#Иллюминированные манускрипты
Иллюминированные манускрипты
Тег

Иллюминированные манускрипты

Иллюминированные манускрипты
Найденo 10 статей
Кодекс Каликста. Фрагмент
Музыкальные памятникиМузыкальные памятники
Кодекс Каликста
Ко́декс Ка́ликста (лат. Codex Calixtinus), иллюминированная рукопись. Основная часть составлена в 1130–1140-х гг. Названа по имени папы Римского, которому приписывалась: рукопись начинается с письма, где автор представляется Каликстом II, однако годы жизни папы не совпадают со временем создания кодекса (одно из чудес, описанных в нём, относится к 1135). Хранится в соборе Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела (была украдена в июле 2011, через год найдена). Насчитывает 225 пергаментных листов, состоит из 5 частей. Первая содержит литургические тексты, связанные с Иаковом, а также описания его мученической кончины, вторая посвящена связанным с ним чудесам, третья – истории обретения его мощей в Галисии, четвёртая – испанскому походу Карла Великого. Пятая часть представляет собой руководство для паломников, проходящих Путь святого Иакова. Также кодекс включает 2 приложения, второе было добавлено, предположительно, позднее, в конце 12 в. Первая часть и приложения содержат нотированные фрагменты, составляющие важнейший памятник средневековой музыки.
Скульпторы
Андре Боневё
Андре́ Боневё (около 1335 – около 1401/1403), французский и фламандский скульптор, живописец, миниатюрист, представитель интернациональной готики. Один из наиболее значимых мастеров франко-фламандского искусства 2-й половины 14 в. Работал при дворах Карла V, герцога Жана Беррийского, графа Людовика II Мальского. Автор надгробий Карла V в аббатстве Сен-Дени (1364–1366), Людовика II Мальского для погребальной часовни Святой Екатерины в церкви Богоматери в Кортрейке (после 1372), отдельных миниатюр «Псалтири Жана Беррийского» (около 1380–1385, Национальная библиотека, Париж), «Прекраснейшего часослова герцога Беррийского» («Брюссельский часослов»; 1401–1403 или 1405–1410, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель), предположительно – живописного портрета английского короля Ричарда II на троне (1390-е гг., дерево, масло, Вестминстерское аббатство, Лондон).
Андре Боневё. Царь Давид. Миниатюра из Псалтыри герцога Беррийского. Ок. 1380–1385
Термины
Книжная миниатюра
Кни́жная миниатю́ра, вид живописи, иллюстрации в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы книжного оформления (инициалы, заставки, маргиналии и др.). Художественная традиция книжной миниатюры восходит к античной и раннехристианской миниатюре на свитках, в конце 4 – начале 5 вв. она трансформировалась в самостоятельный вид искусства украшения кодекса, распространившись в странах Византийского мира (Византия, Армения, Грузия, Древнерусское государство и др.), Западной средневековой цивилизации, на арабском Востоке. Исчезновение книжной миниатюры стало следствием изобретения книгопечатания в середине 15 в. Самобытная школа книжной миниатюры также сложилась в Индии 16–17 вв.
Вознесение с Давидом и Исаией; Сошествие Cвятого Духа на апостолов (сверху, в своде церкви). Миниатюра из Гомилий Иа­ко­ва Кок­ки­но­ваф­ско­го
Произведения живописи
Exsultet
Exsultet, нотированные иллюминированные свитки, использовавшиеся в ходе католического пасхального богослужения в Южной Италии в 10–14 вв. Названы по первому слову праздничной молитвы «Exsultet iam angelica turba caelorum» (лат. «Возрадуйтесь же, хоры ангелов небесных»), зачитывающейся во время благословления пасхальной свечи. Текст, а также мелодия песнопения, записанные в этих свитках, восходят к южноитальянской литургической практике (беневентанский обряд). Свитки, как правило, имели крупный формат (до 0,3 х 9 м) и склеивались из нескольких больших листов пергамена; нотированный текст чередовался с иллюстрациями, развёрнутыми относительно него на 180° для удобства восприятия прихожанами во время чтения свитка с кафедры.
Христос во славе и Освящение воды. Миниатюра из свитка Exsulted. Южная Италия. 11 в.
