Клерво
Клерво́ (франц. Clairvaux, от лат. clara vallis – светлая долина), католический мужской цистерцианский монастырь (ныне на территории коммуны Виль-су-ла-Ферте, департамент Об, Франция).
Основание и ранняя история Клерво
Аббатство Клерво было основано католическим святым Бернардом Клервоским, который ушёл на новое место из монастыря Сито вместе с 12 монахами, среди которых были 4 его родных брата, кузен и дядя (позже к ним присоединились также отец и младший из братьев). Стало одной из первых четырёх дочерних обителей Сито. Выбранная для обители земля принадлежала Госберту (Жоберу) Рыжему, одному из кузенов Бернарда. По одной из версий, первые здания были построены на холме недалеко от селения Арконвиль, по другой, обитель изначально находилась в долине, от которой и получила свое наименование. Традиционно датой основания Клерво считается 25 июня 1115 г., хотя она не имеет документального подтверждения. Поскольку монастырь был основан на земле, принадлежавшей родственникам Бернарда, между ними могло быть заключено только устное соглашение. Монастырю покровительствовал Гильом из Шампо, епископ Шалонский, который возвёл Бернарда в должность аббата.
По сохранившимся сведениям, первая церковь – неясно, деревянная или каменная – была квадратной в плане (примерно 17×17 м) с круговым обходом по периметру, имела ступенчатую крышу, увенчанную небольшой башней (возможно, колокольней). В храме было 3 алтаря, посвящённых Деве Марии (главный), Бенедикту Нурсийскому и священномученику Лаврентию. К церкви примыкал двухэтажный дом: на первом этаже располагались рефекторий (трапезная) и кухня, на втором – дормиторий (спальня), из которого по лестнице можно было попасть в церковь. Бернард Клервоский жил в тесной комнате над лестницей, где нельзя было выпрямиться в полный рост, креслом ему служил выступ в стене под скосом крыши. Монахи спали на дощатом полу, подстелив солому или сухие листья. Поскольку у Бернарда Клервоского было слабое здоровье и при этом он часто находился в отъезде, монастырём фактически управляли его родные братья.
Развитию Клерво способствовало благосклонное отношение со стороны крупных монастырей в регионе – аббатства Сент-Уайан-де-Жу (ныне Сен-Клод) и аббатства Клюни. В организации монашеской жизни помощь общине оказывали бенедиктинцы из соседнего приората Клеманпре. Ещё при жизни Бернарда Клервоского у Клерво появилось несколько грангий – хранилищ для собранной десятины и продукции монастырских угодий, в которых работали главным образом братья-миряне (конверсы). В 1131 г. Клерво посетил папа Римский Иннокентий II. Он был восхищён устройством аббатства и в 1132 г. освободил все цистерцианские монастыри от выплаты десятины, а также запретил другим епископам и аббатам переманивать братьев-мирян из Клерво. Вскоре, вероятно около 1135 г., на пожертвования Тибо IV, графа Шампанского, было начато строительство новой монастырской церкви ближе к реке. Согласно первоначальному плану, сооружение представляло собой базилику с трансептом и примыкающими к нему тремя квадратными апсидами. Такой план принято называть «бернардовым». Он стал отличительной чертой нового стиля цистерцианской архитектуры и получил широкое распространение. С 1130-х гг. в Клерво сохранилось здание для конверсов (полуподвал-рефекторий и дормиторий – западное крыло монастырского комплекса). Просторное трёхнефное помещение длиной почти 80 м перекрыто опирающимися на тяжеловесные столбы рядами крестовых сводов с пластически активными нервюрами.
Ко второй трети 12 в. в Клерво было около 800 монахов и братьев-мирян. Новые члены братии в основном происходили из аристократических семейств, многие из них впоследствии сделали церковную карьеру (например, Генрих, брат французского короля Людовика VII, в 1162–1175 архиепископ Реймсский; будущий папа Римский Евгений III и др.; всего из Клерво вышли 5 кардиналов, 11 епископов, более 70 аббатов).
Вероятно, сразу после кончины Бернарда Клервоского (1153) началась перестройка главной церкви аббатства. Средства на это выделил Вильгельм I, герцог Сицилийский. Считается, что алтарная часть главной церкви, выдержанная в раннеготическом стиле, являлась упрощенным вариантом главной церкви аббатства Клюни (Клюни-III) и испытала влияние северофранцузской архитектуры. Завершение строительства и освящение церкви совпали с канонизацией Бернарда Клервоского в 1174 г. Его мощи торжественно перенесли из могилы у входа в южный трансепт и поместили в мраморную гробницу за главным алтарём. С этого времени в Клерво началось массовое паломничество.
Многие аббаты Клерво активно участвовали в религиозно-политической жизни Западной Европы. В благодарность за поддержку в борьбе против императора Фридриха I Барбароссы папа Римский Александр III в 1179 г. даровал монастырю право приглашать для совершения таинств любого епископа и освободил его от юрисдикции местного епископа в этом вопросе. В 1230 и 1237 гг. привилегию подтвердил папа Григорий IX.
Во 2-й половине 12 в. доходы аббатства значительно выросли за счет хозяйственной активности монастыря и пожертвований (в этот период было сделано около 1 тыс. дарений), следствием чего стали регулярные нарушения монахами Клерво строгих правил первых цистерцианцев. При аббате Понсе (1165–1170) в Дижоне было основано т. н. Малое Клерво (Claravallis Parva), которое позже стало официальной резиденцией аббатов Клерво.
В 1224 г. аббатство приобрело дом в Париже для своих монахов, чтобы они могли учиться в Парижском университете. По решению генерального капитула с 1237 г. для всех аббатов обязательным условием стала учёная степень. В 1244 г. по распоряжению аббата Стефана из Лексингтона в Париже был основан Коллеж Святого Бернара (утверждён в 1245 папой Иннокентием IV), его выпускники получали степень лиценциата богословия. Под давлением папы Коллеж признал и генеральный капитул ордена цистерцианцев, но долгое время учебное заведение содержалось за счет средств, поступавших из Клерво, поэтому доступ в него монахам из других ветвей ордена был ограничен. С 1256 г. Коллеж был инкорпорирован в Парижский университет, а в 1320 г., когда экономическое положение Клерво ухудшилось, передан на содержание всего ордена цистерцианцев.
Из всех цистерцианских аббатств у Клерво было наибольшее число дочерних монастырей (во второй трети 12 в. – 66 крупных и 98 мелких, к концу Средневековья – 80 крупных и 365 мелких обителей, которые находились не только во Франции, но и в Англии, Ирландии, Италии, Испании, Португалии, Швеции, Дании).
Борьба Клерво за первенство в ордене цистерцианцев
Аббаты Клерво активно претендовали на ведущее положение в ордене. В 1393 г. антипапа Климент VII даровал аббату Клерво право ношения митры и других епископских инсигний. В 1455 г. на генеральном капитуле ордена было признано право аббата Клерво разрешать братию возглавляемой им обители и всех дочерних монастырей от всех грехов, в том числе от апостасии (отступничества от Церкви). Папа Иннокентий VIII даровал аббату Сито и «первым отцам» привилегию рукополагать диаконов и субдиаконов для своих монастырей: аббат Сито мог рукоположить любого члена ордена, а аббаты дочерних монастырей – только в пределах филиаций (Тридентский собор не отменил эту привилегию, в 1595 и 1604 её подтвердил папа Климент VIII; только в 1902 папа Лев XIII поставил её под сомнение и разрешил цистерцианским аббатам поставлять церковнослужителей лишь в «малые чины»).
Соперничество между Клерво и Сито достигло наивысшей точки при аббате Петре II де Вирее (1471–1496), который опубликовал памфлет против аббата Сито Иоанна IX де Сире (1476–1501). Папа Римский Иннокентий VIII попытался решить давний конфликт, предложив монахам Сито и Клерво избрать общего аббата. Однако объединения аббатств не произошло. Папа Александр VI принял сторону Клерво и в 1496 г. позволил его аббату носить титул «аббат Девы Марии и Бернарда Клервоского». Генеральный капитул 1509 г. запретил какие бы то ни было публикации от имени ордена без разрешения аббата Сито. Спор завершился только в 1564 г., когда аббат Клерво Жером Сушье, доктор теологии, участник Тридентского собора, королевский советник при Генрихе II, Франциске II и Карле IX, был избран аббатом Сито и сохранил за собой по повелению папы Римского Пия IV также аббатство Клерво.
В 16 в. Клерво находилось на полном самообеспечении; в монастырском хозяйстве были огромное поголовье скота (почти 30 тыс. овец и ягнят), имелись кожевенный цех, винный пресс, аббатство владело огромными земельными угодьями. В 1587 г. Клерво, защищённое к тому времени стенами, было осаждено гугенотами. Угрожая разграблением и полным разрушением монастыря, они потребовали разместить в аббатстве войска, выплатить 7 тыс. экю, передать скот и запасы вина для снабжения войска. Большая часть братии бежала в Бар-сюр-Об. 19 сентября аббатство освободили войска герцога Генриха Гиза, в честь чего в Клерво было установлено ежегодное торжество.
Реформирование ордена цистерцианцев в 17 в.
В 1615 г. аббат Дени Ларжантье (1596–1624) из Труа попытался создать под началом Клерво новую конгрегацию из 58 аббатств, перешедших на строгое соблюдение устава (они стали называться «абстиненты», поскольку после принесения обетов монахи в таких обителях полностью отказывались от мясной пищи). Генеральный капитул цистерцианцев в 1618 г. согласился назначить генерального викария для новой конгрегации и признал за ней право проведения независимых капитулов. Реформу поддержал и генеральный капитул в 1624 г. Однако в том же году аббат Дени Ларжантье де Труа скоропостижно скончался. Во главе реформированных монастырей встал аббат Этьен Можье, попытавшийся распространить реформу на все цистерцианские обители, что вызвало сильное противодействие. В течение нескольких десятилетий споры между сторонниками и противниками реформы не утихали.
В 1622 г. папа Римский Григорий XV назначил апостольским визитатором всех бенедиктинских конгрегаций, клюнийцев, цистерцианцев и регулярных каноников-августинцев кардинала Франсуа де Ларошфуко (1558–1645), которому было поручено укрепить внутреннюю дисциплину монашеских орденов. В этот период многие французские монастыри находились уже под прямым контролем короля, который свободно передавал их в управление своим чиновникам и придворным на условиях комменды, однако крупные конгрегации (клюнийцы и цистерцианцы) оставались независимыми и признавали главенство лишь папы Римского.
Поскольку цистерцианские монастыри сопротивлялись реформированию, кардинал начал последовательно назначать настоятелями сторонников строгого соблюдения устава. Аббаты Сито и его первых четырёх дочерних монастырей, в том числе Клерво, объединились, чтобы противостоять действиям кардинала Ларошфуко, поскольку его план реформы подразумевал полное изменение структуры управления орденом. Аббаты были готовы передать под управление «абстинентов» лишь Коллеж Святого Бернара в Париже. Одновременно обе стороны обратились за поддержкой к кардиналу Ришельё, который в это время объединял вокруг Клюни независимые бенедиктинские конгрегации Франции. Цистерцианцы предложили ему принять пышный титул – «Глава и генерал, вечный администратор, реформатор, реставратор и прокуратор всего цистерцианского ордена». В марте 1635 г. были подписаны т. н. Руайомонские артикулы, согласно которым цистерцианские аббаты соглашались на визитацию своих монастырей доверенными лицами Ришельё из числа реформированных бенедиктинцев.
В октябре 1635 г. в Сито должен был состояться национальный капитул всех французских аббатов цистерцианского ордена с участием «абстинентов» и реформированных бенедиктинцев. Кардинал Ларошфуко, чьи полномочия истекали в сентябре 1635 г., торопился осуществить реформу по своему плану. В августе он издал постановление, запретив Сито вмешиваться в дела монастырей, чьи насельники стремились к строгому соблюдению устава; их викарием назначался аббат Этьен Можье. Коллеж Святого Бернара передавался абстинентам (что было исполнено в сентябре с помощью вооружённой силы). Однако собравшийся национальный капитул опротестовал действия Ларошфуко. Аббаты обратились за поддержкой к Ришельё, который дал понять, что окажет противодействие реформе Ларошфуко, только если будет избран главой ордена.
