Макарий (митрополит Московский и всея Руси)
Мака́рий (в миру Михаил) (около 1482, Москва – 31.12.1563, там же), русский церковный деятель, писатель, митрополит Московский и всея Руси (1542–1563); русский святой. Происхождение неизвестно.
Биография до 1542 г.
В конце 15 в. принял монашеский постриг с именем Макарий в боровском Пафнутиевом в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре. По некоторым данным, участвовал в росписи построенных в это время монастырских колокольни и трапезной. Принадлежал к последователям Иосифа Волоцкого, также бывшего выходцем из Пафнутиева монастыря.
В 1523 г. возведён митрополитом Московским и всея Руси Даниилом в сан архимандрита и назначен настоятелем можайского Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря (позднее, уже будучи архиепископом, а затем митрополитом, способствовал каменному строительству в обители). Поддержал решение великого князя московского Василия III Ивановича о вступлении во 2-й брак с Еленой Васильевной Глинской.
4 марта 1526 г. рукоположен митрополитом Даниилом в епископы и поставлен на Новгородскую архиепископскую кафедру, которая не замещалась после сведения архиепископа Серапиона в 1509 г.; Василий III возвратил Макарию казну новгородских архиепископов. Деятельность Макария в Новгороде способствовала укреплению московского влияния в регионе, как политического (благодаря Макарию выступление старицкого князя Андрея Ивановича в 1537 г. практически не распространилось на новгородские земли), так и культурного. Макарий реализовал решения церковного собора 1503 г., введя в новгородских монастырях общежительный устав (1528). При нём была произведена реставрация многих новгородских церквей и икон; отлит большой колокол, поновлены фрески и украшен иконостас Софийского собора. Приняты меры по восстановлению репертуара книг библиотеки при новгородской владычной кафедре (по поручению Макария для неё был переписан ряд рукописных книг). Макарий не порывал отношений и с Пафнутиевым монастырём, в 1534 г. вложил в него переписанное в Новгороде, исключительно богато украшенное т. н. Боровское Евангелие-тетр. В Пскове по указанию Макария был построен архиепископский дворец (1535). Макарий направлял миссионеров для просвещения лапландцев (саамов). Около 1539 г. по его инициативе составлен т. н. Владычный летописный свод Макария. Руководил работами по составлению 1-й редакции «Великих Четьих-Миней» («Великие Минеи-Четьи»; ВМЧ). Начало этим трудам положил монах Досифей (Топорков), который по поручению Макария редактировал в 1528–1529 гг. славянский текст Синайского патерика, впоследствии включённый в ВМЧ. По благословению Макария в 1535 г. толмач Дмитрий Герасимов перевёл толковую Псалтирь Бруно Вюрцбургского, в 1537 г. В. М. Тучков (из рода Тучковых) создал 3-ю редакцию жития преподобного Михаила Клопского.
Во время боярского правления 1530–1540-х гг. старался занимать примирительную позицию, исполняя традиционную роль «печалователя» за опальных лиц. В феврале 1539 г. Макарий возглавлял интронизацию нового предстоятеля Русской Церкви – митрополита Иоасафа (Скрипицына) (1539–1542).
Во главе митрополии (1542–1563)
После сведения пришедшей к власти партией бояр во главе с князем И. В. Шуйским митрополита Иоасафа с кафедры (январь 1542) Макарий был возведён в сан митрополита Московского и всея Руси (19 марта 1542). Стал одним из вдохновителей наступательной восточной внешней политики, в том числе казанских походов. Нараставшие противоречия и напряжение в придворной элите, приведшие к казням видных членов Боярской думы летом 1546 г. и молодых аристократов в январе 1547 г. (без покаяния и причастия), побудили Макария выступить инициатором укрепления власти Ивана IV Васильевича Грозного венчанием его на царство (16 января 1547). С целью получить официальное признание православными патриархами царского титула Ивана IV Макарий позднее обратился к патриарху Константинопольскому Иоасафу II. Повышение статуса русского монарха и Русского государства должно было, по мысли митрополита, увеличить авторитет монарха как внутри страны, так и в мире. 3 февраля 1547 г. Макарий венчал 1-й брак царя с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой в Успенском соборе Московского Кремля.
После Московского восстания 1547 г. стала очевидной необходимость реформ в области государственного управления, военного дела, в сфере налогов и поземельных отношений. Вместе с другими иерархами и представителями белого духовенства (священник Сильвестр), находясь в составе Избранной рады, Макарий принял в этих преобразованиях активное участие. Призывая москвичей к публичному покаянию, он способствовал примирению противоборствовавших политических партий. Моральной основой реформ стали и публичные покаяния представителей власти (в том числе самого царя) на т. н. Соборе примирения 1549 г. Этот собор, в подготовке и проведении которого Макарий сыграл важную роль, стал прототипом последующих Земских соборов. В серьёзных противоречиях по вопросу о церковном землевладении между «иосифлянским» большинством в Русской Церкви и светской властью усилиями Макария в 1549–1551 гг. был найден компромисс: церковные вотчины в общем порядке лишались податных льгот и привилегий, подлежали конфискации некоторые незаконные приобретения, однако сохранялись прежние церковные владения при резком ограничении способов получения новых земель. На церковных соборах, руководимых Макарием, были утверждены образец текста уставной земской грамоты, текст Судебника 1550 г., другие постановления по важнейшим вопросам общественной жизни. Особое значение имел проведённый Макарием Стоглавый собор (1551). На церковных соборах осени 1553 – зимы 1554 гг. при активном участии Макария были осуждены как еретические идеи М. С. Башкина и Феодосия Косого, а также отлучён от Церкви бывший игумен Троице-Сергиева монастыря монах Артемий. В 1-й половине 1550-х гг. принимал участие в дипломатических контактах с Великим княжеством Литовским.
