной ценной бумаги и оформления перехода прав на вексель (постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 № 104/1341 «О введении в действие положения о переводном и простом векселе»). Выпуск эмиссионных ценных бумаг, относящихся к бездокументарным, детально регламентирован как с точки зрения раскрытия информации о лице, выпускающем ценную бумагу, так и характеристики самих ценных бумаг.
Участники рынка ценных бумаг
Выпуск и обращение ценных бумаг тесно связаны с деятельностью профессиональных посредников, которые учитывают права на ценные бумаги, предоставляют услуги при совершении сделок с ценными бумагами, создают среду для эффективного взаимодействия продавцов и покупателей, способствуют реализации интересов инвесторов и т. д.
Выделяются следующие институты, выполняющие различные функции на рынке ценных бумаг:
профессиональные участники рынка ценных бумаг, к которым относятся: брокеры; дилеры; форекс-дилеры; организации, осуществляющие депозитарную деятельность; доверительные управляющие; регистраторы;
организации инфраструктуры финансового рынка, к которым относятся: организаторы торговли, центральный депозитарий, репозитарий, клиринговые организации, центральный контрагент;
организации, предоставляющие различные услуги на рынке ценных бумаг, к которым относятся: кредитные рейтинговые агентства, инвестиционные консультанты и т. д. (Гузнов. 2017).
Источники правового регулирования
Рынок ценных бумаг регулируется нормами как частного, так и публичного права. Так, в России понятие документарной и бездокументарной ценной бумаги содержится в ГК РФ (статьи 142–149.5). Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Закон о РЦБ) содержит требования к эмиссии ценных бумаг, к деятельности профессиональных участников на рынке ценных бумаг, а также ряда иных организаций, деятельность которых связана с обращением деривативов, сделок репо (репозитарий) и т. д. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» регулирует отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и/или финансовом рынках, устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов, определяет основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за её осуществлением. Важные положения, относящиеся к регулированию рынка ценных бумаг, содержатся в федеральных законах от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» и др. Нормы публичного права содержатся прежде всего в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также в вышеуказанных законах.
Современный рынок ценных бумаг нуждается в системе государственного регулирования, нацеленной на обеспечение стабильности финансового рынка и обеспечение прав инвесторов и клиентов профессиональных посредников на рынке ценных бумаг. Специфика надзора на рынке ценных бумаг состоит в том, что здесь одновременно сосуществуют: надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг и организаторами торговли, за соблюдением эмитентами порядка эмиссии и порядка раскрытия информации; защита прав инвесторов; противодействие манипулированию рынком и инсайдерской информацией.
В различных странах система регулирования и надзора на рынке ценных бумаг построена с учётом опыта и традиции конкретной страны. Так, в США надзор осуществляют несколько регуляторов, включая Комиссию по ценным бумагам (SEC), Федеральную резервную систему, Комиссию по торговле товарными фьючерсами и ряд иных; в Великобритании – Управление по финансовому регулированию и надзору (Financial Conduct Authority), в России – Банк России (с 2013).
Контроль (надзор) за профессиональными участниками рынка ценных бумаг в России
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Банком России. Лицензируемая деятельность не является исключительной деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. В ходе лицензирования Банк России осуществляет проверку достоверности сведений, представленных соискателем получения лицензии, а также оценивает достаточность средств учредителей для формирования капитала профессионального участника; прозрачность структуры собственности; профессиональную пригодность и деловую репутацию руководителей соискателя; перспективы деятельности (оценка бизнес-плана) и т. д.
В соответствии со ст. 42 Закона о РЦБ Банк России осуществляет контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Данный контроль связан прежде всего с исполнением профессиональными участниками рынка ценных бумаг обязанностей, вытекающих из их профессиональной деятельности, а также требований, закреплённых в Федеральном законе от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и ряде других. Контроль осуществляется на основании отчётности профессиональных участников рынка ценных бумаг; данных проверки профессиональных участников рынка ценных бумаг; жалоб и обращений потребителей услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также инвесторов.