Произведения живописи
«Морализованная Библия»
«Морализо́ванная Би́блия» (франц. Bible moralisée), тип средневековой западноевропейской иллюстрированной Библии, где изображения сопровождаются отрывками из Священного Писания и комментариями. Получил распространение в 13–15 вв. Первые «морализованные Библии» (манускрипты № 2554 и № 1179 из Австрийской национальной библиотеки, оба 1225–1249) связываются с заказом Бланки Кастильской, матери Людовика IX Святого. У рукописей этого типа – стандартный принцип размещения текста и иллюстраций: на каждой странице – восемь изображений, заключённых в медальоны (в 13 в.) или рамки иной формы (в более поздних памятниках); каждому изображению соответствует текст. Блоки из текста и иллюстрации к нему сгруппированы попарно: четыре фрагмента Священного Писания и четыре комментария, в которых сопоставляются события Ветхого и Нового Заветов или раскрывается их аллегорический и моральный смысл. К типу «морализованная Библия» исследователи относят от 7 до 15 манускриптов 13–15 вв.
Миниатюра из Морализованной Библии. Ок. 1215–1230
Живописцы
Лимбург (братья)
Ли́мбу́рг (Limbourg), французские живописцы-миниатюристы, братья: Поль (Paul) (год рождения неизвестен – ум. 1416), Эрман (Herman) (год рождения неизвестен – ум. 1416) и Жан (Johan) (год рождения неизвестен – ум. до 1416). Авторы иллюстраций «Морализованной Библии» (1402–1404), ряда миниатюр в «Прекраснейшем часослове Богоматери герцога Беррийского» («Très Belles Heures…»; около 1405–1409, все – Национальная библиотека, Париж) и др. Главное произведение – известнейший памятник позднеготического искусства «Роскошный часослов герцога Беррийского» («Très Riches Heures…»; Музей Конде, Шантийи):  из 129 миниатюр рукописи братьям Лимбург принадлежат 65 (созданы между 1412 и 1416).
Братья Лимбург. Январь. Миниатюра из Роскошного часослова герцога Беррийского
Термины
Златофонная миниатюра
Златофо́нная миниатю́ра, средневековая миниатюра с золотым фоном, который символизирует божественное сияние. Наибольшее распространение златофонные миниатюры получили в англосаксонском искусстве раннего Средневековья («Стокгольмский Золотой кодекс», середина 8 в.), в эпоху «Каролингского» («Золотой кодекс из Лорша», 778–820) и «Оттоновского возрождения» («Золотой кодекс из Эктернаха», 1030–1050), а также в византийском искусстве Македонского возрождения («Минологий Василия II», 1-я четверть 11 в.) и эпохи Комнинов («Гомилии Святого Иоанна Златоуста», 1074–1081). Золочение выполнялось в технике наложения листов сусального золота на поверхность пергамента. Покрытие золотом было одним из основополагающих этапов иллюминирования манускриптов, осуществлялось после написания текста и прорисовки контуров будущей миниатюры, но до нанесения красок.
Никифор III Вотаниат с Иоанном Златоустом и архангелом Михаилом. Миниатюра из «Слова Иоанна Златоуста». 1078–1081
Произведения живописи
«Атлантовские Библии»
«Атла́нтовские Би́блии» (итал. Bibbie Atlantiche), группа романских иллюстрированных манускриптов, созданных в центральной Италии во 2-й половине 11 – 1-й половине 12 вв. Рукописи этой группы представляют собой полный текст Вульгаты в едином томе (пандект), имеют крупные размеры (около 55–60 см на 30–40 см), в системе их декора используются инициалы, в некоторых экземплярах – также многорегистровые фронтисписы. Распространение манускриптов этого типа связывают с Григорианской реформой; к наиболее известным образцам относятся Библия Пантеона (Vat. lat. 12958), Палатинская Библия (Pal. lat. 3), Библия из Тоди (Vat. lat. 10405, все три – в Библиотеке Ватикана), Библия из Перуджи (Библиотека Augusta в Перудже, Сod. L.59).
Сотворение мира. Миниатюра из Библии из Перуджи. Ок. 1101–1150
Термины
Типологический принцип
Типологи́ческий при́нцип, экзегетический принцип сопоставления, согласования ветхозаветных и новозаветных событий, в основе которого лежит представление о прообразовательной роли Ветхого Завета (лат. Concordatio veteris ac novi testamenti – принцип согласования Заветов). В иконографии под термином «тип» (или «префигурация») понимаются сюжеты или персонажи Ветхого Завета, выступающие прообразами к новозаветным событиям и персонажам. Термин «антитип» используется для обозначения новозаветных сцен и персонажей, которые в рамках иконографической программы сопоставляются с ветхозаветными прообразами.
Вознесение и его прообразы. Миниатюра из Штаммхаймского миссала. Ок. 1170