Тег

Книжная миниатюра

Книжная миниатюра
Найденo 8 статей
Скульпторы
Андре Боневё
Андре́ Боневё (около 1335 – около 1401/1403), французский и фламандский скульптор, живописец, миниатюрист, представитель интернациональной готики. Один из наиболее значимых мастеров франко-фламандского искусства 2-й половины 14 в. Работал при дворах Карла V, герцога Жана Беррийского, графа Людовика II Мальского. Автор надгробий Карла V в аббатстве Сен-Дени (1364–1366), Людовика II Мальского для погребальной часовни Святой Екатерины в церкви Богоматери в Кортрейке (после 1372), отдельных миниатюр «Псалтири Жана Беррийского» (около 1380–1385, Национальная библиотека, Париж), «Прекраснейшего часослова герцога Беррийского» («Брюссельский часослов»; 1401–1403 или 1405–1410, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель), предположительно – живописного портрета английского короля Ричарда II на троне (1390-е гг., дерево, масло, Вестминстерское аббатство, Лондон).
Андре Боневё. Царь Давид. Миниатюра из Псалтыри герцога Беррийского. Ок. 1380–1385
Термины
Книжная миниатюра
Кни́жная миниатю́ра, вид живописи, иллюстрации в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы книжного оформления (инициалы, заставки, маргиналии и др.). Художественная традиция книжной миниатюры восходит к античной и раннехристианской миниатюре на свитках, в конце 4 – начале 5 вв. она трансформировалась в самостоятельный вид искусства украшения кодекса, распространившись в странах Византийского мира (Византия, Армения, Грузия, Древнерусское государство и др.), Западной средневековой цивилизации, на арабском Востоке. Исчезновение книжной миниатюры стало следствием изобретения книгопечатания в середине 15 в. Самобытная школа книжной миниатюры также сложилась в Индии 16–17 вв.
Вознесение с Давидом и Исаией; Сошествие Cвятого Духа на апостолов (сверху, в своде церкви). Миниатюра из Гомилий Иа­ко­ва Кок­ки­но­ваф­ско­го
Произведения живописи
Exsultet
Exsultet, нотированные иллюминированные свитки, использовавшиеся в ходе католического пасхального богослужения в Южной Италии в 10–14 вв. Названы по первому слову праздничной молитвы «Exsultet iam angelica turba caelorum» (лат. «Возрадуйтесь же, хоры ангелов небесных»), зачитывающейся во время благословления пасхальной свечи. Текст, а также мелодия песнопения, записанные в этих свитках, восходят к южноитальянской литургической практике (беневентанский обряд). Свитки, как правило, имели крупный формат (до 0,3 х 9 м) и склеивались из нескольких больших листов пергамена; нотированный текст чередовался с иллюстрациями, развёрнутыми относительно него на 180° для удобства восприятия прихожанами во время чтения свитка с кафедры.
Христос во славе и Освящение воды. Миниатюра из свитка Exsulted. Южная Италия. 11 в.
Термины
Иллюминированная рукопись
Иллюмини́рованная ру́копись (от лат. illuminatio – освещаю, делаю ярким, украшаю), вид средневековой рукописи, богато декорированной иллюстрациями, инициалами, маргиналиями, орнаментальными бордюрами и др. В период «Каролингского возрождения», а также в романскую эпоху иллюминированными назывались только те рукописи, при создании которых миниатюристы использовали технику золочения или серебрения. Современное понятие используется в более широком смысле для обозначения любых рукописей с элементами живописного декора. Большинство средневековых иллюминированных рукописей (как правило, религиозных) выполнены в формате кодексов на пергамене монахами-писцами в скрипториях крупных религиозных центров. Ранние образцы иллюминированных рукописей можно обнаружить в период поздней Античности («Ватиканский Вергилий», начало 5 в.), однако их широкое распространение относится к эпохе Средневековья. Закат искусства иллюминации манускриптов связан с распространением книгопечатания в Европе в 16 в., хотя роскошные иллюминированные кодексы продолжали создаваться для библиотек заказчиков-интеллектуалов эпохи Возрождения («Часослов Фарнезе», 1546).
Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса. Ок. 1000 – 1020
Термины
Маргиналия
Маргина́лия (маргинальная иллюстрация; от позднелат. marginalis – находящийся на краю), небольшая иллюстрация на полях средневековой рукописи. Маргиналия могла как разъяснять основной текст рукописи при помощи рисунка (изобразительный аналог маргинальной глоссы), так и выполнять исключительно декоративную функцию. В 13–15 вв. в Европе получила распространение светская маргинальная иллюстрация (как правило, в псалтирях и часословах), которая не имела связи с основным текстом и носила морализаторский или даже развлекательный характер. На полях рукописи могли быть изображены иллюстрации к пословицам, сцены охоты, куртуазные сценки, а также монструозные комические существа – т. н. дролери.
Вознесение. Маргиналия из Хлудовской псалтири. Середина 9 в.