Феофан Грек
Феофа́н Грек, византийский художник, работавший на Руси во 2-й половине 14 – начале 15 вв.
Немногие сведения о его жизни почерпнуты из русских источников: письма монаха Епифания Премудрого к его другу Кириллу, игумену Спасо-Афанасьевского монастыря в Твери, а также из летописей, где названы несколько дат, касающихся работ Феофана Грека. Так, Третья новгородская летопись под 1378 (6886) г. сообщает о росписи Феофаном Греком Спасо-Преображенского собора (церковь Спаса на Ильине улице) в Новгороде. Троицкая летопись называет три даты, связанные с работой «Феофана иконника гречина»: 1395 (6903) г. – «новая каменная церковь Рождества Богородицы» в Москве; 1399 (6907) г. – Архангельский собор в Московском Кремле; 1405 (6913) г. – Благовещенский собор в Московском Кремле, где наряду с Феофаном Греком упомянуты «Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Все три названные в Троицкой летописи церкви упоминает и Епифаний Премудрый. Ни одна из этих росписей не сохранилась. Все источники называют Феофана иконником, а Епифаний Премудрый ещё и «книги изографом нарочитым», т. е. оформителем рукописей. Между тем не сохранилось ни одной иконы и ни одной рукописи с миниатюрами, созданными именно им, о чём было бы документально известно. Единственное несомненное уцелевшее произведение Феофана Грека – фрески в церкви Спаса на Ильине улице. 1405 г. – последняя дата упоминания о Феофане Греке, дальнейшая судьба его неизвестна.
Рассказ Епифания Премудрого о Феофане Греке даёт яркое представление о личности художника. Так, он не смотрел на образцы, на которые привыкли опираться русские художники, не копировал, но рисовал свободно, на виду у всех. «Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям». Живопись Феофана Грека в кругу поздневизантийского искусства представляет собой оригинальное, едва ли не уникальное явление. Созданные им образы далеки от привычной византийской физиогномики, всегда базирующейся на красоте классического типа. Напряжённые, часто нахмуренные, с глазами маленькими и узкими, как щели, едва видными из заросших бровей, со взглядами острыми или совершенно отрешёнными, – они являют собой типы отшельников, будто вознесённые на высоких столпах, оторвавшиеся от земных связей и погружённые в мистические видения. Такие образы предстают зримым художественным воплощением идей современного ему исихазма 14 в. Для создания подобной образности Феофан Грек использует ряд особых стилистических приёмов. Наиболее эффектный и оригинальный из них – передача света, падающего на любую материю. Свет появляется в виде отрывочных, резких вспышек, имеющих форму белых штрихов. Они совершенно условны и являются скорее символами светового воздействия на предмет, нежели иллюзорным освещением. Блики света могут являться в любых произвольных местах, ибо они воплощают Божественные энергии («Дух дышит, где хочет»), которые, по учению Григория Паламы, могут отделяться от Божественной сущности и передаваться человеку и природному миру. Эти световые росчерки становятся у Феофана Грека самыми важными конструктивными элементами формы.
Другой его важный художественный приём – непривычно тёмная колористическая гамма, создающая мистическую атмосферу и состоящая в основном из разных оттенков коричневого, иногда переходящего в нюансы красного, что создаёт «пламенеющее» цветовое поле (таковы столпы у столпников в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине улице). Гаммы в живописи Феофана Грека – сложные, со множеством оттенков, иногда просвечивающих друг через друга. Все эти черты стиля Феофана Грека встречаются в византийском искусстве 14 в. (мозаики Фетхие-джами и Карие-джами в Константинополе, некоторые иконы и миниатюры и др.), однако создания Феофана Грека по силе выразительности превосходят все опыты мастеров сходной художественной устремлённости. Используя нужные ему приёмы из арсенала уже имеющихся, Феофан Грек обострил их, сделал их главными в своей художественной системе, тем самым усилил их символическую значимость.
Феофану Греку приписывают ряд икон и одну русскую рукопись с миниатюрами и орнаментами – знаменитое Евангелие Хитрово (начала 15 в., РГБ). Важнейшие среди икон – двусторонняя Донская икона Божией Матери с «Успением» на обороте (ГТГ), иконы из деисуса в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля (Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостол Павел и др.), «Преображение» из ГТГ и др. Ни одна из них не похожа на фрески Феофана Грека в Новгороде – ни типологией лиц, ни характером образов, ни художественными приёмами. Все они созданы в более традиционном, классическом стиле, главным в них является гармония, спокойное равновесие, а не пронзительная озарённость, как во фресках. Если всё это написал Феофан Грек, то можно только предполагать, что он намеренно изменил характер своих образов либо же перемены в его работах были обусловлены другим этапом жизни, когда он работал в Москве, и т. п.; на этот вопрос ответа нет. Среди множества возникших на Руси произведений конца 14 – начала 15 вв. лишь немногие обладают столь высоким качеством и уровнем мастерства (особенно Донская Богоматерь и иконы из деисуса Благовещенского собора, прежде всего Богоматерь), каковых всё же не было у русских мастеров этого времени, что и склоняет к мысли о том, что это работы Феофана Грека.