Государственный музей Востока
Госуда́рственный музе́й Восто́ка (ГМВ), одно из крупнейших в России музейных собраний произведений восточного искусства. Основан в Москве 30 октября 1918 г. как Ars Asiatica (лат. Искусство Азии) по решению президиума Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников при Народном комиссариате просвещения.
Первоначально музей состоял из двух отделов – Дальнего Востока и Ближнего Востока, и ему было отведено помещение в национализированном особняке фабриканта и коллекционера В. О. Гиршмана (построен у Красных ворот в 1897), в котором находилось хранилище Национального музейного фонда. В 1919–1923 гг. музей располагался в двух помещениях Исторического музея, где первым среди новых, созданных в РСФСР музеев открыл свои экспозиции. С 1923 по 1926 гг. занимал часть здания бывшего Строгановского училища (в те годы – здание Вхутемаса, ныне – Московского архитектурного института), а затем переехал в особняк И. Е. Цветкова (бывшая Цветковская галерея) на Кропоткинской набережной.
В 1925 г. музей был переименован в Государственный музей восточных культур (ГМВК). В 1929 г. антирелигиозная комиссия Московского комитета ВКП(б) приняла решение о передаче музею храмового комплекса Илии Пророка на улице Воронцово Поле (согласно летописям первый, деревянный храм Илии Пророка существовал на этом месте уже в 1476, в 1514–1515 вместо него архитектором Алевизом Новым возведён каменный храм Благовещения, в 17 в. рядом построен небольшой новый храм Илии Пророка, а в 1702 Благовещенская церковь заменена крупным церковным зданием, также посвящённым Илие Пророку; комплекс неоднократно перестраивался в 18–20 вв.), где в 1931 г. открылись временные выставки, а через год – первые постоянные экспозиции. В июле 1941 г. часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск, оставшаяся доля упакованных в ящики предметов хранилась в подвалах музея. По возвращении в ноябре 1944 г. коллекций из эвакуации начались работы по восстановлению экспозиций, и в мае 1945 г. в музее открылись постоянные выставки искусства республик Советского Востока, Китая, Японии и Индии.
В 1962 г. музей получил новое название – Государственный музей искусства народов Востока (ГМИНВ). В 1966 г. начались поиски нового здания для музея, и в 1970 г. ему был передан усадебный комплекс на Никитском бульваре, д. 12А, т. н. Дом Луниных (построен в 1813–1823 по проекту архитектора Д. Жилярди в стиле московского ампира). После длительной реставрации здания здесь в 1980–1990-х гг. начали создаваться постоянные экспозиции (в 1984 экспозиция творчества Н. К. Рериха и С. Н. Рериха, в 1988 – искусства Кореи, в 1989 – Китая, в 1991 – Японии, в 1992 – Юго-Восточной Азии, в 1993 – Кавказа, Средней Азии, народов Севера и Сибири, в 1995–2000 – Ирана, Индии, Центральной Азии и др.). В 1985 г. в Майкопе в Адыгее основан Северокавказский филиал ГМИНВ, ставший одним из крупнейших культурных центров на юге России.
В 1991 г. музей стал называться Государственным музеем Востока, сохранив при этом, согласно уставу, и прежнее название ГМИНВ, используемое в основном в официальных документах. В декабре того же года указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина он включён в список особо ценных объектов культурного наследия. В 2016 г. создан второй музейный филиал – Музей Рерихов, расположившийся сначала в усадьбе Лопухиных (конец 17 в.), а с 2018–2019 гг. – на первом этаже павильона № 13 на ВДНХ. В этот же павильон в 2019 г. переехали фондохранилища музея, прежде находившиеся в храмовом комплексе Илии Пророка на Воронцовом Поле, который был возвращён Русской православной церкви. Часть археологических коллекций и музейные реставрационные мастерские размещены в строении № 179 на ВДНХ.
Собрание музея в первые десятилетия его существования формировалось за счёт передачи произведений искусства из национализированных магазинов антиквариата и ковров, складов, но главным образом – из Национального музейного фонда, откуда в музей поступили восточные коллекции известных русских собирателей: П. И. Щукина и С. И. Щукина, Г. А. Брокара, И. С. Остроухова, П. П. Кончаловского, А. К. Фаберже, Б. О. Гавронского, П. И. Харитоненко, К. Ф. Некрасова и др. В 1926 г. приобретена большая буддийская коллекция А. М. Позднеева, а в 1927 г. В. Г. Тардов подарил музею уникальную коллекцию искусства Ирана. С конца 1920-х гг. музейное собрание, помимо даров и закупок у частных лиц, пополнялось путём передачи восточных предметов из других музеев: бывшего музея Строгановского училища, Румянцевского музея, Первого и Пятого пролетарских музеев, Центрального музея народоведения, Исторического музея, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, из музеев Калуги, Таганрога, Ялты, Читы, Иваново-Вознесенска, музея-усадьбы Остафьево и др. Важнейшим источником пополнения фондов ГМВК были закупочные и археологические экспедиции в республики Советского Востока, которые регулярно проводились сотрудниками музея с 1929 до 1941 гг. После окончания Второй мировой войны среди наиболее значительных новых поступлений были: коллекция древней и средневековой керамики, полученная в дар от Французской археологической миссии в Иране (1945); чрезвычайно ценная коллекция искусства Японии и Китая, собранная японским коллекционером и меценатом Сюдо Садаму (1946–1947); богатейшее собрание китайского декоративно-прикладного искусства (около 1,5 тыс. произведений), подаренное музею Д. М. Мельниковым (1948–1949).
