#Иллюминированные манускриптыИллюминированные манускриптыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИллюминированные манускриптыИллюминированные манускриптыНайденo 10 статейМузыкальные памятникиМузыкальные памятники Кодекс КаликстаКо́декс Ка́ликста (лат. Codex Calixtinus), иллюминированная рукопись. Основная часть составлена в 1130–1140-х гг. Названа по имени папы Римского, которому приписывалась: рукопись начинается с письма, где автор представляется Каликстом II, однако годы жизни папы не совпадают со временем создания кодекса (одно из чудес, описанных в нём, относится к 1135). Хранится в соборе Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела (была украдена в июле 2011, через год найдена). Насчитывает 225 пергаментных листов, состоит из 5 частей. Первая содержит литургические тексты, связанные с Иаковом, а также описания его мученической кончины, вторая посвящена связанным с ним чудесам, третья – истории обретения его мощей в Галисии, четвёртая – испанскому походу Карла Великого. Пятая часть представляет собой руководство для паломников, проходящих Путь святого Иакова. Также кодекс включает 2 приложения, второе было добавлено, предположительно, позднее, в конце 12 в. Первая часть и приложения содержат нотированные фрагменты, составляющие важнейший памятник средневековой музыки.Скульпторы Андре БоневёАндре́ Боневё (около 1335 – около 1401/1403), французский и фламандский скульптор, живописец, миниатюрист, представитель интернациональной готики. Один из наиболее значимых мастеров франко-фламандского искусства 2-й половины 14 в. Работал при дворах Карла V, герцога Жана Беррийского, графа Людовика II Мальского. Автор надгробий Карла V в аббатстве Сен-Дени (1364–1366), Людовика II Мальского для погребальной часовни Святой Екатерины в церкви Богоматери в Кортрейке (после 1372), отдельных миниатюр «Псалтири Жана Беррийского» (около 1380–1385, Национальная библиотека, Париж), «Прекраснейшего часослова герцога Беррийского» («Брюссельский часослов»; 1401–1403 или 1405–1410, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель), предположительно – живописного портрета английского короля Ричарда II на троне (1390-е гг., дерево, масло, Вестминстерское аббатство, Лондон).Термины Книжная миниатюраКни́жная миниатю́ра, вид живописи, иллюстрации в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы книжного оформления (инициалы, заставки, маргиналии и др.). Художественная традиция книжной миниатюры восходит к античной и раннехристианской миниатюре на свитках, в конце 4 – начале 5 вв. она трансформировалась в самостоятельный вид искусства украшения кодекса, распространившись в странах Византийского мира (Византия, Армения, Грузия, Древнерусское государство и др.), Западной средневековой цивилизации, на арабском Востоке. Исчезновение книжной миниатюры стало следствием изобретения книгопечатания в середине 15 в. Самобытная школа книжной миниатюры также сложилась в Индии 16–17 вв.Произведения живописи ExsultetExsultet, нотированные иллюминированные свитки, использовавшиеся в ходе католического пасхального богослужения в Южной Италии в 10–14 вв. Названы по первому слову праздничной молитвы «Exsultet iam angelica turba caelorum» (лат. «Возрадуйтесь же, хоры ангелов небесных»), зачитывающейся во время благословления пасхальной свечи. Текст, а также мелодия песнопения, записанные в этих свитках, восходят к южноитальянской литургической практике (беневентанский обряд). Свитки, как правило, имели крупный формат (до 0,3 х 9 м) и склеивались из нескольких больших листов пергамена; нотированный текст чередовался с иллюстрациями, развёрнутыми относительно него на 180° для удобства восприятия прихожанами во время чтения свитка с кафедры.Произведения живописи «Морализованная Библия»«Морализо́ванная Би́блия» (франц. Bible moralisée), тип средневековой западноевропейской иллюстрированной Библии, где изображения сопровождаются отрывками из Священного Писания и комментариями. Получил распространение в 13–15 вв. Первые «морализованные Библии» (манускрипты № 2554 и № 1179 из Австрийской национальной библиотеки, оба 1225–1249) связываются с заказом Бланки Кастильской, матери Людовика IX Святого. У рукописей этого типа – стандартный принцип размещения текста и иллюстраций: на каждой странице – восемь изображений, заключённых в медальоны (в 13 в.) или рамки иной формы (в более поздних памятниках); каждому изображению соответствует текст. Блоки из текста и иллюстрации к нему сгруппированы попарно: четыре фрагмента Священного Писания и четыре комментария, в которых сопоставляются события Ветхого и Нового Заветов или раскрывается их аллегорический и моральный смысл. К типу «морализованная Библия» исследователи относят от 7 до 15 манускриптов 13–15 вв.Живописцы Лимбург (братья)Ли́мбу́рг (Limbourg), французские живописцы-миниатюристы, братья: Поль (Paul) (год рождения неизвестен – ум. 1416), Эрман (Herman) (год рождения неизвестен – ум. 1416) и Жан (Johan) (год рождения неизвестен – ум. до 1416). Авторы иллюстраций «Морализованной Библии» (1402–1404), ряда миниатюр в «Прекраснейшем часослове Богоматери герцога Беррийского» («Très Belles Heures…»; около 1405–1409, все – Национальная библиотека, Париж) и др. Главное произведение – известнейший памятник позднеготического искусства «Роскошный часослов герцога Беррийского» («Très Riches Heures…»; Музей Конде, Шантийи): из 129 миниатюр рукописи братьям Лимбург принадлежат 65 (созданы между 1412 и 1416).Термины Златофонная миниатюраЗлатофо́нная миниатю́ра, средневековая миниатюра с золотым фоном, который символизирует божественное сияние. Наибольшее распространение златофонные миниатюры получили в англосаксонском искусстве раннего Средневековья («Стокгольмский Золотой кодекс», середина 8 в.), в эпоху «Каролингского» («Золотой кодекс из Лорша», 778–820) и «Оттоновского возрождения» («Золотой кодекс из Эктернаха», 1030–1050), а также в византийском искусстве Македонского возрождения («Минологий Василия II», 1-я четверть 11 в.) и эпохи Комнинов («Гомилии Святого Иоанна Златоуста», 1074–1081). Золочение выполнялось в технике наложения листов сусального золота на поверхность пергамента. Покрытие золотом было одним из основополагающих этапов иллюминирования манускриптов, осуществлялось после написания текста и прорисовки контуров будущей миниатюры, но до нанесения красок.Термины КвадрифолийКвадрифо́лий (лат. quadrifolium – четырёхлистник), декоративный мотив в форме четырёхлистника. Известен приблизительно с 5 в. н. э., получил наибольшее распространение в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве готики.Произведения живописи «Атлантовские Библии»«Атла́нтовские Би́блии» (итал. Bibbie Atlantiche), группа романских иллюстрированных манускриптов, созданных в центральной Италии во 2-й половине 11 – 1-й половине 12 вв. Рукописи этой группы представляют собой полный текст Вульгаты в едином томе (пандект), имеют крупные размеры (около 55–60 см на 30–40 см), в системе их декора используются инициалы, в некоторых экземплярах – также многорегистровые фронтисписы. Распространение манускриптов этого типа связывают с Григорианской реформой; к наиболее известным образцам относятся Библия Пантеона (Vat. lat. 12958), Палатинская Библия (Pal. lat. 3), Библия из Тоди (Vat. lat. 10405, все три – в Библиотеке Ватикана), Библия из Перуджи (Библиотека Augusta в Перудже, Сod. L.59).Термины Типологический принципТипологи́ческий при́нцип, экзегетический принцип сопоставления, согласования ветхозаветных и новозаветных событий, в основе которого лежит представление о прообразовательной роли Ветхого Завета (лат. Concordatio veteris ac novi testamenti – принцип согласования Заветов). В иконографии под термином «тип» (или «префигурация») понимаются сюжеты или персонажи Ветхого Завета, выступающие прообразами к новозаветным событиям и персонажам. Термин «антитип» используется для обозначения новозаветных сцен и персонажей, которые в рамках иконографической программы сопоставляются с ветхозаветными прообразами.