В эпоху святительства Макария симфония священства и царства более чем в какой-либо другой период приближена к канонической норме и практике реальных взаимоотношений. Это можно связать с выявленными С. М. Каштановым весьма многочисленными случаями подтверждения и расширения Иваном IV иммунитетных прав ряда земельных владений Русской Церкви в конце 1540–1550-х гг.
С рубежа 1550–1560-х гг. постепенно стал отходить от дел. В августе 1560 г. отпевал скончавшуюся царицу Анастасию Романовну. В конце 1560 г. участвовал в соборе, созванном по инициативе Ивана IV, на котором бывшие ближайшие советники царя священник Сильвестр и А. Ф. Адашев заочно (Макарий настаивал на их личном присутствии) были осуждены по обвинению в отравлении царицы Анастасии Романовны и других преступлениях. 20 июля 1561 г. святитель крестил в Успенском соборе невесту царя Ивана IV – кабардинскую княжну Гуашанэ (Марию Темрюковну), а 21 августа через месяц венчал 2-й брак царя. По состоянию здоровья пытался уйти на покой (1562, 1563), но уступал давлению со стороны царя.
Хиротонисал 21 иерарха Русской Церкви, в том числе постриженников Иосифова Волоколамского монастыря игумена Хутынского Варлаамиева в честь Преображения Господня монастыря Феодосия в архиепископа Новгородского (1542), архимандрита московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Савву Чёрного в епископа Сарского и Подонского (1544), игумена Иосифова Волоколамского монастыря Гурия (Руготина) в архиепископа Казанского (1555), архимандрита московского Новоспасского в честь Преображения Господня мужского монастыря Нифонта (Кормилицына) в епископа Сарского и Подонского (1554). В 1563 г. после взятия г. Полоцка в результате Полоцкого похода 1562–1563 гг. и принятия решения об учреждении Полоцкой епархии, поставил на неё находившегося на покое епископа Трифона (Ступишина).
Литературная деятельность
Инициатор составления крупных книжных сводов. Под его наблюдением были значительно дополнены ВМЧ: в 1552 г. он дал вкладом в Успенский собор Московского Кремля новую (т. н. Успенскую) их редакцию. Следующая редакция, ещё более объёмная, была преподнесена Ивану IV (т. н. Царская редакция). Позднее ВМЧ использовались при составлении других миней. Полностью сохранилась только Успенская редакция. С именем Макария связаны круг идей «Летописца начала царства» (в нём в том числе приведены речи и послания Макария 1550–1552) и в особенности замысел «Степенной книги» (2-я половина 1550-х – начало 1560-х гг.), в которой впервые сформулирована концепция истории Руси со времён киевского князя Владимира Святославича до середины 16 в. Предпринятая по инициативе Макария канонизация русских святых (в месяцеслов было внесено 39 имён) обусловила создание их житий или новых редакций уже бытовавших текстов. С Макарием связаны выдающиеся архитектурные проекты (храм Василия Блаженного), новации фресковой живописи и иконографии в росписях Благовещенского собора Московского Кремля после пожара 1547 г. Согласно послесловию к «Апостолу» (1564) Ивана Фёдорова, митрополит выступил инициатором организации печатного дела в Москве.
Сочинения Макария полностью не выявлены. Известен ряд его ораторских произведений: проповеди в Успенском соборе во время венчания на царство Ивана IV, при вступлении царя в 1-й брак, приветственная речь при встрече царя после взятия Казани и др. Сохранились переписка Макария с бывшим митрополитом Московским Иоасафом (Скрипицыным), с Максимом Греком, послание князю А. Б. Горбатому (из рода Шуйских) в Казань, ряд грамот нравоучительного и административного характера, а также духовная грамота, написанная незадолго до смерти.
Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.
Канонизация и почитание
Канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 г. Дни памяти: 30 декабря ст. ст., а также в Соборах – Московских святых (последнее воскресенье перед 26 августа ст. ст.), Московских святителей (5 октября ст. ст.), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).
Изображения Макария встречаются в храмовых росписях: в Успенском соборе в Свияжске (16 в.), в храме Николы Надеина в Ярославле (17 в.), в Благовещенском соборе в Казани (19 в.). Он изображён у печатного станка в разделе «Просветители» на горельефе памятника «1000-летие России» в Великом Новгороде (1862; автор проекта М. О. Микешин). В 2001 г. Русской Православной Церковью учреждён орден Святителя Макария, которым награждаются лица за заслуги в области церковной науки и просвещения.