Бернард Клервоский
Берна́рд Клерво́ский (лат. Bernardus Claraevallensis) (1090, Фонтен-ле-Дижон, Бургундия – 20.8.1153, Клерво, Шампань), церковный деятель, богослов-мистик, святой католической церкви.
Деятельность
Родился в знатной семье; в 1113 г. принял монашество, в 1115 г. стал аббатом основанного им в долине, неподалёку от реки Об, монастыря; эту долину Бернард Клервоский назвал «Ясная долина» (лат. Clara vallis), или Клерво (Clairvaux). В основанном им монастыре уделял значительное внимание организации монашеской жизни. В 1119 г. вступил в полемику с аббатством Клюни, где в то время наблюдалось ослабление монастырской дисциплины.
В 1128 г. Бернарду Клервоскому было предложено составить устав для ордена тамплиеров. Во время схизмы 1130–1138 гг., когда после смерти папы Гонория II место понтифика оспаривали сразу три папы [Иннокентий II (1130–1143), Анаклет II (1130–1138) и Виктор IV (март – май 1138)], Бернард Клервоский поддержал Иннокентия II. В 1140 г. на Сансском соборе выдвинул обвинения против П. Абеляра, в результате чего Абеляр был осуждён. В 1144–1145 гг. выступил против учения Арнольда Брешианского, критиковавшего чрезмерное богатство и роскошь Церкви, а также притязания римских пап на светскую власть. Влияние Бернарда Клервоского усилилось в 1145 г., после избрания папы Евгения III (1145–1153), который был его учеником. В 1146–1147 гг. Бернард Клервоский активно поддержал идею 2-го крестового похода, результаты которого, однако, не оправдали его ожиданий. В 1148 г. на соборе в Реймсе добивался осуждения тринитарного учения Гильберта Порретанского. В 1148–1149 гг. выступал против альбигойцев в Тулузе.
Богословие
Бернард Клервоский не признавал логико-философских методов исследования в области богословия, которые называл игрой в диалектическое искусство (Contra Abaelard., I.1). «Мирской философии» предпочитал «Павлову философию» (In Cantica, XLIII.4; De diversis, VII.1). Подобно Августину, Бернард Клервоский полагал, что вера должна предшествовать знанию (Contra Abaelard., I.1; IV.9). Вера и разумение обладают точной истиной, но вера – истиной сокрытой, а разумение – открытой и явной (De consider., V.III.5). Для учения Бернарда Клервоского о богопознании характерен восточный апофатизм: возможно познать, что Бог существует, но не то, что он есть по своей сущности (In Cantica, XXXI.3). Бог для Бернарда Клервоского, как и для Ансельма Кентерберийского, есть то, больше чего ничего нельзя помыслить (De consider., V.VII.15; Contra Abaelard., II.4): Бог – это единственное и высшее величие (Contra Abaelard., II.4), высшее благо (De consider., V. I.2; In Cantica, LXXX.6) или наилучшее (De consider., V.III.5).
В вопросе личного спасения Бернард Клервоский пытается согласовать точку зрения Августина, видевшего основу спасения в действии божественной благодати, не зависящей от человеческих заслуг, с учением о свободе человеческой воли и деятельности. По мнению Бернарда Клервоского, каждый осуществляющий в силу свободного выбора соработание благодати получает спасение, совершаемое ею (De gratia et lib. arb., I.2). Понятие «вечного предопределения» Бернард Клервоский соотносит с новозаветным понятием «небесного рождения» (1 Ин. 3:9), т. к. ещё прежде создания мира Бог возлюбил своих избранных в своём Сыне (In Cantica, XXIII.15). Из-за учения Бернарда Клервоского об оправдании верой и о предопределении некоторые западные учёные считали его «предтечей протестантизма».
Бернард Клервоский считается родоначальником западной средневековой мистики. Согласно его взглядам, путь к духовному совершенству и соединению с Богом состоит из 7 ступеней: сердечное сокрушение; благоговение; труд покаяния; дела милосердия; усердная молитва; покой созерцания; полнота любви (In Cantica, XVIII.6). Основу мистического, непосредственного общения с Богом Бернард Клервоский видел в смирении, которое есть путь, ведущий к истине (De gradib. humilit., I.1–2).
В 1174 г. Бернард Клервоский был канонизирован папой Александром III; в 1830 г. папа Пий VIII провозгласил Бернарда Клервоского учителем Западной церкви. Дни памяти в католической церкви – 20 августа, 14 ноября.
Вклад в музыку
В контексте реформы Церкви, поддержанной Бернардом Клервоским, и полемики о дисциплине и уставе в монашеских общинах находятся также его сочинения о богослужебном пении. Так, Бернард Клервоский (в письме к аббату Гвидо) требует, чтобы песнопения носили «торжественный характер, были лишены чувственности и грубости, сладость не должна переходить в легкомыслие». Музыка хорала, по мысли Бернарда Клервоского, «не должна отвлекать от смысла слов, но должна способствовать более плодотворному их усвоению».
Т. н. «Тонарий Святого Бернарда», новые цистерцианские антифонарий и градуал, переделанные в духе реформы (для достижения большей «чистоты» и «истинности» из хоралов удалена вся хроматика, выправлены неопределённые в ладовом отношении мелодии), по-видимому, не принадлежат Бернарду Клервоскому.