Тег

Поэты-романтики

Поэты-романтики
Найденa 21 статья
Литераторы
Мельгунов Николай Александрович
Мельгуно́в Никола́й Алекса́ндрович (1804–1867), русский писатель, музыкальный критик, композитор. Член литературно-философского кружка любомудров; участвовал в создании журнала «Московский наблюдатель». С середины 1840-х гг. разрабатывал теорию, направленную на примирение западников и славянофилов, которая нашла отражение в его публицистических очерках: «Народная одежда и европейская мода» (1847), «Несколько слов о Москве и Петербурге» (1847). В статье «Глинка и его музыкальные сочинения» (создана в 1836, опубликована в 1874) предсказал его роль основоположника русской композиторской школы. Поддерживал идею учреждения консерватории в России. Автор сборника «Рассказы о былом и небывалом» (тома 1–2, 1834), в который вошли «страшные» повести в духе романтизма, путевых заметок, литературно-критических статей и других сочинений.
Николай Мельгунов
Литераторы
Жуковский Василий Андреевич
Жуко́вский Васи́лий Андре́евич (1783–1852), русский поэт, переводчик, живописец, рисовальщик, почётный член (1827), ординарный академик (1841) Петербургской академии наук. Один из основателей «Дружеского литературного общества» (1801) и общества «Арзамас» (1815). Создатель русской психологической лирики (стихотворения 1802–1814). Автор первой в России романтической баллады «Людмила» (1808), элегий, поэм, сказок и др. Переводил произведения древнегреческой («Одиссея»), немецкой, английской, французской, испанской («Дон-Кихот» М. де Сервантеса), персидской («Шах-наме» Фирдоуси) литературы. Учитель русского языка будущей императрицы Александры Фёдоровны, воспитатель Александра II (1826–1841). Его стихотворения многократно положены на музыку (автор текста гимна «Боже, царя храни!»). Классик русской литературы.
Василий Жуковский. Переснимок Карла Фишера. Конец 19 – начало 20 вв.
Литераторы
Гюндероде Каролина фон
Гю́ндероде Кароли́на фон (1780–1806), немецкая писательница, драматург. Основная тематика её творчества в духе романтизма связана с драматическим столкновением противоположных начал: жизнь – смерть, верность – предательство, воля – зависимость и другие; нередко обращалась к образам сильных и воинственных женщин. Автор сборников стихов и прозы «Стихи и фантазии» (1804), «Поэтические фрагменты» (1805) и «Мелета» (1906), драмы «Никатор: драматический набросок в трёх актах» (1805) и других произведений на любовные, преимущественно трагические сюжеты.
Каролина фон Гюндероде. 1800–1820
Направления, стили, жанры в литературе
Романтизм
Романти́зм, идейно-художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – 19 вв. Противопоставив себя Просвещению и созданной наукой Нового времени механистической концепции мира, романтизм выдвинул идею исторически становящегося мира-организма; открыл в человеке иррациональные глубины, связанные с воображением и сновидениями; способствовал появлению новых, свободных форм в литературе и искусстве, отразивших ощущение открытости и бесконечности бытия. Нередко романтизм понимается не только как исторический термин, но и как вневременна́я духовно-эстетическая ориентация, присущая произведениям различных эпох.
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818
Литераторы
Виньи Альфред де
Виньи́ Альфре́д де (1797–1863), французский писатель, драматург; граф. В историю литературы вошёл как автор первого французского исторического романа в духе В. Скотта («Сен-Мар, или Заговор времён Людовика ХIII», 1826), статей по романтической эстетике («Размышления о правде в искусстве», 1827; «Письмо Лорду***, 1829), переводов пьес У. Шекспира. Интерес писателя к незаурядным характерам и трагическим судьбам нашёл отражение в романах «Сен-Мар…», «Стелло, или Синие дьяволы» (1832), цикле повестей «Неволя и величие солдата» (1835), исторических драмах «Супруга маршала д’Анкра» (1831), «Чаттертон» (1835) и других произведениях. В сборник «Судьбы» (1864), над которым де Виньи работал последние годы жизни, вошли поэмы, объединённые мотивом духовного становления.
