Живописцы

Феофан Грек

Феофа́н Грек, византийский художник, работавший на Руси во 2-й половине 14 – начале 15 вв. Немногие сведения о его жизни почерпнуты из русских источников: письма монаха к его другу Кириллу, игумену Спасо-Афанасьевского монастыря в , а также из летописей, где названы несколько дат, касающихся работ Феофана Грека. Так, Третья новгородская летопись под 1378 (6886) г. сообщает о росписи Феофаном Греком Спасо-Преображенского собора () в . Троицкая летопись называет три даты, связанные с работой «Феофана иконника гречина»: 1395 (6903) г. – «новая каменная церковь Рождества Богородицы» в Москве; 1399 (6907) г. – в ; 1405 (6913) г. – в Московском Кремле, где наряду с Феофаном Греком упомянуты « старец с Городца, да чернец ». Все три названные в Троицкой летописи церкви упоминает и Епифаний Премудрый. Ни одна из этих росписей не сохранилась. Все источники называют Феофана иконником, а Епифаний Премудрый ещё и «книги изографом нарочитым», т. е. оформителем рукописей. Между тем не сохранилось ни одной иконы и ни одной рукописи с миниатюрами, созданными именно им, о чём было бы документально известно. Единственное несомненное уцелевшее произведение Феофана Грека – в церкви Спаса на Ильине улице. 1405 г. – последняя дата упоминания о Феофане Греке, дальнейшая судьба его неизвестна.

Рассказ Епифания Премудрого о Феофане Греке даёт яркое представление о личности художника. Так, он не смотрел на образцы, на которые привыкли опираться русские художники, не копировал, но рисовал свободно, на виду у всех. «Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям». Живопись Феофана Грека в кругу поздневизантийского искусства представляет собой оригинальное, едва ли не уникальное явление. Созданные им образы далеки от привычной византийской физиогномики, всегда базирующейся на красоте классического типа. Напряжённые, часто нахмуренные, с глазами маленькими и узкими, как щели, едва видными из заросших бровей, со взглядами острыми или совершенно отрешёнными, – они являют собой типы отшельников, будто вознесённые на высоких столпах, оторвавшиеся от земных связей и погружённые в мистические видения. Такие образы предстают зримым художественным воплощением идей современного ему 14 в. Для создания подобной образности Феофан Грек использует ряд особых стилистических приёмов. Наиболее эффектный и оригинальный из них – передача света, падающего на любую материю. Свет появляется в виде отрывочных, резких вспышек, имеющих форму белых штрихов. Они совершенно условны и являются скорее символами светового воздействия на предмет, нежели иллюзорным освещением. Блики света могут являться в любых произвольных местах, ибо они воплощают Божественные энергии («Дух дышит, где хочет»), которые, по учению , могут отделяться от Божественной сущности и передаваться человеку и природному миру. Эти световые росчерки становятся у Феофана Грека самыми важными конструктивными элементами формы. Другой его важный художественный приём – непривычно тёмная колористическая гамма, создающая мистическую атмосферу и состоящая в основном из разных оттенков коричневого, иногда переходящего в нюансы красного, что создаёт «пламенеющее» цветовое поле (таковы столпы у столпников в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине улице). Гаммы в живописи Феофана Грека – сложные, со множеством оттенков, иногда просвечивающих друг через друга. Все эти черты стиля Феофана Грека встречаются в византийском искусстве 14 в. (мозаики и в Константинополе, некоторые иконы и миниатюры и др.), однако создания Феофана Грека по силе выразительности превосходят все опыты мастеров сходной художественной устремлённости. Используя нужные ему приёмы из арсенала уже имеющихся, Феофан Грек обострил их, сделал их главными в своей художественной системе, тем самым усилил их символическую значимость.

Феофан Грек. Ветхозаветная Троица. Троицкий придел церкви Спаса на Ильине улице, Великий Новгород. 1378Феофан Грек. Ветхозаветная Троица. Троицкий придел церкви Спаса на Ильине улице, Великий Новгород. 1378. © Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород

Феофану Греку приписывают ряд икон и одну русскую рукопись с миниатюрами и орнаментами – знаменитое (начала 15 в., РГБ). Важнейшие среди икон – двусторонняя с «Успением» на обороте (ГТГ), иконы из в (Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостол Павел и др.), «Преображение» из ГТГ и др. Ни одна из них не похожа на фрески Феофана Грека в Новгороде – ни типологией лиц, ни характером образов, ни художественными приёмами. Все они созданы в более традиционном, классическом стиле, главным в них является гармония, спокойное равновесие, а не пронзительная озарённость, как во фресках. Если всё это написал Феофан Грек, то можно только предполагать, что он намеренно изменил характер своих образов либо же перемены в его работах были обусловлены другим этапом жизни, когда он работал в Москве, и т. п.; на этот вопрос ответа нет. Среди множества возникших на Руси произведений конца 14 – начала 15 вв. лишь немногие обладают столь высоким качеством и уровнем мастерства (особенно Донская Богоматерь и иконы из деисуса Благовещенского собора, прежде всего Богоматерь), каковых всё же не было у русских мастеров этого времени, что и склоняет к мысли о том, что это работы Феофана Грека.

  • Древнерусские живописцы
  • Древнерусская монументальная живопись