Надзор за соблюдением эмитентами порядка эмиссии и порядка раскрытия информации
Для обеспечения устойчивости рынка ценных бумаг как сегмента финансового рынка важно поддерживать высокий уровень доверия инвесторов. Вопрос доверия – это прежде всего вопрос защиты собственности, создания системы предупреждения хищения и определения последствий неправомерных действий на рынке ценных бумаг, а также необходимых условий реализации данных установлений. Поэтому повышенные требования всегда предъявлялись к гражданско-правовым способам защиты субъективных прав инвесторов, в частности судебной защите. Однако не менее важную роль играет система требований, которые предъявляются основным участникам процесса регистрации и учёта прав – регистраторам и депозитариям.
Существенное значение имеет система информирования инвесторов о статусе эмитента, его финансовом положении, органах управления, структуре собственности и других аспектах его деятельности. При этом система информирования и обеспечения её функционирования с помощью в том числе надзорных мер не должна обеспечивать преимущества для т. н. гримейлеров, т. е. инвесторов, которые добиваются от компании эмитента ценных бумаг преимуществ (например, выкупа принадлежащих им ценных бумаг по цене выше рыночной) под угрозой вызвать затруднения в работе компании.
В научной литературе отмечается важность поддержания системы защиты права, которая препятствовала бы злоупотреблению правами. Так, российский правовед, юрист А. В. Габов, отмечая недостаточность и сложность регулирования, пишет: «…эти [вопросы защиты прав инвесторов] имеют важное значение... Однако при этом нельзя забывать и о правах и охраняемых законом интересах иных участников рынка ценных бумаг – эмитентов, профессиональных участников. Закон хоть и в несоизмеримо меньшей степени, но представляет этим субъектам различные возможности для защиты своих субъективных прав. Другое дело, что большинство таких прав связано с защитой от действий субъектов, осуществляющих государственное регулирование в сфере рынка ценных бумаг, и совсем небольшое число прав (практически ничтожное) – это те способы защиты, которые такие субъекты вправе применять в отношении инвесторов и друг друга. Причём большую часть таких способов сложно анализировать в силу аморфности регулирования. Так, если мы попробуем описать то, как осуществляется защита прав эмитента – акционерного общества от инвесторов (акционеров), которые злоупотребляют своими правами, мы войдем в сферу одной из наиболее дискуссионных проблем гражданского права – пределов осуществления гражданских прав и злоупотребления правами» (Габов. 2011. С. 901).
Среди надзорных требований, обеспечивающих защиту инвесторов, выделяются:
Обязательность регистрации проспекта эмиссии.
Запрет публичного размещения и публичного обращения, рекламы и предложения в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов; ценных бумаг, публичное размещение и/или публичное обращение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ.
Запрет рекламировать и/или предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объёме и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.
Обязательность раскрытия информации в случае регистрации проспекта ценных бумаг, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг для такого допуска. При этом, в соответствии с Законом о РЦБ, под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение её доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей её нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признаётся информация, в отношении которой проведены действия по её раскрытию.
Обязанности, возникающие из акционерных отношений: по обязательному предоставлению информации акционеру, обеспечению его права на участие в управлении делами общества, по исполнению требований, связанных с проведением крупных сделок и сделок с заинтересованностью, обязательности направления предложения о выкупе акций и т. д.
Противодействие нарушениям требований законодательства на рынке ценных бумаг
Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком осуществляется Банком России в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 224-ФЗ).
Целью данного закона является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и/или товары, равенства инвесторов и укрепление их доверия путём создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и/или манипулирования рынком.
Указанный закон закрепляет полномочия Банка России, согласно которым он обеспечивает контроль за соблюдением установленных требований, выявляет случаи их нарушения, принимает меры по прекращению таких нарушений и привлекает к ответственности за их совершение, а также принимает меры по предупреждению неправомерного использования инсайдерской информации и/или манипулирования рынком.
Полномочия Банка России достаточно велики, что говорит о социальной важности работы по противодействию использования инсайдерской информации и манипулированию рынком. Перечень полномочий Банка России отражён в ст. 14 Закона № 224-ФЗ.
Рынок ценных бумаг любой страны не существует без определённых взаимодействий с глобальным рынком ценных бумаг. Поддержание этого взаимодействия осуществляет на основании международно признанных правил (имеющих силу soft low – мягкого права), которые вырабатывают ряд международных организаций. Среди них, в частности, выделяется Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO).