#Мастера книжной миниатюры
Мастера книжной миниатюры
Тег

Мастера книжной миниатюры

Мастера книжной миниатюры
Найденo 9 статей
Скульпторы
Андре Боневё
Андре́ Боневё (около 1335 – около 1401/1403), французский и фламандский скульптор, живописец, миниатюрист, представитель интернациональной готики. Один из наиболее значимых мастеров франко-фламандского искусства 2-й половины 14 в. Работал при дворах Карла V, герцога Жана Беррийского, графа Людовика II Мальского. Автор надгробий Карла V в аббатстве Сен-Дени (1364–1366), Людовика II Мальского для погребальной часовни Святой Екатерины в церкви Богоматери в Кортрейке (после 1372), отдельных миниатюр «Псалтири Жана Беррийского» (около 1380–1385, Национальная библиотека, Париж), «Прекраснейшего часослова герцога Беррийского» («Брюссельский часослов»; 1401–1403 или 1405–1410, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель), предположительно – живописного портрета английского короля Ричарда II на троне (1390-е гг., дерево, масло, Вестминстерское аббатство, Лондон).
Андре Боневё. Царь Давид. Миниатюра из Псалтыри герцога Беррийского. Ок. 1380–1385
Живописцы
Аполлонио ди Джованни
Аполло́нио ди Джова́нни (1415 или 1417 – 1465), итальянский живописец и миниатюрист, мастер флорентийской школы. Со 2-й половины 1440-х гг. вместе с Марко дель Буоно Джамберти содержал большую мастерскую, специализировавшуюся на росписи предметов интерьера: кассоне и др.; среди заказчиков – семейства Медичи, Строцци и др. (росписи ларей-кассоне на сюжеты странствий Одиссея, 1435–1445, Художественный институт, Чикаго; Вавельский замок, Краков).
Аполлонио ди Джованни. Троица со святыми Косьмой, Дамианом, Юлианом, Себастьяном и Франциском. Ок. 1450
Термины
Книжная миниатюра
Кни́жная миниатю́ра, вид живописи, иллюстрации в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы книжного оформления (инициалы, заставки, маргиналии и др.). Художественная традиция книжной миниатюры восходит к античной и раннехристианской миниатюре на свитках, в конце 4 – начале 5 вв. она трансформировалась в самостоятельный вид искусства украшения кодекса, распространившись в странах Византийского мира (Византия, Армения, Грузия, Древнерусское государство и др.), Западной средневековой цивилизации, на арабском Востоке. Исчезновение книжной миниатюры стало следствием изобретения книгопечатания в середине 15 в. Самобытная школа книжной миниатюры также сложилась в Индии 16–17 вв.
Вознесение с Давидом и Исаией; Сошествие Cвятого Духа на апостолов (сверху, в своде церкви). Миниатюра из Гомилий Иа­ко­ва Кок­ки­но­ваф­ско­го
Живописцы
Картон Ангерран
Карто́н Ангерра́н (около 1415 – около 1466), французский живописец, миниатюрист. Представитель авиньонской школы, один из ключевых мастеров периода перехода от интернациональной готики к искусству арс нова. Испытал влияние итальянской (Фра Беато Анджелико, Пьеро делла Франческа) и нидерландской (Я. ван Эйк, Р. Кампен, Рогир ван дер Вейден) живописи. Работал в городах Экс-ан-Прованс (1444, совместно с Бартелеми д’Эйком), Арль (1446), Авиньон (с 1447). Основные произведения: «Богоматерь Милосердия» (1452, Музей Конде, Шантийи), «Коронование Марии» (1454, Музей городского госпиталя, Вильнёв-лез-Авиньон), «Пьета из Вильнёв-лез-Авиньон» (около1455, Лувр, Париж).