Альфред де Виньи. 1857–1865. Фото: Пьер Пети
Литераторы
Тегнер Эсайас
Тегне́р Эса́йас (1782–1846), шведский поэт. С 1826 г. епископ в г. Векшё. В творчестве воспевал героическое начало в человеке, живую, одухотворённую природу. В стихотворениях «Эпилог к присвоению магистерской степени в Лунде» (1820) и «Пролог» (1829), прочитанных во время посвящения студентов Лундского университета в магистры, изложил свои эстетические взгляды на поэзию, в основе которой должны лежать гармония и чёткость мысли. Прославился романтической поэмой «Сага о Фритьофе» (1825) на сюжет древнеисландской саги о Фритьофе Смелом. Среди других известных произведений: поэмы «Свеа» (1811), «Норе» (1814), «Аксель» (1822), «Коронованная невеста» (1841), идиллия «Первое причастие детей» (1820), поэтический цикл «Фантазии путешествия» (1840), стихотворения «Перелётные птицы» (1812), «Карл XII» (1818), «Прощание с лирой» (1845).
Юхан Густаф Сандберг. Портрет Эсайаса Тегнера. 1828
Литераторы
По Эдгар
По Э́дгар (1809–1849), американский писатель, литературный критик. Представитель американского романтизма. Один из основоположников жанра детектива. Центральное место в его прозе занимают темы смерти, страдания, двойничества, распада личности, врождённой порочности человека, необъяснимой жестокости и сверхъестественных способностей: новеллы «Рукопись, найденная в бутылке» (1833), «Лигейя» (1838), «Падение дома Ашеров» (1839), «Чёрный кот» (1843). Стихотворения «Ворон» (1845), широко прославившее имя По, «Улялюм» (1847), «Колокола» (1849) и др., пронизанные мотивами отчаяния и скорби, построены на сочетании виртуозной звукописи и изощрённого ритма с фантасмагоричными образами. В новелле «Убийство на улице Морг» (1841) и других произведениях разработал сюжетную схему детектива, основанную на противопоставлении гениального аналитика и обладающего обычными способностями человека (рассказчика).
Эдгар По. 1848
Литераторы
Мицкевич Адам
Мицке́вич Ада́м (1798–1855), польский поэт, общественный деятель. Основоположник польского романтизма: сборник «Поэзия» (том 1, 1822; том 2, 1823). Среди наиболее значимых произведений сборника: цикл «Баллады и романсы»; историческая поэма «Гражина», положившая начало жанру т. н. поэтической повести в польской литературе; фрагменты неоконченной драматической поэмы «Дзяды». Историческая поэма «Конрад Валленрод» (1828) о борьбе литовцев с немецкими крестоносцами ассоциировалась современниками с актуальными проблемами польского национально-освободительного движения. Главное сочинение – поэма «Пан Тадеуш» (1834) – польская национальная эпопея, в которой воссоздана уходящая эпоха «золотого века» польских дворянских вольностей (рубеж 18–19 вв.).
Портрет Адама Мицкевича
Литераторы
Словацкий Юлиуш
Слова́цкий Ю́лиуш (1809–1849), польский поэт, драматург. Один из крупнейших представителей польского романтизма. В поэмах в духе А. Мицкевича и Дж. Байрона воспел одиночество, страдания, отверженность от мира: «Гуго» (1829), «Араб» (1830), «Ян Белецкий» (1830). В пьесах политико-философского содержания активно использовал легендарные и исторические сюжеты («Кордиан», «Балладина», обе – 1834; «Мазепа», 1839). Позднее творчество пронизано мистическими и космическими мотивами: драма «Серебряный сон Саломеи» (1844), поэма «Ответ на "Псалмы будущего"» (1846), эпопея «Король-Дух» (середина 1840-х гг.).
Джеймс Хопвуд. Портрет Юлиуша Словацкого. 1838. По рисунку Юзефа Куровского
1
2
3