Наиболее активный период собирательства падает на 1950–1980-е гг. В музей поступали многочисленные коллекции профессионального и народного искусства советских республик Средней Азии и Кавказа, а также Китая, Индии, Монголии, Вьетнама, Мьянмы и других государств Азии и Африки. Их музей приобретал либо получал в дар от посольств из числа экспонатов на проходивших в Москве и Ленинграде грандиозных выставках искусства из этих стран. В 1953 г. из Исторического музея Туркменской ССР ГМВК переданы знаменитые нисийские ритоны, обнаруженные в ходе раскопок Южно-Туркменистанской археологической экспедиции. Ценнейшими дарами частных собирателей стали коллекции Н. К. и С. Н. Рерихов, переданные К. Кэмпбелл-Стиббе, собрание дальневосточного искусства В. С. Калабушкина, коллекции японской гравюры И. Э. Грабаря и А. С. Коломиец (все в 1970-х гг.). С 1969 г. возобновились важные для пополнения музейного собрания закупочные экспедиции, география которых включала, помимо Средней Азии, Казахстана и Кавказа, и новые для музея регионы – Туву, Алтай, Бурятию, Таймыр, Приамурье, Афганистан. После образования в музее в 1981 г. отдела материальной культуры и древнего искусства Востока активизировалась археологическая деятельность, благодаря чему в музей поступали предметы из раскопок в Средней Азии (Кара-Тепе в Старом Термезе, Афрасиаб, Варахша, Дурмен-Тепе и др.), на Северном Кавказе (Адыгея, Северная Осетия, Краснодарский и Ставропольский края) и на Чукотке. В 1990–2000-х гг. фонды музея значительно пополнились археологическими коллекциями Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири, переданными из МГУ имени М. В. Ломоносова, Института археологии РАН и Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.
В начале 2020-х гг. в собрании музея представлены памятники художественной культуры из более чем 100 стран Азии и Африки общим числом свыше 150 тыс. предметов. Подавляющее большинство из них – оригинальные произведения искусства, предметы быта и декоративно-прикладного творчества, датируемые от эпохи неолита до 21 в. Коллекции сформированы по регионам, отдельным странам (Дальний Восток, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия, Южная, Центральная и Средняя Азия, Северный Кавказ и Закавказье, Сибирь и Крайний Север, Северная и Тропическая Африка и др.) и по материалам, из которых изготовлены конкретные предметы. На региональных принципах построены постоянные экспозиции, в рамках которых демонстрируется более 5 тыс. музейных предметов. Отдельный зал посвящён современной живописи, графике и скульптуре Кавказа и Средней Азии, где представлены работы таких выдающихся мастеров, как Н. Пиросманашвили, Е. Д. Ахвледиани, М. С. Сарьян, Е. С. Кочар, Л. Д. Гудиашвили, А. Н. Волков, А. В. Николаев (Усто Мумин), П. П. Беньков, Р. М. Мазель, Б. Ю. Нурали, С. А. Чуйков, Л. А. Ильина, В. М. Боборыкин, А. А. Алимзаде и др. Небольшая часть изделий из драгоценных металлов, входящих в археологические коллекции (содержат в целом около 70 тыс. предметов) демонстрируется в открытом хранении «Особая кладовая». В 2018–2019 гг. в павильоне № 13 на ВДНХ созданы экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» (более 600 работ) и масштабное открытое хранение, представляющее около 1,5 тыс. произведений искусства Востока.
В разное время в музее работали крупные российские учёные-востоковеды и деятели культуры: Б. В. Веймарн, В. Е. Войтов, О. Н. Глухарёва, Ф. В. Гогель (первый директор музея с 1919 до середины 1920-х гг.), Н. Е. Григорович, Б. П. Денике, Б. Н. Заходер, А. М. Лесков, И. Ф. Муриан, Н. С. Николаева, Н. И. Ожегова, Г. П. Попов, Л. И. Ремпель, Б. Я. Ставиский, В. Л. Сычёв, Н. С. Сычёва, А. С. Тесёлкин, С. И. Тюляев и др. Большое значение в продвижении идеи создания музея и разработке его концепции принадлежит искусствоведу и писателю П. П. Муратову, которому в 2018 г. в фойе музея установлена мемориальная плита. Музей ведёт большую выставочную, научную и просветительскую деятельность, издаёт «Научные сообщения» (с 1969), каталоги, альбомы, монографии, архивные документы, сборники статей. Ежегодно в музее проходят научные сессии, конференции, круглые столы, посвящённые культуре Востока, проводятся экскурсии, лекции, концерты, кинопоказы, действуют научная библиотека и «Школа востоковеда».