Ангерран Картон. Коронование Марии. 1454
Живописцы
Ван Эйк Ян
Ван Эйк Ян [около 1390–1400(?) – до 1441], нидерландский живописец. Один из мастеров, чьё творчество ознаменовало переход от Средних веков к Возрождению в Западной и Центральной Европе. Упоминается в документах как придворный художник герцогов Иоанна III Баварского и Филиппа Доброго в Гааге (1422–1425), в Лилле (1425–1428). С 1431–1432 гг. в Брюгге. Наиболее раннее документированное и самое монументальное произведение – Гентский алтарь «Поклонение Агнцу» (1432, собор Святого Бавона, Гент): первый известный пример в искусстве к северу от Альп, где живописными средствами создаётся убедительная иллюзия пространства и объёма, световоздушной среды, передаётся широчайший спектр оптических эффектов. Сохранились девять работ с авторскими датировками и подписями (все созданы в Брюгге в 1432–1439): пять портретных изображений – «Портрет мужчины» («Léal Souvenir») (1432), «Портрет мужчины» (возможно, автопортрет; 1433), «Портрет четы Арнольфини» (1434; все – Национальная галерея, Лондон) и другие, а также алтарные – «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436, Музей Грунинге, Брюгге) и др. Приписываются миниатюры группы G (1420-е или 1440 гг.) Турино-Миланского часослова (Городской музей античного искусства, Турин).
Ян ван Эйк. Портрет мужчины. 1433
Живописцы
Пасти Маттео де
Па́сти Матте́о де (Matteo de’Pasti) (около 1412 – 1468), итальянский живописец, скульптор и архитектор Раннего Возрождения. Ученик Пизанелло, сотрудничал с ним в Ферарре и Римини. В 1444–1446 гг. в Ферраре под руководством миниатюриста Джорджо д’Алеманья принимал участие в иллюминировании бревиария Лионелло д'Эсте (1441–1448, музей Палаццо Скифаноя), создал медали с профильными портретами августинского монаха Тимотео Маффеи, гуманиста Гварино да Верона. С 1446 г. в Римини; медали с профильными портретами синьора Сиджизмондо из рода Малатеста, его возлюбленной и впоследствии жены Изотты дельи Атти, Л. Б. Альберти. По проекту последнего в 1446–1468 гг. руководил строительными работами в церкви Сан-Франческо в Римини; создал закладную медаль с изображением её фасада (1450).
Маттео де Пасти. Медаль с профильным портретом Изотты дельи Атти. 1446
Живописцы
Лимбург (братья)
Ли́мбу́рг (Limbourg), французские живописцы-миниатюристы, братья: Поль (Paul) (год рождения неизвестен – ум. 1416), Эрман (Herman) (год рождения неизвестен – ум. 1416) и Жан (Johan) (год рождения неизвестен – ум. до 1416). Авторы иллюстраций «Морализованной Библии» (1402–1404), ряда миниатюр в «Прекраснейшем часослове Богоматери герцога Беррийского» («Très Belles Heures…»; около 1405–1409, все – Национальная библиотека, Париж) и др. Главное произведение – известнейший памятник позднеготического искусства «Роскошный часослов герцога Беррийского» («Très Riches Heures…»; Музей Конде, Шантийи):  из 129 миниатюр рукописи братьям Лимбург принадлежат 65 (созданы между 1412 и 1416).
Братья Лимбург. Январь. Миниатюра из Роскошного часослова герцога Беррийского
Живописцы
Фуке Жан
Фуке́ Жан (около 1420 – между 1477 и 1481), французский живописец и миниатюрист. Придворный художник Карла VII, затем Людовика XI. Основоположник национальной школы ренессансного портрета, освободивший жанр от традиций готической условности («Портрет шута Гонеллы», середина 1440-х гг., Художественно-исторический музей, Вена); создал один из первых автопортретов в северно-европейском искусстве (эмалевый медальон, около 1450, Лувр). С творчеством Фуке во французском искусстве связан последний расцвет книжной миниатюры («Часослов Этьена Шевалье», 1452–1460, Музей Конде, Шантийи; «Большие французские хроники», конец 1450-х гг., Национальная библиотека, Париж). Творчество Фуке и его мастерской существенно повлияло на развитие французского искусства 2-й половины 15 в.
Жан Фуке. Портрет Этьена Шевалье со Святым Стефаном. Левая створка «Меленского диптиха». Ок. 1455