Аббат Сито Пьер III Нивель добровольно сложил полномочия. 19 ноября 1635 г. аббатом Сито и главой цистерцианского ордена был избран кардинал Ришельё. Поскольку он не был членом ордена, его избрание не было признано Папским престолом. Меры, последовавшие за избранием Ришельё главой ордена, показали, что реформа все равно будет продолжена в том направлении, которое было заложено Ларошфуко. Ришельё утвердил Этьена Можье на посту викария и оставил Коллеж Святого Бернара под управлением абстинентов. Когда стало понятно, что Рим не признает реформ Ришельё и его избрания аббатом Сито, противники орденской реформы объединились вокруг Клода Ларжантье, аббата Клерво в 1626–1653 гг. Несмотря на строжайший запрет Ришельё, в 1638 г. он возобновил приём новициев. Испанский король Филипп IV в циркулярном послании призвал цистерцианцев не подчиняться кардиналу.
После кончины Ришельё (1642) сторонники и противники реформы выдвинули своих кандидатов на пост аббата Сито; сторонников реформы поддерживал французский король, а противников – папа Римский. Аббатом Сито стал Клод Воссен, выступавший против реформирования цистерцианского ордена. Папа Александр VII вызвал представителей конфликтующих сторон в Рим, где было принято компромиссное решение: папа подтвердил единство ордена и его административных структур, сторонники строгого соблюдения устава остались в юрисдикции Сито. В 1667 г. генеральный капитул ордена цистерцианцев одобрил папское решение. Однако сторонники строгого соблюдения устава, возглавляемые Арманом Жаном ле Бутийе де Рансе, аббатом монастыря Ла-Трап, сформировали свою конгрегацию траппистов.
Закрытие монастыря
В 16–18 вв. аббатство Клерво несколько раз перестраивалось. В 1706 г. из-за удара молнии в монастыре случился сильный пожар, после которого проводилась серьёзная реконструкция монастырских зданий. При аббате Робере Гассо де Деффане (1718–1740) началось капитальное строительство. В церкви полностью переделали орган, поставили мраморные алтари, статуи (сиденья для хора стоили 7 тыс. ливров, новый главный алтарь обошелся в 3 тыс. ливров). В то же время парижский Коллеж Святого Бернара пришёл в упадок. В 1738 г. генеральный капитул обращался к монастырям ордена с просьбой собрать деньги на его обеспечение. Накануне Французской революции 18 в. в Клерво было 25 монахов, 10 братьев-мирян и 10 пенсионеров. Аббатству принадлежали 15 тыс. га лесных угодий и более 4 тыс. га пахотных земель, промышленный район с рудниками, доменными печами и кузницами, дома в Бар-сюр-Об, Труа и Дижоне. Ежегодный доход составлял более 78 тыс. ливров. Последним аббатом Клерво стал Луи Мари Рокур (1780–1790). При нём были перестроены здание библиотеки, дом для новициев, пекарня и мельницы; планировалось реконструировать гробницу святого Бернарда Клервоского, покрыть пол хора в церкви мрамором, перестроить сакристию, возвести новую колокольню. 2 ноября 1789 г. революционным правительством Франции был издан Декрет о секуляризации церковного имущества. 13 февраля 1790 г. была конфискована монастырская собственность, 17–24 ноября того же года здания аббатства были опечатаны. Аббату Л. М. Рокуру удалось спасти часть мощей и реликвий от поругания, передав их в семьи благочестивых мирян и обители за пределами Франции. Мощи Бернарда Клервоского и Малахии, архиепископа Арма, были спрятаны (ныне хранятся в кафедральном соборе в Труа). В январе 1792 г. аббатство было выставлено на аукцион, на котором его купил П. К. Козон, архитектор из Бар-сюр-Об, чтобы устроить стекольную фабрику. В 1808 г. здания монастыря были выкуплены государством и превращены в тюрьму (в 1960-х гг. размещена в новых зданиях, закрытие планируется в 2022). Монастырская церковь была разобрана, многие здания разрушены и перестроены. В 19–20 вв. в тюрьме содержались главным образом осуждённые по политическим мотивам (члены Парижской коммуны 1871 г., князь П. А. Кропоткин, члены французского Движения Сопротивления, Ш. Моррас). В 1970-е гг. начались реставрационные работы в исторических зданиях Клерво: доме конверсов (12 в.), гостинице для приёма женщин за пределами монастыря (15 в.), рефектории, кельях и библиотеке (18 в.). Созданная в 1979 г. ассоциация «Возрождение аббатства Клерво» (Association «Renaissance de l’Abbaye de Clairvaux») занимается организацией посещений комплекса туристами и охраной исторических памятников.